Что скрывает мир нефтегазовой отрасли

Будущие журналисты побывали на Кондинском месторождении

Нефтедобыча — дело серьезное. О том, чем на самом деле занимаются нефтяники, знают немногие, но от этого интерес к профессии не падает. Как происходит гидроразрыв пласта, бурятся скважины и добывается то самое «черное золото», узнали студенты кафедры журналистики Югорского государственного университета во время пресс-тура на Кондинское месторождение.

Будущие журналисты побывали на Кондинском месторождении
Чем пахнет «черное золото» Югры?

Как собирались...

Студенты — народ отчаянный, поэтому информация о сильном ветре и метели, посыпавшаяся на них за сутки до запланированного выезда, ничуть их не напугала. И вот в восемь часов утра назначенного дня, укутанные в свитеры и зимнюю «спецовку» нефтяников, юные журналисты загрузились в микроавтобус, чтобы спустя полтора часа пересесть в специальную машину для перевозки вахтовых рабочих, которая, в принципе, так и называется — вахтовка.

Если в микроавтобусе все мирно досыпали утренние часы сна, то в вахтовке даже задремать никому не удалось — все припали к окнам. Зрелище удивительное — не каждый день выпадает возможность проехаться по замерзшему Иртышу, который из-за бурана стал похож на снежную пустыню с барханами. Полчаса такой нетривиальной поездки, и журналистская делегация наконец-таки прибывает прямиком к самой желанной на тот момент точке пресс-тура — столовой.

Учебных тревог не предвидится

Сразу же после обеда «настоящих нефтя­ников» студенты отправились на ЦПС (Цент­ральный пункт сбора нефти), на территории которого сейчас расположен административный корпус месторождения. Далее экскурсантов ждал не менее важный этап поездки — инструктаж. Каски не снимать ни в коем случае, от сопровождающих не отходить, при срабатывании тревоги не паниковать… При этом было оговорено, что никаких учебных тревог не предвидится, поэтому любой сигнал может быть реальным. Затем студенты отправились знакомиться с объектами месторождения, зачем, собственно, все и приехали.

Куст, но не сирени

Следующим этапом экскурсии стал 11-й буровой куст (так называют систему скважин, трубопроводов и насосов) в 20 километрах от ЦПС. Этот путь журналисты снова преодолевали на вахтовом автобусе, не переставая внимать информации, поступающей непрерывным потоком.

Проект по разработке Эргинского кластера реализуется НК «Роснефть». Эргинский кластер сформирован на основе интеграции инфраструктуры Эргинского лицензионного участка с запасами 103 миллиона тонн нефти, а также Кондинской группы месторождений. Общая площадь лицензионных участков — более 5 тыс. квадратных километров. В Эргинский кластер входят Эргинское, Западно-Эргинское, Кондинское, Чапровское и Ново-Ендырское месторождения, расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Их суммарные запасы составляют 259 млн тонн нефти. На сегодняшний день пробурено 193 скважины.

По прибытии на куст журналистов встретила огромная буровая вышка, вокруг которой выстроена сложная система из труб и вентилей. Чуть поодаль ровными рядами расположились вагончики, в которых и протекают будни вахтовиков. Это не только места отдыха, но и различные лаборатории и операторные. В одном из вагончиков студентов ждал новый инструктаж по технике безопасности, после которого началась экскурсия по кусту скважин.

Сергей Мишин, начальник буровой, рассказал журналистам, что на данном кустовом участке планируется примерно за полтора года пробурить 24 скважины, сейчас производится бурение только первой. Чтобы пробурить одну скважину глубиной 2945 метров, нужно около 12 с половиной дней. После того как скважина пробурена, к дальнейшей работе на ней приступает бригада КРС (по капитальному и подземному ремонту скважин), а бурильный станок переезжает на следующий участок. И так будет продолжаться, пока не пробурится последняя на этом кусте 24-я скважина.

После экскурсии студенты забросали вопросами своих гидов. Помимо производственных процессов и работы самих скважин, их интересовало то, как здесь живут нефтяники. Ведь в таких непростых условиях не каждый выдержит.

— Живут сотрудники в вагончиках по два–четыре человека. Также есть отдельный вагон-сауна, столовая. Всего на кустовой площадке проживают 25 человек. Буровая бригада — 16 человек, восемь из них трудятся в дневную смену, восемь — выходят в ночь, плюс обслуживающий персонал. На данный момент сейчас здесь у нас работают десять буровых установок, в будущем на Кондинском месторождении планируется построить еще несколько буровых, — прокомментировал Сергей Ищадин, заместитель начальника службы буровых работ.

До следующего пункта пресс-тура журналистам пришлось добираться еще минут двадцать.

Здесь им довелось увидеть одно из самых интересных действ на всей территории месторождения — гидроразрыв пласта, или, если говорить на сленге нефтяников, ГРП. Чтобы не томить юные умы, студентов сразу же пригласили в один из вагончиков, где в лабораторных условиях показали, как происходит этот гидроразрыв.

— ГРП — это один из методов интенсификации работы нефтяных скважин. В скважину закачивается специальная жидкость — так называемый «гель», состоящий из воды и гуара (растительного полимера). Этот гель насосами закачивают в скважину, и за счет созданного высокого давления (300–500 атмосфер) он разрывает пласт, вызывая трещину, которую необходимо поддерживать в открытом состоянии, для чего закачивается расклинивающий реагент — пропант. По такой трещине обеспечивается дополнительный приток нефти, которая в ином случае в скважину бы не попала. Итог всего действия — в два раза больше нефти и газа, — объясняет Вадим Щитинкин, супервайзер по ГРП и представитель Роснефти.

После лаборатории журналистов снова вывели на улицу, чтобы показать, как происходит гидроразрыв не в масштабах лабораторной колбы, а уже целого участка месторождения. Огромные насосы, машины-миксеры, перемешивающие воду и полимер в огромных количествах, шланги, уходящие под землю, — все это впечатляет. А если представить, что под ногами разрывается целый пласт земли, так вообще дух захватывает.

«Мы приехали смотреть нефть!»

Последним этапом экскурсии снова стал ЦПС. Но в этот раз он не был ограничен лишь осмотром административного корпуса, и журналистскую делегацию повели знакомиться со всем производственным комплексом, который, к слову, оказался немаленьким. Огромная площадь с не менее огромными объектами, цехами — и маленькая группа людей между ними, которая выглядела, словно экспедиция полярников в снегах Северного полюса… Еще и сильный ветер добавлял антуража.

Основная задача ЦПС — подготовка товарной нефти. Технология подготовки сводится к сепарированию нефти от попутного газа и воды. Затем подготовленная нефть с уплотненностью менее 0,5% откачивается.

И последней, финальной точкой стало то, ради чего большая часть юных журналистов и приехала на месторождение, — демонстрация настоящей нефти. Под наблюдением работников лаборатории студентами была изучена бутылочка с черной жидкостью внутри, благодаря которой и разрослось месторождение на территории в 5 тыс. кв. км. Впечатляет.

По окончании пресс-тура, уже в микроавтобусе, студенты возбужденно делились эмоциями.

— Было достаточно весело, хотя первоначально идея поездки на месторождение вызывала сомнения. Пугала не сама задумка, а скорее погода, которая, по иронии судьбы, испортилась буквально за день до поездки. Многие переживали по этому поводу, но все обошлось, и это было круто. Я узнала много всего, в конце концов, не каждый день ездишь на нефтяное месторождение, — прокомментировала студентка Мария Кряжева.

Домой журналисты возвращались уставшими и немного замерзшими, но довольными от того, что им представилась такая уникальная возможность окунуться в мир нефтегазовой отрасли. Теперь они могут говорить, что знают свой родной округ немного больше, чем все остальные его жители.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру