Педагог — профессия повышенного риска

Предупредить выгорание

Как стресс отражается на здоровье педагога? Есть ли взаимосвязь между изменениями в сфере образования и самочувствием преподавателя? Как перенапряжение и усталость учителя влияют на учеников? Ответы на эти и многие другие вопросы есть у Виктории Чистовой, выпускницы магистратуры Сургутского государственного педагогического университета (СурГПУ).

Предупредить выгорание

Виктория — младший научный сотрудник в лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» («ЗОЖиОЗ») СурГПУ. «Путь к здоровью» — так называется разработанная ею комплексная адаптивная программа для педагогов вуза, у которых были выявлены те или иные функциональные нарушения.

— Программа «Путь к здоровью» включает в себя комплексную функциональную и психологическую диагностику с систематическими оздоровительными занятиями. Причем занятия можно выполнять непосредственно на рабочем месте после лекций и семинаров. А в выходные — проходить определенную норму шагов в день (Согласно рекомендациям ВОЗ минимальное количество активности должно составлять 10 тысяч шагов в день, — прим ред.). Составляя программу для женщин-преподавателей, мы учитывали состояние здоровья, возраст, физическую и функциональную подготовленность. Нагрузки увеличивались постепенно и варьировались в зависимости от самочувствия занимающихся. Всего от начала и до конца прошли программу и выполнили все рекомендации десять женщин — педагогов вуза, — рассказала автор разработки.

— Виктория, почему вы выбрали для изучения именно такую тему — здоровье педагогов?

— Сохранение и укрепление здоровья преподавателей вузов — очень важная тема и для государства, и для общества. Для образовательного учреждения актуально выявление причин развития стресса, так как неблагополучное психоэмоциональное состояние может отражаться не только на здоровье педагогов, но и на обучающихся и качестве обучения.

Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Накоплено большое количество фактов, указывающих на то, что педагогическая деятельность максимально мобилизует внутренние ресурсы организма, что приводит к формированию состояния хронического стресса. Это, в свою очередь, способствует развитию у педагогов невротических состояний, функциональных отклонений и хронических заболеваний.

— Лаборатория «ЗОЖиЗО» довольно давно занимается вопросами здоровья педагогов на Севере. Почему вы решили продолжить эту тему? Разве накопленных знаний недостаточно?

— Действительно, лаборатория возникла в 2008 году, а изучением здоровья будущих и настоящих педагогов в нашем вузе начали заниматься еще раньше. Но дело в том, что изменения в сфере образования происходят постоянно и у педагогов нет возможности адаптироваться к ним. Главная задача — предупредить эмоциональное выгорание педагогов, сохранить удовлетворенность от профессии, требующей значительных душевных сил и терпения. Поэтому всегда будет актуально искать пути решения по улучшению состояния и оптимизации профессиональной деятельности педагогов.

— Какие угрозы здоровью педагогов существуют?

— К сожалению, более чем у половины педагогов нашего вуза выявлены признаки профессионального выгорания и снижение работоспособности ЦНС. Профессиональные деформации, в частности, изменения в эмоциональной сфере, отражаются не только на успешности труда специалиста, но и на состоянии здоровья всех работников образовательных сфер. У преподавателей в результате хронического переутомления на фоне психоэмоциональной неустойчивости и низкой двигательной активности отмечается повышение артериального давления, что является основным глобальным фактором риска смертности в мире, по данным Всемирной организации здравоохранения. Также высокая подверженность педагогов развитию эмоционального выгорания традиционно объясняется высокой эмоциональной напряженностью педагогического труда. Эмоциональному выгоранию способствуют и постоянные переживания и сопереживания. Кстати, синдром эмоционального выгорания был включен в Международную классификацию болезней ВОЗ.

На протяжении учебного года у преподавателей высших учебных заведений нашей страны возникает высокое психоэмоциональное напряжение, которое является мощным негативным фактором.

— Что можно предпринять в этом случае?

— Во-первых, важно своевременно оценивать регуляторные системы организма, физическое и психологическое состояние преподавателей. И, во-вторых, на основе этой оценки определять конкретные профилактические мероприятия в рамках индивидуальных программ. Это касается и выявленных нарушений, и профилактики.

В ближайшее время у педагогов вуза появится возможность пройти самотестирование на электронной платформе: Виктория Чистова стала лауреатом Международного конкурса бизнес-планов с проектом «Разработка автоматизированной системы оценки профессиональных компетенций педагогических работников образовательных организаций для реализации образовательных программ в сфере здоровьесбережения», созданного при поддержке декана факультета физической культуры и спорта СурГПУ Алексея Фурсова.

Марина ПОПОВА, доктор медицинских наук, профессор, заведующая лабораторией «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» СурГПУ, научный руководитель Виктории Чистовой:

— Виктории удалось создать программу, которая формально называется «Путь к здоровью», а по сути — программу радости от возможностей своего физического тела, эмоционального комфорта, повышения настроения (без фармакологии). Это программа профессионала, вобравшая в себя все достижения мировой адаптивной физической культуры. Подчеркну, речь идет именно о научно-исследовательской программе с научно обоснованными рекомендациями: в этом ее принципиальное отличие от массовых популярных фитнес-программ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру