В Югре реализуются проекты будущего

Как правильно воспитать хороших специалистов

В этом году в Сургуте заработал «Кванториум», одним из основных направлений работы которого является робототехника. Ребята от 10 до 18 лет три раза в неделю приходят на занятия, где могут мастерить умные устройства как по заданным параметрам, так и по своим схемам — самостоятельность здесь совсем не возбраняется, а наоборот, лишь приветствуется.

Как правильно воспитать хороших специалистов
Работа каждый раз в новой паре помогает кванторианцам учиться общению с разными людьми.

Сегодня о робототехнике говорят практически повсюду, но мало кто имеет представление, как она устроена. Отличный способ разобраться в новом инженерном направлении — отправиться в «Робоквантум» сургутского «Кванториума», который открылся в начале этого лета в 25-м микрорайоне города.

Для юных инженеров здесь имеется просторный кабинет, в котором можно одновременно проводить занятия для двух групп. Со стороны кажется, что единственное ограничение, касающееся процесса обучения, — это требование убрать рюкзаки и портфели в специальные ящички. В остальном относительная свобода, вся деятельность во время пребывания в «Кванториуме» направлена на раскрытие потенциала детей.

Во время нашего визита занятие для своей группы проводил преподаватель «Робоквантума» Марк Жулин. На занятии ребятам нужно собрать и запрограммировать робота для соревнований по сумо. Единственное требование: машина должна помещаться в куб, сторона которого составляет 25 сантиметров.

Работа в команде

Юные изобретатели дают волю фантазии и собирают очень интересных с виду роботов. Кто-то делает ставку на программирование: заставить своего «малыша» быстрее справиться с соперником. Кто-то обращает внимание на техническое оснащение и к двум двигателям добавляет еще и третий, чтобы был устойчивее во время борьбы.

— На всех занятиях работа проводится в парах, — объясняет Марк Александрович. — Каждый раз составляются новые пары. Это делается для того, чтобы будущие инженеры могли находить контакт с разными людьми.

Тринадцатилетний Дмитрий Берсенев учится в седьмом классе школы №10. Он уже не первый год занимается греко-римской борьбой, а в начале этого учебного года увлекся робототехникой. И это неудивительно: в школе у него любимый предмет — физика.

— Сегодня я работаю над программой, а мой напарник, Матвей Пристай (учащийся 5 «Д» класса гимназии имени Ф. Салманова. — Прим. «МК»-Югра».), собирает конструкцию. Мы всегда распределяем роли, перед тем как приступить к заданию, — делится подходом к работе Дмитрий. — У меня с самого детства дома были конструкторы. Уже потихоньку учусь программированию. У нас здесь три занятия в неделю, не пропускаю ни одного. Пока еще не думал, кем хочу стать, но думаю, что будущая профессия будет связана с точными науками, скорее всего, с физикой.

Немного отвлекшись, ребята снова берутся за дело и доводят свою машину до ума.

К слову, программирование в наборе LEGO Mindstorms — графическое. Чтобы научиться в нем программировать, необязательно проходить информатику, освоить его можно за пару занятий. Благодаря интуитивному интерфейсу дети достаточно быстро осваиваются в этом направлении и настраивают робота на выполнение разных функций.

Соревнования по сумо проводятся на специальном столе и действительно напоминают популярное японское единоборство. Задача у всех одна — поскорее вытолкнуть своим устройством робота соперников за пределы круга.

В этот раз у Димы и Матвея что-то пошло не так и их робот проиграл. Но ребята не расстроились, немного обсудили недостатки конструкции и решили, как их можно избежать в следующий раз.

Учащиеся больше часа конструировали и программировали своих роботов, а процесс разборки занял буквально несколько минут. Пара мгновений — и все детали уже в наборе. В «Робоквантуме» отмечают, что один набор в течение дня может собираться и разбираться до четырех раз.

Инициатива приветствуется

— В парной работе обычно один выступает программистом, а другой — инженером. Но если говорить, например, о таких соревнованиях, как «ИКАР», то там ролей у детей намного больше, — раскрывает подробности распределения ролей преподаватель. — Возьмем капитана команды, который выступает в роли менеджера. В его обязанности входит распределение задач между членами команды. Его основное качество — не паниковать, контролировать выполнение задач.

В «Кванториуме» своя методика преподавания направлений. У Марка Жулина классический метод преподавания. Сначала идет информация, которую ребята должны освоить, затем настает время практики, которая в большей степени выражается в соревнованиях по робототехнике. За одно занятие ребята должны научиться применять в деле новые знания.

Почему именно соревнования? Потому что они помогают вовлечь в общий процесс. Благодаря соревновательному процессу учащиеся испытывают положительные эмоции, также это способствует конкуренции и общему развитию всей группы.

— А еще есть такая модель образования — вытягивающая. Это когда тебе дают стул, стол и проблемные вопросы. Садишься и сам обучаешься. У нас это тоже применяется. Вот пришел ребенок, и у него есть мечта, например, собрать такой аппарат, который раздает шоколадки, или сконструировать счетчик посетителей. Он начинает работать над этим проектом. Мы таким ребятам просто предоставляем рабочее место и образовательные наборы. Конечно, консультируем и всячески помогаем, если они не против. Пожалуй, это идеальная схема, в которой должна прорабатываться кванториумная программа. Но тут все зависит от самих обучающихся. Не каждый ребенок десяти лет всегда понимает, чего он хочет. Если запроса на инициативу нет, мы работаем по классической схеме.

Действительно, собирать роботов по инструкции интересно, но куда интереснее конструировать что-то свое. В этом случае юный инженер сам решает, из каких деталей будет его машина и какие функции будет выполнять: собирать карандаши или, например, играть с котом.

Перспективное направление

В «Кванториуме» имеется большая робототехническая база, которая включает в себя робототехнические конструкторы, собранные практически со всего мира. По мнению заместителя директора по учебно-воспитательной работе Алексея Адюкова, данные наборы помогают обучать и готовить учащихся к соревнованиям международного уровня европейских и азиатских направлений. Направлений более чем предостаточно.

— На базе простых конструкторов и игры ребята обучаются азам программирования. Учатся конструировать сложные объекты, различные механизмы, манипуляторы, — резюмирует Алексей Витальевич. — Робототехника — одно из важных направлений нашей работы, которое включает в себя и обучению программированию, и в то же время конструирование, что прививает любовь к инженерным наукам. Это направление важно как для Сургута, так и для всего автономного округа.

Действительно, в последнее время региональные власти уделяют серьезное внимание популяризации инженерных профессий. Югра активно развивается и нуждается в специалистах, способных вывести инженерную отрасль на ведущую роль в стране.

И пусть большинство ребят, посещающих занятия по робототехнике, не станут изобретателями, но зато они найдут применение своим знаниям и умениям в своем родном автономном округе. Все в их руках.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 25 декабря 2018

Заголовок в газете: Проекты будущего

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру