Битва за историю: подробности Мангазейского хода в Сургуте

10.06.2019 в 18:37, просмотров: 620

Битва за историю: подробности Мангазейского хода в Сургуте
Василий Минин - воин, защищающий прошлое. Фото "МК" - Югра"

Как мы уже сообщали, 8 и 9 июня в Сургуте в шестой раз прошел фестиваль исторического моделирования и этнической музыки «Мангазейский ход».

Фестиваль иллюстрирует эпоху освоения Сибирской земли в XVI-XVIII вв. и строительства первых русских городов в Зауралье, а именно Тобольска, Березова, Сургута и легендарной Мангазеи.

«Мангазейский ход» проходил в парке «За Саймой», куда он в свое время переехал из историко-культурного центра «Старый Сургут», на территории которого не хватало места для настоящих баталий. А вот парк подходит прекрасно: здесь просторно, и само место специалистами «Старого Сургута» выбрано исторически верно – в 1594 году в месте слияния рек Бардаковка и Сайма высадились первые казаки, которые начали строить Сургутский острог.

Перенестись на четыре века назад сотням благодарных зрителей помогли, пожалуй, главные участники фестиваля – молодые русские воины из военно-исторического клуба «Служилые люди Сибири» из Омска. Ребята разыграли батальную сцену «Оборона города-крепости Тары» и другие битвы, в которых они сражались на протяжении этих двух дней.

Во второй день фестиваля, после того, как русские отбили свой острог у степняков, кстати, с помощью засадного полка, состоящего из сургутян, корреспондент «МК» - Югра» поговорила с руководителем «Служилых людей Сибири» Василием Мининым.

Интересно, что военно-исторический клуб создан на базе станции юного техника, а этот сильный мужчина в доспехах и с мечом является также педагогом дополнительного образования. Это классический вариант настоящего интеллигента – умного, образованного, сильного и созидающего.

- Василий Михайлович, расскажите, что вы делаете?

- Мы изучаем и популяризируем военную историю Западной Сибири.

- Только Сибири?

- И только узкий временной период – конец XVI - первая половина XVII века - время строительства русских городов.

- Когда вы начали заниматься военно-исторической реконструкцией?

- В 2009 году. Сегодня в нашем клубе занимается более 80 человек. Сюда на фестиваль приехало 43. Мы создали Центр исторической реконструкции в системе дополнительного образования Омской области, и это - наши ученики, мои и других педагогов.

- Расскажите про ваши костюмы, насколько они аутентичные? Вы сами их создаете?

- Да, все сами. Изучали музейные образцы, книги, общались с учеными. В итоге открыли в центре мастерские – кузницу, мастерские по обработке дерева, кожи и ткани.

- Что у вас за костюм?

- Это воссозданный образ служилого человека, то есть так одевался полусотник, сотник, либо дите боярское. Сверху на мне надет бахтерец – кольчуга с пластинами. На голове у меня турецкий шишак, этот шлем хорошо защищает. Далее - кафтан, чуга – короткий кафтан, порты, сапоги и перчатки. Сабля восточного образца, модифицированная московскими воинами под свои нужды.

- Она настоящая или это сувенирное оружие?

- Сабля настоящая, но не заточена.

- Сколько весит ваш костюм?

- Бахтерец – 14 кг, полный комплект – около 26 кило. В среднем наши костюмы весят от 12 до 30 килограмм.

- А сколько колечек в бахтерце?

- Около 7 тысяч плюс 800 пластинок. Все детали выкованы из стали.

- Кто все это изготовил?

- Я сам выковал саблю, у меня специализация – художественная обработка металла. Также я сшил кафтан, мы все делаем сами.

- Расскажите, сегодня, во второй день фестиваля, вы открыли праздник красочной баталией. Что это был за бой?

- Это дозорная тема, первые десятилетия в Западной Сибири московских войск, когда уже были построены остроги, русские закрепились и защищались от степных кочевников. В этой истории имеется в виду острог в Таре, который в начале 17 века несколько месяцев осаждало большое войско кочевников. Острог практически пал, но подоспела помощь объединенных войск Тобольска, Березова и Сургута, и крепость смогли отстоять.

Заметим, что вместе с юношами в центре военно-исторической реконструкции занимаются и девушки. На празднике они работали фотографами и корреспондентами. Девчата сами шьют себе наряды русских дев и замужних женщин. Так, Александра Силкина – педагог центра - сопровождала своих учениц в собственноручно сшитом костюме жены зажиточного стрельца.

- Знаете, никогда не любила историю, - призналась Александра. - И по-настоящему ею прониклась только у нас в центре, где история оживает и становится чем-то близким и настоящим. Можно почувствовать себя человеком русского средневековья и понять, что он чувствовал, как жил, что тогда происходило. Это очень интересно.

Интересно также было гостям в военном лагере служилых казаков. Здесь ребята обучали сургутян стрелять из лука и сражаться на саблях. А в это время на огороженной площадке, где десятью минутами ранее раздавались истерические крики начальника степняков и выстрелы отбивающихся московитов, весело кружились в хороводе парни и девушки под музыку группы «Северная легенда». Пройдет еще немного времени и на импровизированную сцену выйдет всеми любимая, светлая, как солнышко, певица Вера Кондратьева из Лянтора.

Праздник удался. В нем было все: музыка, а в первый день еще выступала фолк-группа «Gilead» из Тюмени, конкурс исторического костюма, мастер-классы на ремесленной улице, продажа русских национальных костюмов, сибирских мехов, игрушек и оберегов, и много вкусностей, которые уминали малыши и взрослые.

Но главное, что здесь происходило – это защита нашей истории от забвения. Возрождение гордости за наших предков, их подвиги и нашу землю. Это – настоящее, искреннее, своим примером воспитание подрастающего поколения. И это очень-очень интересно!