Мечтал стать геологом — и стал им

На таких должны равняться молодые сотрудники

Владимир Писку­нов возглавляет цех научно-иссле­до­ва­тельских и производственных работ НГДУ «Сургутнефть» более десяти лет. В общей сложности он работает в управлении почти 40 лет и давно заслужил звание ветерана ОАО «Сургутнефтегаз».

На таких должны равняться молодые сотрудники
Фото из личного архива.

Медведь не спугнул мечту

Когда Владимир Пискунов вместе с двумя друзьями-одноклассниками оканчивал школу, то твердо решил, что пойдет в геологи.

— Уже не помню, почему, но мы, трое школьных друзей, решили поступить в геологоразведочный техникум в Перми, — вспоминает Владимир Пискунов. — Мы все страстно этого хотели, но поступил только я один. Я мечтал стать геологом с юности, и я им стал.

Владимир Пискунов рассказал один интересный случай, который кажется ему сейчас курьезным. Будучи уже студентом, в 1974 году он проходил практику в Восточной Сибири, на Талаканском месторождении. Вместе со старшим товарищем-геологом будущий нефтяник проводил структурную съемку местности.

— Шли маршрутом, где-то по 15–20 километров в день, — описывает тот случай Владимир Павлович. — И вот однажды, геолог, значит, идет впереди, я — сзади с ружьем и лопатой. Моей задачей было копать ямы, необходимые для составления описания местности, лопата при этом — важнейший инструмент. И тут вдруг нам навстречу выскочил медведь. Он грозно рявкнул на нас и убежал, а я присел, опираясь на дерево, даже ружье не смог сдернуть. Со страху показалось, что мишка огромный, но, как мне потом сказали, это был медвежонок. Оказалось, что гнала зверя другая наша партия.

Пройденное испытание только закалило студента — он утвердился в решении стать геологом.

Повезло с наставниками

После окончания нефтяного техникума Владимиру Павловичу пришлось уехать из Перми. По распределению он попал в Туркмению, но поработал там недолго — пришло его время отдать долг Родине — служить в рядах Советской Армии.

После вернулся домой. Как раз в отпуск приехал старший брат, который работал в Сургуте. Из отпуска в Сургут они поехали уже вдвоем, это было в октябре 1978-го. С того времени начинается деятельность Владимира Павловича в НГДУ «Сургутнефть», которая продолжается и сегодня.

Сначала молодого геолога приняли оператором по добыче нефти в третий цех. — Меня закрепили за опытным специалистом, Николаем Патрикеевым, — рассказывает нефтяник. — К слову, в середине 1980-х, когда запускалось в разработку Сайгатинское месторождение, он открыл задвижку. В то время основной была фонтанная эксплуатация скважин. Но вскоре начался массовый перевод скважин на механизированную добычу. Работы было много, приходилось непросто.

Поработав оператором по поддержке пластового давления, Пискунов стал геологом по добыче, затем ведущим геологом. В 1983-м в управлении был организован пятый цех, куда Владимир Павлович перешел ведущим геологом. В цехе по добыче нефти и газа он трудился до 2005 года.

Взаимовыручка, дружба, рыбалка

О начале своего профессионального пути в управлении Владимир Павлович вспоминает с теплотой в душе. Жили в общежитиях, ждали своей очереди на получение квартиры, а потом на покупку машины. По выходным любили совершать прогулки. Особенно нравились молодым нефтяникам походы в столовую.

С набережной, где располагалось общежитие, пешком шли до рыбокомбината. Там они покупали очень вкусного копченого сырка. Не менее аппетитными были и рыбные пельмени, но в основном брали сырка.

Любили и сами выбраться на рыбалку. Раньше возле пятого цеха было много речушек и озер. Рыбными были и места на Сайгатино.

— Ездили на гусеничном транспортере-тягаче, который, кстати, еще и плавал. Не всем цехом, но желающих было много. Выезжали с ночевкой, спали в палатках. Рыбы было море. В то время с нами еще работали вахтовики. Они умели готовить этих щучек — запекали с молодой картошкой, привезенной с «большой земли». Прекрасное было время.

Молодые специалисты с удовольствием принимали участие в субботниках. По сути, они сами обустраивали свой быт. Посадка деревьев, покраска бордюров — все это было не только интересно, но и сплачивало коллектив.

Перерабатывали, когда нужно

— Если начальник говорил нам задержаться и сделать какую-то работу, в основном она касалась порывов, запуска скважин, то мы всегда оставались, не раздумывая. И не всегда за дополнительную оплату, — уверяет почетный нефтяник Сургутнефтегаза. — Как сейчас помню, тогда ежемесячно подводился итог, и при всех премировали. Вызывали на трибуну, где начальник пожимал тебе руку и вручал конверт с вознаграждением 30–40 рублей. По тем временам вполне нормальные деньги. Но приятнее было само внимание.

Тогда всеми молодыми работниками двигал дух романтики первооткрывателей. Это сейчас Сургут — один из самых современных городов России, а тогда, можно сказать, в окрестностях было только болото. Вместо нынешнего комфортного жилья стояли балки.

Пискунов прожил в общежитии с 1978 по 1983 год, пока ему как молодому работнику не предоставили жилье.

— Каждый с нетерпением ждал, когда получит собственную квартиру и… машину. Помню, как я поехал за своим автомобилем в Москву. И, представляете, в то время мне предлагали за него трехкомнатную квартиру в центре города.

Тогда все это было большим стимулом — своя квартира и машина. К тому же нефтяники помогали родственникам на «большой земле», «северные» это позволяли.

Новая роль в родном управлении

В 2005 году уже многоопытному Владимиру Павловичу предложили перейти в цех научно-исследовательских и производственных работ (ЦНИПР). Сначала трудился на должности заместителя начальника цеха, а год спустя возглавил цех.

— В мои обязанности входит общее руководство. Цех занимается исследованием работы скважин, но основная задача — это энергетика пласта, которую мы поддерживаем по нашим замерам, данным, исследованиям. По ним НГДУ корректирует работу цехов добычи, — объясняет свою нынешнюю деятельность Владимир Павлович, в подчинении у которого находятся 108 сотрудников.

Обычно рабочий день начальника ЦНИПР начинается с утренней планерки. В ней принимают участие начальники лабораторий: физико-химического анализа, гидродинамических исследований, геофизической и участка по депарафинизации.

Совместно они определяют задания на день, вносят коррективы в месячный план. Во время вечернего селектора начальник докладывает о проведенной работе в центральную инженерно-технологическую службу.

— Сегодня в цехе 28 лаборантов, и треть из них имеет высшее образование. А операторы по исследованию скважин практически все имеют высшее образование. Оно и понятно — оборудование требует громадных знаний, — объясняет начальник цеха.

Бывает, что задерживаются на работе, если того требует производство. У всех общие планы и задачи, которые надо решить, несмотря ни на что. Скрепляют коллектив славные традиции.

Приём на работу — только через собеседование

Владимир Пискунов несет личную ответственность за обеспечение эффективной деятельности цеха, занимается подбором кадров.

— Молодежи я бы посоветовал не стремиться сразу занять инженерно-техническую должность, — говорит начальник цеха. — Будущий руководитель должен поработать на производстве, узнать его изнутри, получить представление, чем занимаются подчиненные.

Есть немало хороших примеров. Выпускники нефтя­ного университета за короткий срок до призыва на срочную службу успевают зарекомендовать себя лучшим образом, впоследствии возвращаются на родное предприятие.

— При приеме на работу во время собеседования потенциальный сотрудник отвечает на ряд вопросов, и уже можно делать некоторые выводы. Ну и, само собой, смотришь на манеру поведения, умение держать себя, — дает пояснения Владимир Пискунов. — А затем соискатели проходят обязательное тестирование. Даже уборщицы. Тестирование я провожу со своими помощниками.

Хорошо помогает молодым сотрудникам школа наставничества.

— Начальник НГДУ «Сургутнефть» Алексей Зенов сохранил традиции наставничества. В прошлом году мы приняли на работу операторов по исследованию скважин, лаборантов химического анализа. Все они трудятся под опекой опытных коллег. В идеале было бы неплохо вернуть прежнюю практику распределения, чтобы студенты знали, где будут работать как минимум три года. — говорит Пискунов.

Династия нефтяников

У Владимира Павловича по-настоящему «нефтяная» семья. Супруга Ольга Николаевна — инженер группы повышения нефтеотдачи пластов. Взрослый сын Павел — начальник цеха №2 НГДУ «Сургутнефть». В свое время он тоже начинал оператором. Младший Антон уже год работает маркшейдером в том же нефтегазовом управлении.

Все они любят отдыхать на даче большой компанией.

— Если раньше я питался картошкой с «большой земли», то теперь сам вожу ее в Самару. Там картошка не успевает поспеть, сгорает от солнца, — рассказывает о дачных делах начальник цеха. — А жена любит цветами заниматься. Очень здорово у нее это получается.

— А вообще мне очень нравится Сургут. Динамичный город. Да и климат устраивает. Обустроить зимний вариант дачи — вообще все прекрасно будет, — делится планами Владимир Павлович.

Еще одно увлечение — книги. Из предпочитаемых — фантастика.

Юбилейный год

Что касается рабочих планов, то их тоже предостаточно. НГДУ «Сургутнефть» хотя и является самым старым управлением акционерного общества, но продолжает бурно развиваться и наращивать производство.

— Недавно запустили современную лабораторию на Южно-Нюрымском месторождении. В ней установлено новейшее оборудование. Как говорят, такого нет ни у кого в Западной Сибири. Так что мы ею гордимся, — заявляет начальник ЦНИПР.

Перевооружение производства, строительство новых опорных пунктов, закупка современной техники, освоение новых месторождений — все это происходило при непосредственном участии Владимира Пискунова.

— Думаю, года три-четыре еще можно поработать, если здоровье не подкачает, — делится планами почетный нефтяник. — Мне сейчас 61 год, если и уйду на пенсию, все равно буду помогать управлению как внештатник и наставник. На добровольных началах. У нас это заведено, и я не стану исключением.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру