В югорском движении наставничества участвуют разные поколения

Учимся вместе

Гражданское общество Югры нацелено на взаимовыручку и поддержку. Одна из успешных практик региона в воспитании молодого поколения — система наставничества. Она развивается в регионе на всех уровнях, начиная со школ в небольших поселениях, заканчивая правительством Югры. Наставниками становятся не только успешные и опытные жители автономного округа, но и дети, которым также есть чему научить своих сверстников, а порой и взрослых.

Учимся вместе
Фото из личного архива Полины Никифоровой.

В школе №1 городского поселения Пойковский Нефтеюганского района работает специальное антикафе «Территория наставничества», где школьники передают друг другу свои навыки и умения, помогают товарищам в учебе. В качестве менторов здесь также привлекаются педагоги, родители, выпускники школы, молодые специалисты, успешные жители поселка.

Инициатором создания площадки взаимопомощи выступила ученица 11-го класса Полина Никифорова. По ее словам, еще в 2016 году она с группой активистов поняла, что возникла проблема в приобретении практических навыков.

— Сейчас все поддерживают дружеские отношения в разговорах по телефону, онлайн-перепиской, что приводит к дефициту живого общения и взаимодействия. Для нашей территориальной отдаленности от городской инфраструктуры, где нет молодежных кафе, кинотеатров, репетиционных центров, особенно актуально создание такого места, где подростки могут встречаться, общаться, получать новые знания. Помимо этого, ежегодно в школу прибывают от пяти до десяти детей из соседних государств, которые нуждаются в поддержке и сопровождении сверстников, — пояснила идею создания антикафе «Территория наставничества» Полина Никифорова.

На этапе планирования проекта она была еще наставляемой: выпускники школы помогали ей овладеть основами проектирования и навыками коммуникации с ровесниками. Вместе они участвовали в межрегиональной компетентностной олимпиаде, по результатам которой затем стали участниками семинара «Лидер Югры». Здесь их учили создавать собственные образовательные стратегии в сферах инновационного развития страны.

Ровесники — в роли понимающих наставников

Проект работает на базе школы уже в течение трех лет. Каждую субботу школьный фитобар превращается в антикафе, где собираются все желающие для встречи со своими наставниками. Автор проекта доказала, что ментором может быть не только взрослый, но и ребенок. Антикафе стало не просто площадкой, где школьники помогают друг другу в учебе, здесь проводятся мастер-классы по рисованию, игре на гитаре, рукоделию и многие другие обучающие и развивающие мероприятия. Также в школе набирает обороты общественное движение буккросинг, в рамках которого учащиеся обмениваются книгами, журналами.

Школьники самостоятельно выбирают, чем будут заниматься: в течение недели все желающие оставляют свои заявки, затем организаторы подбирают наставника по интересующему детей направлению. Также учащиеся указывают, чему они сами могут научить своих сверстников. На основе таких заявок здесь формируются пары, в которых оба участника становятся друг для друга наставниками: например, один помогает другому изучать английский язык, а второй учит его технике декорирования различных предметов.

— Почему-то, когда мы говорим о наставничестве, мы ассоциируем наставника с опытным человеком, который передает свои знания менее опытному собеседнику. Но благодаря новым технологиям мы должны признать, что сегодняшние дети в каких-то моментах на две головы выше нас, взрослых, — отмечает мама Полины, заместитель директора школы №1 и ее главный наставник Татьяна Никифорова.

Вход на «Территорию наставничества» свободный, сюда могут прийти не только ученики школы №1, но и другие юные жители поселения. По словам организаторов, такая площадка не требует больших вложений, поскольку помещение раз в неделю предоставляет школа, а угощения ребята приносят сами. Чаепития, конечно, не возбраняются, но первоочередная задача антикафе — помочь школьникам научиться чему-то новому, с пользой провести время, обрести новых друзей.

— Мне очень нравятся занятия в антикафе. Я умею играть на гитаре и помогаю другим научиться игре на этом музыкальном инструменте. Я считаю, что система наставничества необходима не только школьникам, но и взрослым. Ведь с помощью наставников можно узнавать что-то новое и интересное, приобретать новые навыки, — поделилась впечатлениями учащаяся школы №1 София Павлова.

Новые перспективы антикафе

По словам организаторов проекта, площадка на протяжении трех лет работы пользовалась популярностью у школьников, а порой не могла вместить всех желающих. В связи с этим Полина решила сделать проект более масштабным с помощью местных предпринимателей. Авторы проекта поставили для себя новую цель — открыть антикафе, которое станет новым местом для развития и обучения уже на уровне города. Такая «Территория наставничества» сможет принимать гостей уже не один раз в неделю, как в школе, а ежедневно.

В случае, если организаторы не смогут найти предпринимателей, которых заинтересует проект, антикафе «Территория наставничества» продолжит работу на базе местной школы.

НКО в Югре поддерживают

Перевести проект в городской формат может помочь Центр гражданских и социальных инициатив, который был создан в прошлом году по распоряжению правительства Югры. Одно из приоритетных направлений работы региональных властей — развитие и поддержка местного некоммерческого сектора. В связи с этим в правительстве автономного округа было принято решение запустить такой центр. Сегодня он уже успешно работает, его специалисты оказывают бесплатные консультации воодушевленным идеями югорчанам и некоммерческим организациям (НКО). Здесь не только рассказывают всем заинтересованным, как можно открыть некоммерческую организацию, но и помогают выйти на грантовую поддержку.

В центре проводятся семинары, тренинги и курсы повышения квалификации. Учреждение находится в Ханты-Мансийске, но при этом жители из других населенных пунктов могут зайти на официальный сайт фонда ugranko.ru и получить теоретические знания, выполнить практические задания, а также заручиться поддержкой наставника из числа сотрудников центра и других специалистов отрасли.

Кроме того, в настоящее время специалисты Центра гражданских и социальных инициатив Югры проводят выездные консультации в 14 муниципалитетах автономного округа. С расписанием мероприятий также можно ознакомиться на сайте.

На личном примере

В Югре существует множество площадок, которые занимаются развитием сферы наставничества, проводятся региональные форумы, круглые столы, мастер-классы и многое другое.

Полина Никифорова отметила успешную работу правительства Югры в сфере наставничества: региональным властям принадлежит значимая роль в информационной поддержке проекта антикафе «Территория наставничества».

Представители правительства Югры активно развивают систему наставничества на личном примере. Так, недавно губернатор автономного округа Наталья Комарова и ее заместители стали первыми наставниками в Югре в первом краткосрочном региональном проекте «Наставники: не рядом, а вместе». Кстати, автономный округ — один из трех регионов, которые первыми вступили в этот проект. В рамках данного проекта подростки участвовали в совещаниях руководителей, выезжали с ними в рабочие поездки, совместно посещали массовые досуговые мероприятия. Также подопечные и менторы поддерживали общение по телефону.

Наталья Комарова стала наставником для воспитанницы Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Радуга» Таисии Шаламовой. Губернатор помогала девушке определиться с будущей профессией, делилась своим увлечением книгами. Таисия, в свою очередь, поблагодарила руководителя региона за поддержку и ценные советы.

Первый этап краткосрочного проекта «Наставники: не рядом, а вместе» завершился. Свое продолжение он получил уже в муниципалитетах Югры, в частности, инициативу руководителя региона подхватили в Нижневартовске. В роли менторов в муниципалитете выступили глава города Василий Тихонов и его заместители. Далее наставниками станут представители администрации Ханты-Мансийска.

По словам заместителя директора департамента социального развития ХМАО-Югры, координатора проекта Елены Немчиновой, региональные и муниципальные власти доказали, что даже очень занятые и успешные люди всегда найдут время, чтобы подставить плечо и оказать поддержку детям.

Губернатор — лучший наставник

Успешную работу правительства Югры в данном проекте в этом году отметили в конкурсе наставников Уральского федерального округа: Наталья Комарова победила в номинации «Наставничество в социальной сфере».

Кроме того, губернатор Югры представила опыт в реализации проекта на Всероссийском форуме «Наставник», который проходил в Москве. От автономного округа в федеральном конкурсе приняли участие 195 наставников и разработчиков проектов, в том числе и ученица 11-го класса пойковской школы №1 Полина Никифорова. Конкурсная комиссия отметила ее работу среди сотен других участников и присудила почетное третье место в номинации «Дети учат детей».

В родном поселении достижения Полины также не остались без внимания: она была признана лауреатом премии главы Нефтеюганского района за успехи в сфере гражданско-патриотического воспитания молодого поколения.

Сейчас Полина занимается новым проектом — созданием агентства наставников «Мы», который будет представлять собой специальный сайт по подбору наставников из разных городов, регионов и даже стран. В настоящее время Полина разработала платформу к проекту, а дорабатывать его будет уже в легендарном лагере «Артек», путевку в который она выиграла в Агентстве стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру