ПОРА: «Драйвером развития Арктики станет Северный морской путь»

ПОРА: «Драйвером развития Арктики станет Северный морской путь»

Развитие прилегающих к Севморпути территорий должно стать его основным приоритетом. Циркумполярные государства идут именно по этому пути, - рассказал на заседании дискуссионного клуба экспертного центра ПОРА ведущий научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН Алексей Фадеев.

По его словам, например, в Норвегии значительную долю работ, связанных с нефтяными месторождениями, выполняют компании, которые не имеют отношения к данной отрасли. Вовлечение малого и среднего бизнеса в реализацию арктических проектов приносит пользу и другим территориям: одно рабочее место в Арктике создает до 14 мест в соседних регионах.

Большинство принявших в заседании клуба экспертов сошлись во мнении, что для устойчивого развития прилегающих территорий также необходимо улучшать портовую инфраструктуру, расширять спектр грузов, которые перевозятся по Севморпути.

Директор консалтинговой компании «Гекон», член научно-технических советов Минприроды и Минтранса России Михаил Григорьев отметил, что в настоящее время 95% грузопотока по Северной морской магистрали приходится на вывоз арктических полезных ископаемых. При этом северный завоз и транзит обеспечивают лишь 5%.

Александр Кугаевский, заместитель ректора СВФУ (Якутск), к.э.н., член-корреспондент Российской инженерной Академии, напомнил, что на Севморпути еще в советское время существовали определенные трения между «речниками» и крупнотоннажными морскими судами. В 1990-х годах были свернуты работы по созданию перспективной лихтеровозной системы. При этом если трафик судов класса «река-море», которые смогут транспортировать грузы вглубь материка, существенно вырастет, то для Якутии Севморпуть станет «поясом жизни».

По мнению советника председателя Кольского научного центра РАН Владимира Маслобоева, множество судов в арктических морях – это большая нагрузка на экологию. Важно, чтобы выбросы не загрязняли АЗРФ. Поэтому необходимо предпринять превентивные меры по защите арктической природы.

Модератор заседания, координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Воротников уверен:  развитие Северного морского пути - проект длительный. И его влияние на  экономику прилегающих к нему территорий АЗРФ будет постепенно возрастать.

Так, например, Транссибирская магистраль строилась как дорога на Дальний Восток, а в результате превратилась в драйвер экономического развития всех территорий, прилегающих к Транссибу. Похожая ситуация и с такими реками, как Обь, Енисей или Лена.

- В Якутии принят бассейновый принцип территориального развития, - по бассейнам крупных рек. И другие арктические регионы могут взят его на вооружение. Такие реки, как Обь, Енисей, Лена, исторически представляют собой не только природные, но и экономические экосистемы, - подчеркнул эксперт.

Добавим, что Проектный офис развития Арктики — общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики.

Сайт экспертного центра: www.porarctic.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру