Без нас страна забудет слово «нефть»

Шестого сентября в России — День работников нефтяной и газовой промышленности. Это не календарный праздник для России, и многие не подозревают о его существовании. Но в северных регионах-кормильцах День нефтяника отмечают почти как Первомай. Потому что это настоящее торжество человека труда. Торжество тех, кто знает, чего это стоит — давать стране нефть. И таких — сотни тысяч. 

Без нас страна забудет слово «нефть»
Фото предоставлено пресс-службой OAО "Сургутнефтегаз".

В представлении многих россиян нефтяник — это суровый и мощный человек в робе с заиндевевшей бородой. Почти Дед Мороз. На самом деле, в отрасли трудится немало женщин, причем не только на вспомогательных направлениях, но и на профильных. Нефтяные дамы не только показывают себя высокими профессионалами. У них богатая внутренняя жизнь, активная общественная позиция, они — обладательницы всевозможных талантов. Конечно, такое всестороннее развитие возможно только при душевном покое, который дарят крепкий семейный тыл и любимая работа.

Корреспонденты «МК»-Югра» по долгу службы постоянно общаются с сотрудницами ОАО «Сургутнефтегаз», крупнейшей нефтедобывающей компании страны. И о ком, подумалось нам, стоит отдельно рассказать накануне Дня нефтяника, как не об этих прекрасных женщинах, посвятивших себя работе в нефтяной отрасли? Ведь такие истории могут вдохновить на ударный труд кого угодно. Итак, всем женщинам и их коллегам-соратникам Сургутнефтегаза посвящается...

Счастливого пути, водитель!

Еще два года назад Надежда Перминова жила в Перми и даже не могла представить, что судьба совсем скоро приведет ее с Южного Урала на Север. Но это случилось.

— Когда я была в отпуске, моя давняя подруга Наталья позвала меня к себе в гости в Сургут. Проезжая мимо офиса ОАО «Сургутнефтегаз», решила, что, если перееду в этот город, обязательно устроюсь работать только в эту компанию и только водителем. Так и получилось, моя мечта сбылась! — рассказывает собственную историю Н.И. Перминова.

По приезде в Сургут Надежда целенаправленно стремилась стать водителем автобуса. Долго искать работу ей не пришлось — в компанию «Сургутнефтегаз» пермячка устроилась по объявлению, и вот уже два года трудится водителем вахтового автобуса в Сургутском УТТ-3. Встает на работу в четыре часа утра, а в шесть уже получает путевой маршрутный лист и отправляется в рейс, доставляя вахтовые бригады из различных подразделений компании на Быстринское, Федоровское и другие месторождения акционерного общества.

— Чтобы не клонило ко сну, пью кофе или крепкий чай, а в дороге включаю музыку. Так и мне, и моим пассажирам веселее добираться до места работы, — улыбается симпатичный водитель.

Надежда окончила Пермское ПТУ-50 с дипломом швеи легкого платья, но никогда не работала по специальности. Как самая старшая в семье, с детства была приучена к труду, помогла во всем родителям, в том числе и воспитывать своих младших сестренок — Таню и Свету. Отец девушки, Иван Степанович, впервые посадил дочь за руль в 15 лет. Первым транспортным средством, которым Надя научилась управлять, был трактор Т-16. Семья занималась сельским хозяйством, и Надежда еще подростком помогала перевозить с поля картофель и сено. В 2012 году, сдав экзамены и получив документ, который дает право на управление транспортным средством соответствующей категории, Надежда целый год работала водителем маршрутного автобуса в Перми.

— Я перевозила пассажиров по одному из центральных маршрутов Перми. Поначалу приходилось нелегко, но потом постепенно освоилась, привыкла рано вставать и выносить нагрузки, — рассказывает Надежда.

Профессию водителя Надежда выбрала по зову души. К тому же ее мама, Екатерина Ильинична, одобрила решение дочери. Сидя в своем комфортабельном автобусе с надписью

«Сургутнефтегаз» на борту, она ни разу не пожалела о своем выборе. Всегда опрятная, собранная, с улыбкой на лице, девушка поднимает настроение окружающим, а своим профессиональным вождением внушает доверие пассажирам, большая часть которых — мужчины.

— Я люблю технику и никогда не боялась, изучая детали двигателя, испачкаться в машинном масле. Меня манит уходящая вдаль дорога, нравится наблюдать бесконечный поток проезжающих машин, вечерние огни, общаться с коллегами, — признается Надежда Перминова.

К симпатичному водителю коллеги привыкли не сразу. Многие мужчины, впервые увидев девушку за рулем, садились в автобус, прямо скажем, недоверчиво. Надежда со смехом вспоминает случай, когда один уж очень осторожный работник, сев в автобус и пристегнув ремень безопасности, вдруг спросил:

— Девушка, а вы что, точно водитель?

Услышав утвердительный ответ, мужчина вновь засомневался:

— А водите хорошо? Нас довезете?

— Если боитесь, возьмите Библию и молитесь или можете пересесть в другой вахтовый автобус, как раз к утру и доберетесь домой, — предложила Надежда под хохот остальных пассажиров, оценивших юмор.

После этих слов любопытный мужчина угомонился и угрюмо уставился в окно, а спустя два часа автобус благополучно доехал из Старой Федоровки до пункта назначения. Но чаще всего Надежда слышит в свой адрес слова благодарности: «Спасибо! С вами было приятно ехать!», пассажиры обычно интересуются: «Как дела? Все хорошо?».

По дороге мужчины-водители, завидев автобус, которым управляет Надежда, приветствуют ее с особой теплотой, ведь для своих коллег Надежда давно стала верным товарищем.

Безаварийная работа Перминовой свидетельствует о ее профессиональных качествах и неукоснительном соблюдении скоростного режима. Благодаря надежному обслуживанию техники и своевременному обеспечению запчастями поломок в пути у Надежды не было. По словам девушки, механик Виталий Иванович Спивак постоянно заботится о готовности автомобильного парка к работе и всегда готов прийти на помощь или дать полезный совет.

После работы Надежда пересаживается из автобуса в свою личный автомобиль и с семьей отправляется по магазинам, в кино или на природу. Женщина не мыслит себя без движения и всегда с удовольствием садится за руль, чтобы в конце поездки услышать знакомую фразу: «Счастливого пути, водитель!».

Когда машины — настоящая страсть

В ОАО «Сургутнефтегаз» не только уделяют много внимания профессиональному росту сотрудников, но и помогают проявить себя творчески. Один из способов — проведение традиционных конкурсов профессионального мастерства среди работников компании.

Конкурсы проводятся практически по всем специальностям, каждый год среди структурных подразделений организации выбирают лучших бурильщиков, экскаваторщиков, бухгалтеров, химиков, поваров. Традиционным стал конкурс на звание «Нефтяная королева», где представительницам прекрасного пола дают возможность показать себя во всей красе и стать обладательницей главной короны.

А начиная с прошлого года в Сургут­нефтегазе решили поддержать и прекрасных автолюбительниц. Решили проводить конкурс на звание лучшей автоледи.

Виктория Алешина, инженер по безо­пасности движения второй категории в отделе безопасности движения Сургутского УТТ №6 ОАО «Сургутнефтегаз», работает в нефтяной компании уже пять лет, но этот год стал для нее особенно запоминающимся. А все потому, что Виктория — водитель со стажем — смогла доказать свое мастерство и завоевать титул главной автоледи предприятия в 2015 году.

— Автомобили — моя настоящая страсть, поэтому мне это особенно приятно, — делится своими впечатлениями Виктория. — За рулем я уже давно, только официальный стаж вождения — 14 лет, а вообще отец, он у меня водитель-профессионал, ветеран труда, позволял мне садиться за руль лет с 12.

Напомним, что конкурс проходил в конце августа, в этом году он был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В соревнованиях принимали участие женщины-автолюбители, имеющие водительское удостоверение, со стажем вождения не менее трех лет, владеющие личным автомобилем и не допустившие нарушений правил дорожного движения. Обязательным условием было также добровольное страхование здоровья и жизни участниц.

Конечно, наша героиня не смогла остаться равнодушной и подала заявку на участие.

— В этом году я боролась за главный приз уже во второй раз. В прошлом году конкурс проходил впервые, я из-за небольшой оплошности — переезда за стоп-линию смогла занять лишь третье место, — рассказывает Виктория. — Я сделала работу над ошибками и в этом году поставила себе цель — победить.

В ходе конкурса жюри оценивало оригинальность, эстетическое оформление автомобилей участниц, техническое состояние транспортных средств. В соответствии с заданной тематикой конкурса Виктория решила сделать из своего автомобиля настоящий военный танк — Т-34:

— На мой взгляд, это самый красивый танк времен Великой Отечественной войны. В оформлении автомобиля мне очень помог мой муж, он серьезно занимается моделизмом техники, самолетов, поэтому ему не составило труда превратить мою «Мазду» в военный танк. Его башня была выполнена в масштабе 1:40 и полностью повторяла собой башню Т-34. Зрители и судьи оценили работу по достоинству, так что свою победу я делю с мужем.

Одержать уверенную победу в конкурсе было не так-то просто, в этом году на конкурс заявились 67 представительниц прекрасного пола, на теоретические испытания пришли 59, и 30 из них, успешно преодолев теорию, получили право пройти практический этап.

В качестве практического испытания девушкам предстояло выполнить фигурное вождение автомобиля, тут-то каждая и показала, на что способна. Девушки виртуозно выполняли «змейку» передним и задним ходом, въезжали на стоянку, заезжали в «гараж» — в общем, демонстрировали профессионализм вождения.

— Я не согласна, когда женщин на дороге не принимают всерьез, это несправедливо. Поэтому мы должны доказать, что женщины водят автомобиль не хуже мужчин, — комментирует Виктория. — Вообще, в нашей компании очень развита общественная деятельность, проходит огромное количество различных конкурсов. Сотрудникам всегда дают возможность проявить себя не только в работе, но и в творчестве, и это важно. В компании силен корпоративный дух, сейчас я даже не припомню, где еще уделяют столько внимания развитию сотрудников. Конкурс «Автоледи» молодой, но я думаю, что он у нас приживется на долгие годы, потому что очень интересный и помогает развивать культуру вождения. Может быть, все вместе мы, наконец-таки, развеем миф о том, что женщины — плохие водители.

Сибирские сказки Шахерезады

Гульшат Николаева трудится инженером первой категории центральной базовой лаборатории ЦБПО БНО ОАО «Сургутнефтегаз». Сентябрь для женщины станет праздничным во всех отношениях: в ее жизни произойдут сразу три радостных события, связанные с ее работой и семьей.

В начале сентября инженер вместе с коллегами встретит профессиональный праздник, затем вместе с семьей отпразднует пятилетний юбилей своей дочурки Киры и день рождения главы семейства, а в конце первого осеннего месяца отметит 11-ю годовщину трудовой деятельности в компании. Причем более десяти лет Гульшат трудится в родном коллективе.

В детстве Гульшат мечтала стать ветеринаром, лечить попавших в беду животных.Особенно нежные чувства, по ее словам, проявляла к кошкам, ласковым и нежным созданиям. Но на смену одной мечте пришла другая, и девушка из родного Стерлитамака отправилась в Уфу. В столице Башкирии успешно сдала экзамены и стала студенткой Уфимского государственного авиационного технологического университета. Получив специальность инженера-технолога материаловедения в машиностроении, решила отправиться покорять Север. В 2003 году Гульшат оказалась в Сургуте, ставшим для нее судьбоносным и родным на долгие годы. Здесь, на просторах Западной Сибири, она прошла становление как специалист, встретила новых друзей, обрела свое счастье, навсегда влюбившись в этот суровый таежный край.

На вопрос: «Что для вас значит работать в Сургутнефтегазе?» — Гульшат отвечает без долгих раздумий:

— Стабильность и уверенность в завтрашнем дне, в будущем. Мне нравится моя работа. Она очень интересная и творческая, ведь основное время я провожу за микроскопом.

Действительно, по роду своей деятельности инженер внимательно изучает структуру металлов, определяя их марку с помощью химического анализа. Специалист досконально изучила свойства кислот и умело пользуется твердомерами, за день через ее руки проходит множество колб и пробирок. Осуществляя входной контроль продукции, Гульшат определяет, как поведет себя металл в дальнейшем — при эксплуатации. Металл должен соответствовать техническим условиям, и, если изделие имеет дефект, инженер должен определить возможные причины его разрушения. Поэтому в работе инженера, прежде всего, важны скрупулезность, внимательность, знание химических элементов и их свойств.

Гульшат с благодарностью вспоминает инженера лаборатории Татьяну Михайловну Никитенко, которая передавала ей, тогда еще молодому специалисту, свой богатый опыт по материаловедению.

— В группе материаловедения очень дружный женский коллектив, поэтому единственный в нашем цветнике мужчина, лаборант Владислав Макаров, наверное, один из самых счастливых работников в компании, — смеется инженер.

Отличаясь творческой натурой, Гульшат с пользой проводит время и вне работы, поэтому, когда коллектив ЦБПО БНО выбрал ее претенденткой для участия в конкурсе красоты ОАО «Сургутнефтегаз» «Нефтяная королева», согласилась без раздумий. Перед зрителями и жюри инженер предстала в образе загадочной Шахерезады из восточной сказки «Тысяча и одна ночь».

О семье своих родителей Гульшат рассказывает с благодарностью:

— Моя мама, Мадина Файзнуровна, — очень добрая и мудрая женщина, папа, Кави Бакиевич, всегда отличался целеустремленностью и справедливостью. С детства они учили меня быть трудолюбивой и ответственной, поэтому мои родители всегда были и остаются для меня примером во всем.

О своей семье Гульшат говорит с поразительной теплотой и нежностью:

— Мы любим проводить время всей семьей, неважно где, главное — все вместе. Я не мыслю себя без своей семьи. Мы вместе путешествуем, предпочитаем отдыхать на природе за городом. С мужем Вадимом прививаем Кире любовь к жизни и своей Родине. Кира очень любит Россию и город Сургут, в котором она родилась, растения и животных. В свои пять лет она уже имеет мечту — стать космонавтом и бороздить просторы Вселенной.

Гульшат признается, что больше всего любит смотреть на мир, созерцать природу и петь песни. В 13 лет научилась играть на гитаре — спутнице надежд и мечтаний. В юные годы девушка поражала своих друзей виртуозным владением инструментом и неповторимым тембром голоса. Любимая песня Гульшат из кинофильма «Земля Санникова» стала своеобразным гимном для инженера-технолога. Этой песней она поднимает себе настроение, напевая знаменитые слова:

Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись,
Есть только миг
между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.

Слова инженера никогда не расходятся с делом, поэтому Гульшат уже год занимается йогой. Свое увлечение она объясняет просто: «Занятия йогой позволили мне заново поверить в себя».

А еще Гульшат любит принимать гостей и готовить вкусные блюда. Кулинарному искусству ее научила мама. Фирменным блюдом семьи Николаевых являются восточные какры, манты, пирог с мясом и картофелем и голубцы. Поистине — талантливый человек талантлив во всем!

Гульшат любит шутить и рассказывать друзьям добрые истории. Называя заветную мечту, Гульшат улыбается:

— Чтобы все окружающие меня люди были здоровы и счастливы. Желаю всем жить красиво, в гармонии с природой и самим собой! 

Лаборатория побед, или как вызвать реакцию успеха

Конкурсы профессионального мастерства по многим направлениям проходят в ОАО «Сургутнефтегаз» не первый год. Но есть и конкурсы-новички. Например, весной этого года провели второе по счету состязание на звание «Лучший инженер-химик».

— У нынешних молодых людей есть одна проблема: часто они не заинтересованы в собственном росте. Бывают даже такие случаи, когда молодые люди отказываются от руководящих должностей, потому что не желают брать на себя дополнительную ответственность. Поэтому думаю, что самая главная задача нашего конкурса — это все-таки мотивировать молодежь на повышение собственного мастерства, знаний и квалификации, — пояснил нам Игорь Камышин, главный инженер ИЭВЦ и председатель конкурсной комиссии.

Победительница конкурса «Лучший инженер-химик» явно из той породы людей, которые и сами стремятся профессионально и разносторонне расти. Инженер-химик Марина Яковлева работает в НГДУ «Талаканнефть» с 2010 года. Начинала она как лаборант химического анализа в лаборатории участка первичной переработки нефти и получения битума. В 2013 году девушка получила должность инженера-химика первой категории цеха подготовки и перекачки нефти.

Марина окончила Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина по специальности «инженер-эколог», но на этом решила не останавливаться и сейчас продолжает обучение в аспирантуре.

— У меня очень интересная география деятельности, — улыбаясь, говорит Марина. — Я проживаю в Москве, предприятие у меня в Сургуте, а работаю на Талакане. Как меня занесло на Крайний Север? Очень просто: училась по целевому договору от Республики Саха-Якутия и должна была отработать только три года. Но, как говорится, затянуло...

Кстати, в этом году Марина Яковлева уже заявила о себе и на 35-й научно-технической конференции ОАО «Сургут­нефтегаз». Там она заняла призовое третье место в секции «Добыча и подготовка нефти».

В конкурсе на звание лучшего инженера-химика с Мариной конкурировали 18 молодых специалистов из восьми структурных подразделений акционерного общества. Самое главное ограничение для участия в конкурсе — это возраст, специалист не должен быть старше 35 лет. Удивительно, но среди инженеров-химиков не оказалось ни одного представителя сильного пола. В химии только девушки?

Первым этапом конкурса было «Домашнее задание» — девушки проявляли творческие способности, подготовив презентацию на тему «Я — инженер-химик!». Тут, как говорится, кто на что горазд…

— Для подготовки у меня было не так много времени, тем более что только накануне я прилетела с вахты, — вспоминает Марина Яковлева. — Нужно было что-то быстро придумывать. Организаторы объяснили, что хорошо, если объект презентации можно будет потрогать и рассмотреть. И мне в голову пришла идея сделать молекулу толуола из полимерной глины. Это самый распространенный химический реактив, применяемый в ОАО «Сургутнефтегаз».

На втором этапе участницам предстояло продемонстрировать не только глубокие познания в области химии, техники безопасности и охраны труда, но и общую эрудицию. Теоретический этап конкурса проходил в формате викторины, мульти-игр и тестирования.

— На многие из вопросов не всякий химик смог бы ответить, а человек более любознательный ответил бы, — добавляет Марина Яковлева. — Вопросы были достаточно сложные, но очень интересные.

Заключительный этап — практический — был в новинку даже тем девушкам, которые уже принимали участие в конкурсе, потому что практику было решено ввести в конкурс только в 2015 году, чтобы усложнить задачу участницам.

— Честно говоря, практика в химии — довольно серьезное мероприятие. Я изначально был против практической части, но это, пожалуй, самый интересный этап, — признался председатель жюри Игорь Камышин.

К участию в практическом задании смогли приступить только пять девушек, которые показали лучшие результаты по итогам двух этапов и набрали наибольшее количество баллов. Несмотря на то что участницы точно не знали, какие задания им предстоят, они не слишком волновались.

— На практическом занятии нам нужно было готовить растворы, а это, по сути, наша обычная работа. Так что для меня это было не очень сложно, — поделилась мнением Марина Яковлева.

Как видим, уверенности девушки в себе можно только позавидовать. Но объективно оценивать свои способности — это важное качество. И обладают им только те, у кого есть достойная практическая и теоретическая база, те, кто способны мыслить по алгоритму и в случае необходимости — нешаблонно, те, кто знают цену труду и знаниям. Такой оказалась и наша героиня. 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 2 сентября 2015

Заголовок в газете: Без нас страна забудет слово «нефть»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру