Московские специалисты помогут врачам Югры освоить пересадку печени и сердца

Специалисты ОКБ Ханты-Мансийска вплотную подошли к этим высокотехнологичным операциям

Специалисты ОКБ Ханты-Мансийска вплотную подошли к этим высокотехнологичным операциям
dzhmao.ru.

Соглашение о сотрудничестве заключили департамент здравоохранения Югры и Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени В.И. Шумакова. Подписание состоялось в Ханты-Мансийске 18 мая, в ходе пленума правления Ассоциации гепатопанкреатобилиарных хирургов стран СНГ.

Цели подписанного соглашения - организация эффективной системы донорства и трансплантации органов в автономном округе, непрерывное развитие и внедрение передовых биомедицинских технологий. Как отметил один из подписантов, исполняющий обязанности директора департамента здравохранения Югры Владислав Нигматулин, для югорчан это первый опыт подобного заключения договора о сотрудничестве с одним из ведущих мировых медицинских учреждений. И неслучайно – именно в сфере трансплантологии. Здравоохранение в нашем регионе достигло высокого уровня в своем развитии и в освоении передовых медтехнологий. Ежегодно около 10-12 тысяч пациентов получают высокотехнологическую медпомощь в округе, и не более тысячи из них приходится отправлять в федеральные центры, остальным югорские медики помогают сами. Несколько лет назад в Югре была освоена и трансплантология: в окружной клинической больнице операция по пересадке почки проведена уже неоднократно. Но необходимо развиваться в этом направлении дальше, и без обмена опытом, участия ведущих специалистов это невозможно.

Соглашение между югорским здравоохранением и московским медцентром стало частью глобального процесса в рамках реализации Национальной технологической инициативы HealthNet, целью которой является координация действий органов исполнительной власти, институтов развития, государственных и частных компаний, общественных организаций по реализации инициатив, направленных на увеличение продолжительности и качества жизни граждан, обеспечение лидерства и конкуренции российских компаний на глобальном рынке здравоохранения. В прошлом году в России начала формироваться сеть национальных медицинских центров, которые в качестве экспертов обязаны курировать развитие разных видов медицинской помощи, оказывать коллегам как методологическую, так и практическую помощь в хирургии, кардиологии и так далее. Эту сеть сегодня составляют 22 федеральных учреждения. В области оказания помощи по трансплантации органов наибольшим авторитетом в России пользуется Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова. Заключив соглашение, руководство и коллектив этого учреждения взяли на себя обязательство помогать югорчанам, консультировать, браться за тяжелые случаи, приезжать в регион для выполнения первых операций того или иного вида.

Путь югорского здравоохранения к освоению трансплантации начался с пересадки почки. На брифинге представители окружной клинической больницы объяснили журналистам, почему сложилось именно так. Сегодня в листе ожидания по почкам - чуть менее сотни югорчан. Это контролируемая группа пациентов, а именно – люди, в основном «привязанные» к получению гемодиализа, к регулярному посещению медучреждения. Благодаря налаженной медпомощи и совершенствованию этой процедуры они могут жить с относительным комфортом достаточно долго, и продолжительность жизни на гемодиализе все увеличивается. Поэтому трансплантация почки хорошо поддается планированию и уже практически поставлена в Югре «на поток». Совсем не то с пациентами, нуждающимися в пересадке печени, – это контингент непостоянный, поступающий периодически, с осложнениями вроде цирроза, вирусного гепатита. В этом листе ожидания сегодня – шестнадцать югорчан, и формировать его очень сложно. Тем не менее, настрой у югорских медиков – серьезный: будем пересаживать то, что потребуется, заверил Владислав Нигматулин. В ближайших планах – освоение трансплантации печени и сердца.

- Для развития трансплантологии в России требуется общественная поддержка органного донорства, осознание обществом этих проблем, - говорит директор медцентра им В.И. Шумакова Сергей Готье, подписавший соглашение. – Да и в здравоохранении путь к пониманию этой сферы оказался непрост. Еще 10 лет назад студентам в российских вузах не преподавалась эта дисциплина. А краеугольным камнем был вопрос, что считать моментом смерти. Диагноз «смерть мозга» начали ставить лишь в восьмидесятых – это и позволило произвести первую в СССР успешную пересадку сердца в 1987 году. А в ЮАР это сделали на 20 лет раньше, не говоря уже о США. Трансплантология и донорство развивались в нашей стране по остаточному принципу, и мы потеряли в развитии пятьдесят лет. В 1965 году Б.В. Петровский, которому я в свое время помогал на операциях, сделал первую трансплантацию почки. Но даже он, академик, новатор, так и не пришел к выводу о том, что смерть – это смерть мозга. Первым решил этот вопрос для себя его ученик, Валерий Иванович Шумаков, именем которого назван наш центр. Сегодня благодаря решению вопроса о моменте смерти имеются правовые основы для поддержания органов в пригодном к трансплантации состоянии до того момента, когда они понадобятся пациентам. Большое достижение, что в 2015 году эта деятельность - деятельность по организации донорства в медицине - в России признана медицинской. Она по закону не подлежит оплате из личных средств и финансируется из федерального бюджета, лечебные учреждения получили возможность финансирования работы в этом направлении.

В современной трансплантологии в большинстве случаев речь идет о посмертном донорстве, поэтому настоящим принципом жизни (жизни для людей, нуждающихся в трансплантации) явилась в российском законодательстве презумпция согласия. Она гласит, что посмертное изъятие органов не допускается в случаях, когда при жизни умерший запретил использовать их для трансплантации, либо несогласие изъявили его близкие люди. Без презумпции согласия мы не достигли бы тех результатов в спасении людей, какие имеются сегодня, - почти две тысячи операций в России в год (четверть из них – в нашем центре), и их успешность с каждым годом все выше. Впрочем, нас не должны удовлетворять эти цифры, ведь в Испании на 1 млн человек производится 34 трансплантации, а в России – всего 3,8. Не устраивает и то, что регионы страны сильно отстают от Москвы в плане организации и массовости этого процесса. 59 субъектов РФ вообще не участвуют в донорских программах, хотя поставляют пациентов для выполнения трансплантаций – преимущественно в Москву.

Однако радует, что постепенно растет количество мультиорганных изъятий - именно это позволяет российским медикам увеличивать число трансплантаций. Также совершенствование медицинских технологий привело к тому, что в последние 5-6 лет российскими трансплантологами (в частности, специалистами центра им. Шумакова) разработан алгоритм поддержки пациентов с критической сердечной недостаточностью, позволяющий почти каждому дожить до получения донорского органа. Возраст донора уже давно превысил 50 лет, были даже случаи пересадки семидесятилетних сердец немолодым пациентам - с хорошим исходом. Эти успехи вывели московский медцентр в мировые лидеры по числу выполняемых трансплантаций сердца – до двухсот в год.

Сергей Владимирович рассказал, что сегодня из популистских соображений некоторые политики, общественные деятели продвигают идею отмены презумпции согласия. Но Русская православная церковь поддерживает отечественных трансплантологов. На днях состоялось освящение нового корпуса центра. Известна точка зрения Патриарха Кирилла: посмертное донорство – дело богоугодное, и прижизненное согласие на это должно быть в душе у каждого человека.

Мнения мнениями, но в первую очередь следует отладить российское законодательство, регулирующее трансплантологию – об этом среди прочего говорилось на пленуме трансплантологов, прошедшем в Ханты-Мансийске. Необходимо конкретизировать возможность человека выразить свое прижизненное несогласие с участием в донорской программе и форму фиксация этого несогласия. Кстати, Минздравом России уже предложен проект, который предусматривает возможность не только введения регистра доноров, но и создания сквозного общероссийского регистра всех трансплантационных вмешательств, изъятия органов и отслеживания результатов этих операций.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру