В Сургуте открылась первая в городе технологическая школа

В инженеры я б пошёл!

1 сентября бывшая 13-я школа самого крупного города автономного округа встретила учащихся и их родителей новой вывеской: «Сургутская технологическая школа». К такому статусу руководство и коллектив учреждения шли не один год. Еще полтора года назад было принято совместное с департаментом образования города решение не просто отремонтировать учебное заведение, но и сделать его технологической школой, оснастив соответствующим оборудованием. О том, что изменилось в школе, как ученикам будут прививать технологическую культуру, и о многом другом читайте в материале нашего корреспондента, для которого провела экскурсию директор школы Лариса Самигуллина.

В инженеры я б пошёл!
Фото из архива редакции.

Проект не спонтанный

Для начала важное уточнение. Сургутская технологическая школа состоит из двух корпусов: бывших школ №38 и №13. Они уже не один десяток лет соседствуют друг с другом, пользуются одним спортзалом и многие праздники проводят совместно, поэтому их слияние в один масштабный проект рассматривалось как вполне логичное и в то же время прогрессивное.

— Мы готовились к ремонту здания и одновременно задумывались о том, чтобы получить новый статус. В Сургуте функционируют лицеи, гимназии, есть даже гимназия-лаборатория. Не было технологической школы, мы решили восполнить этот пробел, — рассказывает директор учреждения Лариса Самигуллина. — В последнее время много говорится о том, что на рынке не хватает рабочих специальностей. Выпадают из профессионального образования рабочие, а если быть точнее, инженерные специальности. И мы, как государственное учреждение, призваны решать эти задачи. Благодаря современному оборудованию, внеурочной деятельности планируем заинтересовать детей рабочими профессиями. И надеемся, что в последующем они станут инженерами.

К ремонту здания нашли интересный подход. На каждом этаже создали предметную область. На третьем расположились кабинеты для изучения естественно-научных дисциплин, на втором — гуманитарных. Обратили внимание на все нюансы. Даже стены в разных кабинетах раскрашены в определенные цвета, как это советуют делать психологи.

На первом этаже находится собственный школьный кванториум, или технопарк, — это три лаборатории с современным оборудованием: робототехника, технологическая и нанолаборатории. К слову, их соединили сквозными проходами, чтобы было удобнее организовать учебный процесс. Также на первом этаже есть свой школьный планетарий, кабинеты ОБЖ и для обучения правилам дорожного движения, комната дизайна (в том числе промышленного) и кабинет, в котором изучают предмет «Мой финансовый мир». Столы и стулья позволяют организовать обучение как индивидуально, так и в парах и группах.

Весь интерьер корпуса, где будут учиться дети 7–11 классов (с 1-го по 6-й классы обучаются в здании 38-й школы. — Прим. ред.), обновился полностью. Установлены новые учебные доски, мебель в классах и коридорах. В школе, где обучаются более 100 детей с ограниченными возможностями здоровья, организована безбарьерная среда: имеется пандус у входа в здание, поручни на лестницах, расширены дверные проемы, на пути движения по зданию школы установлены тактильные полосы.

В общей сложности на обновление школы было направлено около 40 миллионов рублей.

Всё — для всестороннего развития

Первое, что обращает на себя внимание при осмотре обновленной школы, — уникальные зоны отдыха на всех трех этажах. Уютные диваны отлично подойдут для тех, кто хочет привести мысли в порядок и восстановить силы. Кому нужна эмоциональная разгрузка, могут порисовать на большой доске, поиграть в шахматы. Для любителей математики и физики установлены уникальные игровые и познавательные зоны. Например, здесь можно на деле ознакомиться с принципом работы вечного двигателя.

Раздел «Астрономия» старшеклассники изучают не по учебникам, а в уникальном планетарии, где, расположившись на уютных пуфиках, они наблюдают за движением небесных тел.

Но самое интересное располагается на первом этаже — это уникальные лаборатории.

Молодой учитель технологии Виталий Ильюков, который третий год преподает в школе, признается, что ему самому наравне с детьми интересно познавать все новое:

— Мне отрадно работать именно в этой технологической школе. Сегодня технологическая культура подразумевает более широкий спектр и охват деятельности, нежели раньше. До этого у нас в основном была теория, с использованием средств ручного прикладного труда (лобзиков, слесарных ножовок и других инструментов). А сейчас у нас новые технологии. Технологии 3D-печати, 3D-прототипирования и моделирования. Плюс промышленный дизайн.

С обновлением в школу поступило такое оборудование, как лазерный гравер. Причем не простой, на котором можно сделать максимум чехол на телефон, а довольно серьезный, позволяющий работать на различных материалах. Также в лабораториях есть наборы «Космо», благодаря которым можно собрать беспилотные летательные аппараты. Любопытным выглядит зеркальный фотоаппарат, установленный на штатив и направленный в сторону рабочих столов. Педагоги объясняют, что он нужен для видеофиксации процесса сбора робота или того же дрона. Увлеченный занятием ребенок может придумать что-то новое, но из-за увлеченности не вспомнить, как это получилось. В этом случае как раз на помощь придет отснятое в процессе творчества видео.

— Мы уже проводим занятия с новым оборудованием. Например, на 3D-принтере. У нас сейчас как раз разрабатываются модели программного обеспечения, на которых ребята работают в ноутбуках. В частности, мы используем программу Autodesk Inventer, — добавляет Виталий Ильюков, который преподает технологию юношам седьмых и восьмых классов. — Все это очень нравится детям! Они сами понимают, что живут в информационном мире, и их не приходится уговаривать изучать все, что связано с компьютером. Могу даже сказать, что в этом плане они на шаг впереди нас, даже молодых педагогов.

Скоро у педагога, как и у многих его коллег, начнется процесс аттестации. В ближайшие полгода он будет аттестован в департаменте образования городской администрации. Руководство школы уделяет большое внимание дополнительному обучению учителей.

Никаких отборов

Примечательно, что, несмотря на статус единственной в Сургуте технологической школы, здесь перед новым учебным годом не проводилось никаких отборов. Просто объединили учащихся двух школ в классы. Разумеется, по направлениям: кому-то хочется учиться в гуманитарном, а кому-то — в физико-математическом классе.

Александра Фильчак учится в 9 «И» классе. Она была включена в физико-математический класс.

— Физика меня заинтересовала еще в седьмом классе. Это очень интересная наука, которая объединяет в себе много сфер и тем. Нравится, что она такая многообразная, включает в себя столько необычного, — считает девушка. — Мне очень понравилось преображение нашей школы. Все стало значительно комфортнее. У нас много нового оборудования, есть свой планетарий и даже кинотеатр! Теперь нашу технологическую школу сравнивают с московскими. Это очень перспективно, и мне повезло здесь учиться. Поэтому планирую пойти здесь и в 10–11 классы. Что касается профессии, пока трудно сказать, но это определенно будет технологическое направление.

Руководство школы отмечает, что планетарий, лаборатории могут посещать учащиеся из других школ микрорайона. Современные технологии будут доступны для изучения каждому ученику. При этом подчеркивается, что учреждение ориентировано не только на углубленное изучение инженерных специальностей.

— Мы уделяем большое внимание воспитательной составляющей. Когда люди видят нашу вывеску «Технологическая школа», перед ними сразу возникает образ: физика, математика, точные науки. А я всем говорю, что технологическая культура более широкое понятие. Она включает в себя культуру человеческих отношений, культуру дома, быта и экологии. Еще во время презентации проекта мы говорили о том, что технологическая культура — это этика, мировоззрение и мышление. И все это должно формироваться не только у ученика, но прежде всего — у учителя. Эти моменты для нас ключевые, — подчеркнула Лариса Самигуллина.

Губернатор расставила приоритеты

В рамках августовской конференции, которая прошла в Сургуте, технологическую школу посетила губернатор Югры Наталья Комарова.

Глава региона осталась довольна увиденным. Особенно Наталья Владимировна была впечатлена лабораторным оборудованием, позволяющим проводить опыты и создавать модели, аналогичные тем, которые разрабатывают студенты первых и вторых курсов физфака.

Губернатор обратила внимание на то, что сегодня педагогам нужно помогать детям общаться, находить общий язык со сверстниками. Осмотрев кабинет финансовой грамотности, глава региона предложила уделять внимание в образовательном процессе основам предпринимательской деятельности.

— Я уверена, что в такой образовательной среде получится взращивать достойную смену. О технологическом образовании мы уже говорили на педагогической конференции. И я как раз акцентировала внимание на предмете «Технология», который должен претерпеть кардинальные изменения. На вашем примере я вижу, какие именно изменения должны быть, — резюмировала Наталья Комарова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру