3 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом

Долгое эхо Беслана

Каких-нибудь 15 лет назад мало кто знал о существовании города Беслана где-то на Северном Кавказе. 1 сентября 2004 года, когда экстремисты захватили местную школу №1, об этом городе узнал весь мир. 3 сентября произошла кровавая развязка драмы. Итогом террористической атаки стала гибель более 300 человек.

Долгое эхо Беслана
Михаил Мартынов. Фото из личного архива Михаила Мартынова.

С тех пор 3 сентября стало Днем солидарности в борьбе с терроризмом. В этот день не только в Беслане, но и по всей стране вспоминают жертв террористических актов, а также сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга.

Но это и день напоминания о том, насколько неустойчив и хрупок сов­ременный мир. Как легко сегодня стирается грань между добром и злом, ложью и правдой, жизнью и смертью. Мы живем в мире, где нарастает хаос, и жизнь человеческая ценится все меньше и меньше, становясь средством достижения политических целей и удов­летворения психопатологических амбиций.

Терроризм не признаёт национальных границ

По оценке профессора СурГУ Михаила Мартынова, террористическое движение по-настоящему начинает превращаться в самостоятельное в 1970-е гг. В 1972 году палестинские экстремисты из организации «Черный Октябрь» взяли в заложники израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене. Затем последовала вспышка «революционного террора» в Европе. Немецкая организация «Красная Армия», итальянские «Красные бригады» совершают террористические акты в отношении политиков и бизнесменов. Наиболее известен захват и убийство в 1978 году бывшего премьер-министра Италии Альдо Моро.

В 1990-е гг. терроризм приобретает новое качество — он становится международным, транснациональным, соответствующим эпохе глобализации. Произошло объединение под одной идеей и общим управлением прежде разнородных организаций. Ядром международного терроризма считается «Аль-Каида» (запрещена в РФ — Прим. ред.), деятельность которой отличается глобальностью, а состав — интернациональностью. По данным открытых источников, «Аль-Каида» имеет 3300 членов примерно в ста странах мира.

Считается, что выход терроризма на международную арену в качестве самостоятельной силы датируется атакой на здания Всемирного торгового центра и Пентагон в США 11 сентября 2001 года.

Россия стала одной из стран, на которую направлены атаки террористов. Наиболее страшными событиями были теракт в Москве — захват театрального центра на Дубровке, захват больницы в Буденновске и уже упоминавшийся захват и подрыв школы в Беслане.

При этом деление терроризма на международный и внутренний не всегда обоснованно. Это явление не признает национальных границ, и российские власти не раз призывали иностранные государства к совместному участию в борьбе с терроризмом.

Рост экстремизма в современной России обусловлен рядом объективных причин, среди которых и влияние экстремистской пропаганды, и недостатки в формировании ощущения государственной идентичности. Только как анекдот можно расценить случай, когда воспитанник в детском саду говорит, что столица нашей Родины — Махачкала.

Почему мы не любим мигрантов

Исследование на тему угрозы экстремизма в Ханты-Мансийском автономном округе проводило в 2015 году АУ ХМАО-Югры «Центр «Открытый регион» совместно с лабораторией социологических исследований СурГУ, возглавляемой профессором Михаилом Мартыновым. Из материалов исследования, предоставленных нашей редакции Сургутским государственным университетом, явствует, что рост возможности проникновения экстремистских настроений связан с усилением притока мигрантов.

Высокую активность в получении разрешения на работу проявляют иностранные граждане, прибывающие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. В основном они приезжают в города и районы, имеющие стабильное экономическое положение, высокий уровень жизни и предоставляющие возможность трудоустроиться. К их числу относятся Сургут, Нижневартовск и Ханты-Мансийск.

Почти 40% мигрантов превышали срок своего нахождения в регионе и составляли так называемую «группу риска», из которых 98,8% — граждане СНГ, 1,2% — лица, прибывшие из ЕС и иных государств. По половозрастному признаку среди иностранных граждан, входящих в «группу риска», преобладали мужчины (76,2%), из которых наибольшее число в возрасте 18-29 лет (47%), одна четвертая часть — в возрасте 30-39 лет (26%). В абсолютных числах среди нарушителей лидирующие позиции занимали граждане Таджикистана, Украины и Узбекистана.

Опрос проводился в 22 муниципалитетах Югры. Исследование показало, что 39,6% респондентов не видят угрозы экстремистских проявлений в своих населенных пунктах, а 37,1% опрошенных оценивают их угрозу как низкую. 18,9% респондентов отметили существенное улучшение ситуации в борьбе с терроризмом, 36,3% — некоторое улучшение. 75% опрошенных считают, что российские власти делают все возможное в этой сфере.

При этом эксперты отмечают определенную напряженность в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Девушкам, например, не нравится, как представители других национальностей пытаются с ними знакомиться. Существуют опасения, что мигранты составляют конкуренцию на рынке труда. По мнению доцента СурГУ Надежды Ушаковой, высказанному на недавнем медиафоруме в Нефтеюганске, толерантность напрямую зависит от уровня материального благополучия и срока жизни в Югре. Чем ниже уровень жизни и чем меньше человек проживает в ХМАО, тем негативнее он относится к приезжим.

Но есть в этой сфере и более серьезные проявления. Тюменская область, Югра и Ямал занимают вкупе третье место в России по числу жителей, ушедших в ИГИЛ (запрещена в РФ). Причем вербовка осуществляется даже в спортивных залах и местах лишения свободы. Печальную славу, по словам профессора Тюменского госуниверситета Александра Яркова, приобрела в этом плане колония в Локосово, ставшая рассадником исламского фундаментализма среди заключенных, в том числе славянской национальности.

У экстремиста нет национальности

Говоря о терроризме и экстремизме, обычно имеют в виду приверженцев ислама, и для этого есть основания. Как известно, в Советском Союзе было уничтожено много священников. В итоге у мусульман оставалось одно медресе, ислам стали преподавать иностранные проповедники. К тому же эта религия моложе христианства, в силу чего мусульмане настроены радикальнее. Сегодня они переживают тот же период, что христиане 500 лет назад, когда в Европе свирепствовала инквизиция.

Однако не нужно вешать всех собак на последователей пророка Мухаммеда. Большинство из них — вполне современные законопослушные люди. Выходцы с Кавказа и Средней Азии оценивают угрозу экстремизма в Югре примерно так же, как русские.

Более того, экстремистские проявления встречаются и среди славян. Вот конкретный пример. Ячейка русских националистов в Нижневартовске сняла клип «Проснись», признанный впоследствии экстремистским и запрещенный к распространению.

Или вполне невинное на первый взгляд объявление «Сдаю квартиру русской семье» тоже, оказывается, может считаться проявлением национализма. Как и слово «чурка», звучащее в быту. Бросит его глава семейства в сердцах, а у ребенка оно фиксируется в подсознании.

Интересное мнение на этот счет высказал профессор ТюмГУ Александр Ярков. Он призвал даже Великой Отечественной войне не придавать характер межнационального конфликта, то есть войны между русскими и немцами, так как по разным сторонам фронта сражались люди многих национальностей.

Профилактика экстремистских настроений в обществе зависит от усилий многих людей — представителей властных структур и правоохранительных органов, членов общественных организаций и национально-культурных автономий, учителей, журналистов и блогеров. Такая непростая тема, как межнациональные и межрелигиозные отношения, требует деликатного подхода. Здесь лучше не заострять внимания на конфликтах, а больше демонстрировать положительные примеры, участие людей разных национальностей и веро­исповедания в совместных проектах. Интересные примеры в этом плане можно в изобилии найти в нашем недавнем прошлом. Ту же книгу «Сказки народов СССР», издававшуюся в советские годы.

В жизни, к сожалению, нередко происходит наоборот. Журналисты охотно смакуют драки, а тот факт, что армяне и азербайджанцы идут в одном строю в «Бессмертном полку», их не интересует. Именно такой упрек в адрес СМИ прозвучал со стороны мусульманского духовенства на недавнем семинаре для журналистов в Сургутском госуниверситете, и его следует признать обоснованным. Печатное слово даже не каждый школьный учитель способен оценить адекватно.

Главным объектом пропаганды экстремистов является подрастающее поколение. Опросы показывают, что у основной массы молодежи нет национальных и расовых предрассудков, и это хороший результат. Он свидетельствует о том, что усилия властей и общества в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений достигают цели. Об опыте города Сургута в профилактике терроризма мы планируем рассказать в ближайшее время.

При поддержке администрации г. Сургута.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру