Об итогах и перспективах развития сферы образования рассказали в Сургуте

Куда идём и что имеем

В самом крупном городе Югры в следующем году начнется строительство двух школ — в 32-м и 33-м микрорайонах. Администрация заключит концессионные соглашения с потенциальными инвесторами. Какие задачи стоят перед сургутянами в образовательной сфере и каких результатов уже достигли, «МК»-Югра» рассказала почетный работник общего образования РФ, директор департамента образования администрации г. Сургута Анна Томазова.

Куда идём и что имеем
У каждой школы города есть свой уникальный проект, своя программа, которая позволяет быть успешным каждому ребенку в многовариативной системе образования. Фото Рамиля Нуриева. admsurgut.ru

В этом учебном году за школьные парты в Сургуте сели шесть тысяч первоклассников. Чуть более трети из всех учеников муниципалитета (33%) учатся во вторую смену. 44% учащихся начального звена посещают образовательные учреждения во второй половине дня. Ситуация с нехваткой площадей не нова ни для округа, ни для России в целом. Однако, согласно государственной программе, которая входит в реализацию приоритетного проекта, предполагающего создание в стране современной образовательной среды, до 2025 года в России все школы должны перейти на односменный режим работы. Для того чтобы успеть достичь через семь лет заветной цели, Сургуту потребуется 16 новых школ. К сожалению, невозможно быстро, как хотелось бы, ликвидировать проблему загруженности школ.

— Мы на протяжении ряда лет уже использовали внутренние ресурсы и переоборудовали, переоснастили ряд учебных кабинетов, которые ранее использовались под другие цели, — прокомментировала ситуацию Анна Томазова. — Это методические кабинеты, школьные музеи или те помещения, которые использовались для решения вопросов воспитательной направленности. В прошлом году в 44-й школе за счет перевода музея на другие площади получили еще два дополнительных учебных кабинета. В лицее №1 кабинет музыки переоборудовали под начальную школу. Уроки музыки проводятся в актовом зале. Стараемся максимально использовать имеющиеся площади и кабинеты под учебные классы. Включаем библиотеки в учебный процесс. В связи с возрастающей загруженностью школ с каждым годом уменьшали количество классов продленного дня. Оставляли, например, только места для остронуждающихся. Хотя в ряде учреждений «продленка» существует до сих пор.

Новые школьные объекты

Строительство школьных объектов за счет финансовой поддержки округа и средств городского бюджета происходит поэтапно. 1800 ученических мест позволят снять нагрузку с близлежащих школ и предоставят возможность новым первоклассникам, численность которых с каждым годом возрастает, учиться рядом с домом.

— Данная программа и количество объектов, которые запланированы для строительства, направлены на то, чтобы решить две важнейшие задачи, — объяснила Анна Томазова. — Первая — это подготовиться и обеспечить переход в односменный режим обучения, который ожидает нас с 2021 года в начальной школе и к 2025 году — во всех параллельных классах. Второе — это решение вопроса в новых микрорайонах по обес­печенности населения объектами общего образования. Две школы, которые мы получим в первую очередь, разгрузят те учреждения, которые работают у нас на предельной мощности. Это — 44-я школа, начальная школа «Перспектива», 13-я и 38-я школы.

По словам директора городского департамента образования, поэтапно будет решаться проблема отсутствия объектов образования в новых микрорайонах — 30А, 31Б и т. д. Там, где ведется жилая застройка. Каждый микрорайон должен быть обеспечен школами в шаговой доступности с учетом требований санитарных правил и норм.

Оптимальная учебная неделя

Однако если решение вопроса со строительством школ вполне очевидно, то не все современные образовательные программы дают возможность перехода учащихся на пятидневную учебную неделю. Хотя учреждения с «пятидневкой» в Сургуте есть. По мнению Анны Томазовой, современные образовательные программы не позволяют освоить учебные планы в пятидневном режиме. Если программа предполагает углубленное изучение предметов, то возрастает объем внеурочной деятельности, дополнительных занятий. И практика субъектов показывает, что такие учреждения работают только в шестидневном режиме для обеспечения планомерной нагрузки и качества освоения материала.

— Тут нужно учитывать, какие варианты учебных планов есть в образовательных программах. Сама программа разрабатывается полностью на учебный уровень: на начальную школу — на четыре года, на основную школу — на пять лет, на старшую школу — на два года. Нельзя сделать так, чтобы мы поучились сегодня в шестидневном режиме, вдруг передумали и решили перейти на пять учебных дней. По количеству и объему часов стандарт должен быть выполнен в соответствии с утвержденными правилами, — добавила руководитель департамента.

Техническое оснащение

Перечень оборудования по оснащению школ определен приказом Министерства образования РФ. Существует стартовый набор, необходимый для начала образовательного процесса. Однако современные стандарты однозначно предполагают строительство объектов с учетом безбарьерной среды. Сегодня это обязательное требование для всех образовательных учреждений. Потом в процессе деятельности образовательная организация, исходя из своих программ, может дооснастить учреждение в рамках субвенции необходимым оборудованием.

В этом году в Сургуте открылась первая технологическая школа с тремя квантумами, которые нацелены на развитие современных компетенций. Сегодня меняются мир профессий и требования работодателей к будущим сотрудникам. Поэтому цифровое образование, являющееся неотъемлемой частью Национальной технологической инициативы как программы общего государственного развития, не позволяет образовательной сфере стоять на месте в развитии данного аспекта, и Сургут тут не исключение.

— Во-первых, в наших городских школах робототехника введена во всех дошкольных учреждениях, и сегодня на разных уровнях это направление представлено во всех общеобразовательных учреждениях, — пояснила Анна Томазова. — На примере Сургутской технологической школы мы планируем оснастить подобным оборудованием кабинеты технологии под школьные технопарки еще в десяти образовательных учреждениях. Сделать это направление доступным во всех микрорайонах города.

На те же цели направлена деятельность городского кванториума. Но учреждение посещает большая часть детей среднего школьного звена, которые уже могут работать на высокотехнологичном оборудовании. А для того, чтобы обеспечить успешные старты, нужны базовые навыки. Поэтому реализуются программы в дошкольных учреждениях и есть программы в начальной школе.

Поводы для гордости

Но руководитель городского департамента образования считает нецелесообразным делать упор в образовании только на техническую составляющую. Не менее важно развивать эстетическое воспитание, творческие направления, естественно-научные и духовно-просветительские программы. И в этой части городские школьники и педагоги радуют результатами. Для тысячи ребят в течение прошлого учебного года появилась возможность выехать на соревнования регионального, российского и международного уровней и быть конкурентоспособными и успешными. 700 школьников стали призерами и привезли награды высших уровней.

В этом году департамент образования презентовал новый проект «Школьный оркестр». Шесть школ получили необходимые музыкальные инструменты, и учителя музыки вместе с Сургутской филармонией будут заниматься музыкальным развитием обучающихся, которое является мощной воспитательной составляющей.

В Сургуте у каждого образовательного учреждения есть свой уникальный проект, своя программа, которая позволяет быть успешным каждому ребенку в такой многовариативной системе образования.

— Одна школа сильна работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья и становится ресурсным центром, другие предлагают уникальные программы социализации для детей мигрантов, некоторые школы делают акцент на развитии одаренных детей, — объяснила Анна Томазова. — В этом учебном году мы сохранили многие успешные проекты и заявили о новых. Есть целый ряд проектов, которые транслируют на различные уровни. Совсем недавно пришла новость о том, что наш Центр детского творчества со своим проектом вошел в топ-100 лучших региональных проектов РФ. Специалисты предложили свой проект, который связан с российским движением школьников. Та же гимназия «Лаборатория Салахова» входит в топ-100 лучших учреждений образования России. Не в каждом субъекте Федерации есть такие. Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца на протяжении многих лет является уникальным образовательным учреждением с мощной базой духовно-нравственного воспитания. В этом году гимназия имени Фармана Салманова стала победителем на российском уровне, представив свой проект по лучшим практикам работы с родителями. По детскому самоуправлению представили свои проекты 15-я и 5-я школы и стали победителями. Лицей имени генерал-майора Василия Хисматулина стал лучшим среди учреждений с кадетскими классами и занял первое место. Наш педагог Екатерина Александровна Колесникова вошла в число пятнадцати лучших педагогов РФ. Этот список достижений сургутского образовательного пространства можно продолжать, — отметила руководитель департамента.

Успехи в образовательной среде муниципалитета основаны, прежде всего, на стремлении родителей всесторонне развивать своих детей. Однако не менее важным, по мнению Анны Томазовой, остается гармоничное взаимодействие общества, социальных бизнес-партнеров и власти.

— Успех системы образования Сургута складывается из многих составляющих. Конечно, это талантливые дети, у которых есть мудрые и неуспокоенные наставники. Это современная образовательная среда, в создании и развитии которой заинтересованы не только сами школьные учреждения. Это и поддержка городской администрации, Думы города, депутатов различных уровней. Многие проекты реализуются благодаря нашим социальным партнерам. В итоге всестороннее продуктивное взаимодействие создает условия для индивидуального развития каждого ребенка, — заключила директор департамента образования г. Сургута Анна Томазова.

О главном в новом году

Накануне наступления нового календарного года Анна Томазова пожелала ученикам находить для себя новые точки роста и выстраивать траекторию так, чтобы Сургут и Югра обрастали новыми специалистами высокого уровня; педагогам — успешно решать амбициозные и перспективные задачи, которые они поставили перед собой, а родителям — максимально вкладываться в развитие детей, чтобы еще не раз у них появлялись поводы для гордости.

Подготовлено при поддержке администрации г. Сургута.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру