В Югре совершенствуют систему транспортных услуг

В Югре совершенствуют систему транспортных услуг
Проект реконструкции железнодорожного вокзала в Сургуте был выбран жителями в ходе открытого онлайн-голосования. Соцсети.

Вопросы безопасности и доступности транспортных услуг в регионе обсудили во время очередного тематического прямого эфира с губернатором Югры Натальей Комаровой.

— Вопросы доступности, обеспечения безопасности перемещения и перевозок между регионами для северян имеют важное значение. Нам крайне важно, чтобы округ был открытым для новых людей и новых возможностей, и все, что связано с транспортной системой, тесно переплетается с решением этой задачи. Транспортное обслуживание должно быть максимально синхронизировано с программами нашего региона и потребностями людей, — сказала глава региона.

Комфорт по доступной цене

Трансформация системы внутриреги­ональных авиаперевозок началась в 2019 году по поручению губернатора. В этом году на состояние отрасли повлияла пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения, однако работа по повышению доступности воздушного транспорта для населения не прекратилась.

Разработан новый порядок субсидирования межмуниципальных перевозок. Так называемый «Социальный стандарт ценовой доступности авиационной перевозки» устанавливает оптимальный размер тарифов для населения, а также порядок компенсации расходов авиакомпаниям для осуществления перевозок по этим тарифам.

— Например, в текущем году действующий тариф на маршруте Ханты-Мансийск — Когалым составляет 5136 рублей. Благодаря применению социального стандарта максимальный тариф по данному маршруту составит 2741 рубль. Новое расписание внутриокружных и межрегиональных авиаперевозок начнет действовать с начала следующего года, что позволит жителям и гостям Югры путешествовать в новогодние каникулы по доступным авиатарифам, — добавил директор окружного департамента дорожного хозяйства и транспорта Константин Гребешок.

— В следующем году будет разработан проект внутреннего и въездного туризма. Важно, чтобы регион был открыт для новых людей и новых возможностей. Все это связано с развитием транспортной системы, — сообщила Наталья Комарова.

К реализации новой модели развития пассажирских авиаперевозок в Югре приступили в прошлом году. В ее основе — принцип построения центрально-радиальной схемы авиамаршрутов. Теперь из хабов, расположенных в Ханты-Мансийске, Сургуте и Нижневартовске, можно отправиться в любую часть России. Остальные аэропорты региона связаны с центральными разветвленной сетью маршрутов. Были введены и новые внутриокружные рейсы.

Грамотное планирование маршрутов и федеральное субсидирование межрегиональных перелетов привело к росту числа пассажиров-югорчан.

— В прошлом году поток пассажиров из городов Югры увеличился на 40 процентов. В первом квартале текущего года рост межрегионального пассажиропотока увеличился до 60 процентов, — отметил президент компании «ЮТэйр — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. — Мы нащупали тот сегмент, где у югорчан наблюдается наибольший спрос, — полеты в регионы не через Москву, а напрямую. В рамках этой программы мы ввели дополнительные маршруты. К примеру, из Ханты-Мансийска — в Екатеринбург, Уфу, Омск, из Нижневартовска — в Самару и Уфу, из Сургута — в Пермь. По многим маршрутам было увеличено количество рейсов. Рейсы в Краснодар, Белгород, Ростов и Сочи стали круглогодичными.

В текущем году были субсидированы 14 межрегиональных маршрутов, для 11 из них субсидия предоставлена из окружного бюджета. В 2021 году субсидии будут выделены на 21 маршрут, 18 из которых будут находиться на дотации Югры. К тому же, как сказал Константин Гребешок, увеличится количество коммерческих рейсов, уже поступили предложения от авиакомпаний.

К слову, воздушный транспорт для Югры — не роскошь, а необходимость. В некоторые районы региона в межсезонье можно добраться только вертолетом. При этом жители жалуются, что приобрести билеты на такие маршруты, как и уточнить их наличие, можно только в кассе. В Интернете покупка билетов недоступна.

— В этом году мы приступили к решению данного вопроса. Работаем вместе с компанией «Сирена-Трэвел», — рассказал президент АО «ЮТэйр — Вертолетные услуги» Алексей Виноградов. — География полетов, инфраструктура населенных пунктов, оборудование вертолетных посадочных площадок, как и сама система продажи электронных билетов, значительно отличаются от самолетного сегмента и, соответственно, требуют индивидуального подхода к решению поставленной задачи.

Электронная платформа уже подготовлена, в 2021 году у югорчан появится возможность приобретать билеты для полета на вертолете онлайн.

О важности вертолетных маршрутов в регионе говорит и тот факт, что совет директоров ПАО «Газпром» безвозмездно передал правительству автономного округа контрольный пакет акций аэропорта в городе Белоярском. Теперь регион, по словам Натальи Комаровой, владеет 96,16% от общего объема акций объекта, остальные принадлежат авиакомпании «ЮТэйр».

— Авиаперевозки в определенные перио­ды года являются единственным способом того, чтобы люди добрались по месту жительства или по работе, делам, для отдыха за пределы муниципалитета, — отметила глава региона.

Быстро и безопасно

Говоря о воздушных гаванях, нельзя обойти вниманием водные артерии. Тем более протяженность внутренних водных путей в Югре превышает пять тысяч километров, и ежегодно речным транспортом пользуются около 400 тысяч пассажиров.

Пассажирские перевозки внутренним водным транспортом в автономном округе осуществляются по 13 межмуниципальным, 14 внутрирайонным и одному межрегиональному маршруту. При этом суда, которые используются для перевозки людей, довольно изношены.

— Средний возраст эксплуатируемых судов составляет 35 лет, что существенно превышает срок эксплуатации пассажирского флота, — уточнил генеральный директор АО «Северречфлот» Айрат Чумарин.

Суда, которые выработали свой ресурс, в регионе планомерно заменяют. В прошлом году на службу поступили теплоходы на подводных крыльях типа «Валдай-45Р». Этот теплоход за восемь часов преодолевает 400 километров, развивая скорость 65 км/ч. Отметим, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра одним из первых российских регионов приобрел данные транспортные средства для перевозки пассажиров по воде. Теплоходы были приобретены по профильной федеральной программе, на условиях льготного лизинга по ставке 2,5% годовых на 15 лет.

Второй этап реновации речфлота в округе предполагает замену четырех судов типа «Метеор». Первое новое судно встанет в строй в октябре следующего года, поставка еще трех ожидается в 2022-м.

— Это позволит сохранить социально значимые маршруты и совершать безаварийные рейсы более двадцати лет, — подчеркнул Айрат Чумарин.

Участники эфира побывали на онлайн-экскурсии в Березовском районе. В начале декабря здесь открылся новый авторечвокзал. В четырехэтажном здании разместились зал ожидания на 250 пассажиров, столовая и тренажерный зал.

— Комплекс данного объекта включает и другие инженерные решения. Это современная причальная стенка, которая позволит принимать все типы водных судов, а новый паромный причал предоставит возможность более комфортно осуществлять перевозку автотранспорта жителей и гостей района, — рассказал депутат совета депутатов городского поселения Березово Дмитрий Меньшиков.

— Спасибо, что дождались, — обратилась к жителям Наталья Комарова. — Объект из долгостроев, к сожалению. Но, мобилизовавшись, все-таки довели его до завершения. Очень рассчитываю на то, что он сыграет ту важную, колоссальную роль для открытости этой части нашего региона и новых возможностей для людей.

Масштабное преображение

Ждут новых транспортных объектов в Сургуте, Пыть-Яхе и Нягани. Железнодорожные вокзалы этих городов нуждаются в реконструкции.

— В Нягани строительно-монтажные работы ведутся в соответствии с заключенным государственным контрактом, — заверил Константин Гребешок.

По информации управления капитального строительства Югры, ввод объекта в эксплуатацию запланирован на июль 2021 года.

— Реализация проектов в Сургуте и Пыть-Яхе будет осуществляться за счет средств ОАО «РЖД» с предоставлением из бюджета автономного округа субсидий на возмещение части инвестиционных затрат, фактически понесенных компанией, — сообщила глава региона.

Планируемый срок начала строительно-монтажных работ в Сургуте — второй квартал 2021 года, ввод объекта в эксплуатацию — 2023 год. По реконструкции вокзального комплекса в Пыть-Яхе проектная документация находится на экспертизе. Ориентировочный срок получения заключения — первый квартал 2021 года.

Значительную часть разговора участники уделили общественному транспорту. Югорчане интересовались методами и режимом дезинфекции автобусов, теплыми остановками, новыми маршрутами. Так, не хватает автобусов в новых районах Нижневартовска. Глава столицы Самотлора спорить с замечанием жителей не стал.

Развитие городской транспортной инфраструктуры действительно отстает от темпов строительства новых микрорайонов. Однако и минус можно обратить в плюс. Город станет площадкой для пилотного проекта по внедрению новой модели транспортного обслуживания населения.

— После реформирования мы получим оптимальные маршрутную сеть и интервалы движения, обновленную дорожную инфраструктуру, современные остановочные павильоны, выделенные полосы, заездные карманы остановок, удобные цифровые сервисы для пассажиров. Контракт на данные работы заключим в феврале 2021 года. Работой будем заниматься совместно с жителями города, и все их предложения будут учтены при проектировании новой маршрутной сети, — пообещал глава Нижневартовска Василий Тихонов.

Наталья Комарова взяла ситуацию на карандаш, напомнив, что по итогам встречи будут сформированы поручения ответственным лицам. Главе Ханты-Мансийска Максиму Ряшину ждать окончания прямого эфира не пришлось, глава региона поставила перед ним четкую задачу: «Внедряйте цифровые технологии».

По мнению губернатора, цифровизация поможет решить проблему с общественным транспортом в отдаленных районах города. Один из жителей пожаловался, что водители маршрутки попросту не доезжают до конечной остановки, ссылаясь на низкий пассажиропоток. Жители района, в свою очередь, не хотят ждать автобуса, так как не уверены, что он придет. Детям приходится идти два километра до ближайшей остановки и три километра — до школы.

— Контракт с ИП, обслуживающим маршрут №17, за нарушение условий выполнения регулярных перевозок был расторгнут, — ответил Максим Ряшин. — Мы провели открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по указанному маршруту. Определен победитель. Предприниматель приступил к выполнению пассажирских перевозок.

— Чтобы не строить новые остановки, внедряйте цифровые технологии. Тогда люди будут подходить к автобусу, а не стоять часами в ожидании, — сказала Наталья Комарова.