Как сотрудничают компании и люди северных земель в Сургутском районе

Как сотрудничают компании и люди северных земель в Сургутском районе
Благодаря проекту «IT-стойбище» детям коренного населения доступно дошкольное образование. Фото facebook.com/trubetskoisraion.

Испокон веков там, где снега и ветра, жили северяне: ханты, манси, ненцы. Бродили по тайге вслед за оленями, собирали ягоды, удили рыбу, ходили на зверя с луком и стрелами. Но времена меняются, и вот на югорские земли пришли чужаки, тоже охотники. Охотники за нефтью.

Первая встреча двух племен оказалась далеко не радостной. Буровое «оружие» нефтяников перерывало оленьи тропы, их железные кони на гусеничном ходу уничтожали ягель. Конечно, аборигенам такое соседство пришлось не по нраву.

Понадобилось время, чтобы стороны наладили отношения. Основой партнерства стал закон о родовых общинных угодьях, принятый в девяностые годы прошлого века. С тех пор нефтяники не заходят на те или иные земли без разрешения хозяев леса, восстанавливают поврежденное и компенсируют испорченное.

— Коренные малочисленные народы Севера много лет заключают договоры с недропользователями, которые работают на местах их проживания и наносят какой-то ущерб природе, пастбищам. Нефтяники должны этот ущерб компенсировать, — рассказала начальник отдела по недро­пользованию и работе с коренными малочисленными народами Севера администрации Сургутского района Любовь Ельмендеева.

Кстати, первый в Югре договор между геологами и представителями коренного населения, определяющий условия и порядок производства работ на родовых угодьях, был заключен в Сургутском районе.

— Предусмотрены разные виды компенсации: денежные средства, материально-техническая помощь, содействие в лечении и обучении. Нефтяники выдают коренным жителям бензопилы, стройматериалы, лодки, снегоходы, топливо, предоставляют по мере необходимости вертолеты и автомобили, — пояснила Любовь Ельмендеева. — С каждым годом увеличивается количество соглашений, суммы и, будем честны, потребности коренных народов. В прошлом году были заключены 848 соглашений на сумму 630 миллионов рублей. Условия каждый раз обговариваются индивидуально. Подписывает договор глава родового угодья, но в расчетах учитываются все члены его семьи.

Если по каким-либо причинам нефтяники и коренные жители не могут найти общего языка, к переговорам подключаются представители администрации Сургутского района либо автономного округа. Комиссия руководствуется утвержденной правительством методикой исчисления размера убытков, причиненных коренным малочисленным народам Севера промышленными компаниями.

— Специалисты считают реальный ущерб, который наносится нефтяниками земле и другим природным ресурсам, и упущенную выгоду при ухудшении качества ресурсов. В этом случае компенсация будет равна полученной сумме, однако обычно она на порядок меньше, чем по индивидуальному соглашению, — рассказала Любовь Ельмендеева.

Сейчас в Сургутском районе проживают примерно 3,5 тысячи представителей коренных северных народов, из них 2,5 тысячи человек придерживаются традиционного образа жизни. Они занимаются сбором дикоросов, рыболовством и охотой. Оленей разводят в основном жители северных территорий.

На пользу всем

Нефтедобывающие компании приходят на помощь и самому муниципалитету. Сотрудничество направлено на развитие социально-экономических проектов в Сургутском районе.

— На этот год заключено соглашение с компанией «Славнефть-Мегионнефтегаз» на три миллиона рублей. АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» поддержит детский оздоровительный лагерь «Кар-Тохи» в Русскинской на пять миллионов рублей. «ЛУКОЙЛ» направил более 44 миллионов рублей на ремонт котельной и реконструкцию сетей тепловодоснабжения в деревне Верхне-Мысовой (относится к Локосово. — Прим. ред.), потом котельная будет передана на баланс администрации Сургутского района. Маленькие компании заключают договоры на небольшие суммы, — сообщила Любовь Ельмендеева.

Что малым, что крупным инвесторам недостаточно просто сказать «Дайте денег». Средства нужно заработать, то есть подготовить проект. Работа подразумевает обоснование идеи, постановку цели и задач, описание предполагаемых результатов, составление сметы. Недропользователи хотят знать, куда именно они вкладывают средства, какова востребованность объекта либо мероприятия.

Власть и бизнес работают вместе в рамках государственной программы «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера».

В 2019 году были установлены три точки выхода в Интернет на стойбищах Степана Кечимова, Валентина Тэвлина и Клима Кантерова. В 2020 году доступом в Интернет были обеспечены еще шесть стойбищ. До конца этого года будут оборудованы двенадцать точек, половина из которых уже работает.

— Буквально на прошлой неделе ребята вернулись с Большого Югана, где установили спутниковую связь в трех совершенно одиночно расположенных среди тайги стойбищах. Оттуда уже можно звонить по сотовому телефону, пользоваться госуслугами, — продолжила Любовь Ельмендеева.

Если сначала коренные народы настороженно отнеслись к этой идее, то сейчас выстроились в очередь, оценив преимущества и удобство спутниковой связи.

— Каждую фамилию рассматривает специальная комиссия. В первую очередь Интернет проводят туда, где есть дети. Позже эти стойбища будут подключены к проекту «Стойбищная школа-сад», — уточнила Любовь Ельмендеева.

— Живя на земле коренных народов Севера, мы просто не имеем права не учитывать особенности их проживания. Мы стремимся максимально улучшить пребывание местных жителей в природных условиях. Уникальный опыт наших педагогов позволит объединить семейную и традиционную формы обучения с сохранением привычного образа жизни для детей и их родителей, — отметил ранее глава Сургутского района Андрей Трубецкой.

Напомним, в апреле проекты «IT-стойбище» и «Лесная школа» были представлены участникам Всероссийского совещания и 20-й сессии Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов и получили высокую оценку.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру