— Я вырос в семье государственных служащих. Мой дед Михаил Дмитриевич и отец Анатолий Михайлович проработали в системе правоохранительных органов на транспорте почти по 30 лет каждый. Служили на Северном Урале и севере Тюменской области. Поэтому выбор моей профессии был фактически предрешен. После окончания юридического факультета я был принят на работу в Сургутскую транспортную прокуратуру, в которой трудился до 2007 года. Затем пять лет проходил службу транспортным прокурором в Кургане, а в начале 2012 года вернулся в Сургут и продолжил работу здесь.
— Зона ответственности Сургутской транспортной прокуратуры включает обширную территорию автономного округа от границы с Ямалом до Тобольска, где ваше ведомство курирует таможню, водный, воздушный и железнодорожный транспорт…
— Работа в прокуратуре строится в тесном взаимодействии с контрольно-надзорными и правоохранительными органами региона. Порой нам приходится выезжать на проверки в отдаленные районы округа, и чтобы добраться до пункта назначения, например, в Уватский или Березовский районы, используем все виды транспорта: железнодорожный, водный, авиационный.
В настоящий момент в прокуратуре работают 12 человек, в основном это молодые люди до 35 лет. Основной штат прокуратуры находится в Сургуте, а в Ханты-Мансийске находится мой старший помощник, который фактически в одиночку осуществляет надзор за исполнением законов на транспорте в западной части округа.
— Осуществляя надзорные функции, работники прокуратуры должны обладать глубокими знаниями и богатым практическим опытом. Расскажите о своих коллегах. Есть ли среди них ветераны ведомства или люди, чья деятельность отмечена правительственными наградами?
— На протяжении практически 20 лет прокуратуру возглавлял Алексей Борисович Хмелинин, создавший сплоченный коллектив настоящих профессионалов. Его костяк составляли Николай Захарович Лусь, Сергей Евгеньевич Пичужкин, Тамара Ивановна Пакуш, Зинаида Николаевна Симовская, Сергей Дмитриевич Шкварун. Именно эти опытные сотрудники передавали мне свой опыт, обучив меня азам профессии.
За последние годы состав прокурорских работников сменился фактически полностью. Большинство из них — молодые люди, выпускники государственных вузов, в основном, Екатеринбурга и Сургута. Их деятельность неоднократно поощрялась Генеральным прокурором России и Уральским транспортным прокурором.
— Одна из главных задач вашего ведомства — борьба с транзитом и сбытом наркотиков. Наркотрафики часто проходят через крупнейшие транспортные узлы Югры. Какие громкие преступления в этой сфере были раскрыты в прошлом году и доведены до суда?
— Основную массу образуют преступления, связанные с приобретением, хранением, перевозкой наркотических средств железнодорожным транспортом, в основном, транзитными пассажирами, следующими из Омской области и южных регионов России. Я не могу раскрывать методы проведения оперативно-розыскной работы, однако могу сообщить, что в настоящий момент на данном направлении трудятся специально обученные, сформированные из опытных оперативных сотрудников группы. Результат их работы трудно переоценить.
Отмечу, что проявляет высокую активность преступная среда, которая находит различные способы и средства перевозки и пересылки наркотических средств, используя всяческие ухищрения. Например, в последнее время широкое распространение получила пересылка наркотических средств почтовыми отправлениями, в том числе международными. Работа по выявлению подобных посылок и бандеролей с незаконными вложениями ведется совместно с таможенными органами при содействии ФГУП «Почта России», органами ФСКН России.
В 2013 году районными судами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры было рассмотрено 42 уголовных дела анализируемой категории. Совершившие их лица в зависимости от личности, характеризующих данных получили различное наказание в виде лишения свободы и штрафа. К некоторым преступникам судом была применена условная мера наказания. Как правило, лица, совершающие преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, задерживаются с поличным, в связи с чем все они признают свою вину, а уголовные дела рассматриваются в особом порядке, без проведения судебного следствия.
— Насколько часто в нашем регионе происходят таможенные преступления, связанные с контрабандой товаров?
— На мой взгляд, за последний год прокуратуре в целом удалось наладить систему противодействия незаконному перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза, основанную на взаимодействии правоохранительных органов. Результат — увеличение количества выявляемых правоохранительными органами преступлений указанной категории.
Уголовные дела в 2013 году возбуждались по фактам контрабанды наркотических средств и таких стратегически важных ресурсов, как нефтепродукты и лесоматериалы. По преступлениям указанной категории было расследовано 24 уголовных дела. Буквально накануне Нового года по материалам прокурорской проверки возбуждены уголовные дела по фактам контрабанды лесоматериалов и неуплаты таможенных платежей в десятки миллионов рублей. А по многоэпизодному уголовному делу о контрабанде нефтепродуктов на общую сумму более 8 млн рублей планируется завершить предварительное расследование в феврале этого года.
— Наиболее распространенные уголовные преступления на железной дороге — мошенничество и кражи. Их жертвами зачастую становятся вахтовики, путешествующие с крупными суммами наличных денег. Кто «чистит» эту публику сегодня — организованные преступные группы или одиночки?
— В течение 2013 года на железнодорожном транспорте было совершено 147 различных видов хищений, в аналогичный период 2012 года — 166. Как показывает следственная практика, практически все преступления данной категории совершаются одиночками, иногда случайными людьми, которых провоцирует легкая доступность чужого имущества. К сожалению, приходится констатировать, что граждане по-прежнему беспечно относятся к нему: оставляют на видном месте сотовые телефоны, другие материальные ценности, которые становятся легкой добычей преступников.
По-прежнему много преступлений совершается в отношении лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. У таких людей притупляется чувство осторожности по отношению к своему имуществу, они передают его или показывают место его нахождения. В 2013 году выявлен целый ряд хищений, совершенных проводниками железнодорожных вагонов, которые во всех случаях воспользовались беспечностью пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Основным способом защитить свое имущество от преступных посягательств является бережное и внимательное отношение к нему. Не следует провоцировать потенциальных преступников, оставляя ценные вещи на виду, излишне демонстрируя наличие у себя ценных вещей или распивая на объектах транспорта спиртные напитки. Большинство хищений на транспорте произошло именно вследствие неправильного поведения потерпевших.
— Много ли в прошлом году было преступлений экологического характера? Назовите крупнейших виновников. К каким видам наказаний они были приговорены в судах?
— Прокуратура не подменяет в этих вопросах соответствующие контрольные природоохранные органы. Основные усилия и действия сосредоточены, прежде всего, там, где исчерпываются полномочия органов местного самоуправления и контролирующих органов: на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью и затрагивающих интересы большого количества граждан.
Например, в 2012 году на территории станции Островной Свердловской железной дороги ОАО «РЖД» произошло возгорание нефтепродуктов в результате порыва резервуара, с последующим разливом нефтепродуктов на рельеф. По результатам проведенной прокуратурой проверки было возбуждено уголовное дело за незаконное предпринимательство. Юридическое лицо, эксплуатирующее данный объект, по постановлению прокурора привлечено к административной ответственности на сумму 1 млн рублей. Кроме того, судом удовлетворено заявление прокурора о взыскании с организации ущерба, причиненного почве, в сумме 3780 тыс. рублей.
— Представители вашего ведомства, как правило, поддерживают обвинение в судах. Всегда ли позиция прокуратуры находит поддержку членов судейского корпуса? Часто ли вы опротестовываете судебные решения в кассационных и апелляционных инстанциях? Насколько успешно?
— За 2013 год оперативные работники Сургутской транспортной прокуратуры приняли участие в рассмотрении судами 119 уголовных дел.
В уголовном процессе прокурор является одной из сторон процесса и обязан соблюдать объективность. Он должен выявить и тщательно рассмотреть все доказательства, свидетельствующие как в пользу обвиняемого, так и против него.
Требование к прокурору быть объективным, конечно же, закреплено и в Кодексе чести для прокурорских работников, в Законе о прокуратуре, согласно которым прокурор обязан выполнять задачи быстро, добросовестно, беспристрастно и бескорыстно.
Говоря о практике опротестования судебных решений по уголовным делам, можно сразу сказать, что она невелика. За оговоренный нами период опротестовано в апелляционном порядке одно оправдательное решение суда. Опротестовано успешно, уголовное дело судом апелляционной инстанции было отменено и направлено на новое рассмотрение в ином составе судей. По результатам повторного рассмотрения уголовного дела виновные понесли справедливое наказание.
— Коррупция в различных сферах деятельности приобрела поистине широкий размах. Несмотря на множество уголовных дел, связанных с этим преступлением, люди все равно идут на сделку с совестью. Как борются с проявлениями коррупции сотрудники транспортной прокуратуры в Югре? Может, у вас есть личное мнение, как можно сегодня успешно противостоять этому негативному социальному явлению?
— В 2013 году транспортной прокуратурой в сфере противодействия коррупции выявлена почти сотня нарушений законов, внесено свыше десятка представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых виновные понесли предусмотренную законом ответственность. В суд направлено четыре исковых заявления. Только по постановлениям прокурора привлечены должностные и юридические лица за административные правонарушения в сфере противодействия коррупции к административным штрафам на сумму свыше 600 тыс. рублей. В результате проведенной прокурорской проверки совместно с правоохранительными органами возбуждено уголовное дело о злоупотреблениях в Ханты-Мансийской таможне, которое находится в стадии расследования.
В 2013 году отмечено снижение выявленных коррупционных преступлений, что можно объяснить общим снижением уровня преступности в регионе. Безусловно, сыграли свою роль и принимаемые меры. Вместе с тем реальный уровень коррупции снижается медленнее, чем число регистрируемых преступлений. Это говорит о том, что работа правоохранительных органов пока еще не достаточно эффективна в условиях крайне высокой латентности коррупционных проявлений.
По итогам реформирования системы МВД России, численность личного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции значительно снизилась. Это не могло не сказаться на количественных показателях работы. Теперь, когда реформа практически завершена, есть все основания жестко спрашивать за результаты их работы.