МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Югра

Учиться, играя Идеал, который достижим

В Югре активно внедряют новые формы работы в сфере образования.

 За несколько лет в округе создали 29 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста по типу школа - детский сад. Посещают комплексы 3074 ребенка. Эксперимент по массовому внедрению предшкольного образования на базе комплекса школа-детский сад начался три года назад. Тогда слияние двух образовательных единиц волновало и педагогов, и родителей. Но четкую схему удалось выстроить довольно быстро. К примеру, в Сургуте одной из инновационных площадок стали детский сад "Ласточка" и начальная школа №42. И сейчас можно однозначно утверждать — эксперимент удался.

Российское образование после многолетних поисков четкого курса нашло, наконец, правильный вектор движения. Реформа системы образования была продиктована временем. Долгое время на всех уровнях шли разговоры о том, что нужно что-то менять, но четких представлений, как это сделать, до сих пор не было. Дошкольное образование, по мнению многих, более других нуждалось в модернизации. Ведь именно с детского сада начинается образовательный процесс. И от того, какую подготовку получит ребенок на дошкольной ступени, во многом зависит его дальнейшее развитие.

Немного истории

В 2005 году был запущен приоритетный национальный проект. На его реализацию правительство денег не пожалело. Объем финансирования программы составил более 2 миллиардов рублей. Треть суммы — средства федерального бюджета. Качество, доступность, эффективность — три кита, на которых призвана держаться новая система образования. Но вот парадокс: новые принципы работы определили еще в 2001-м, нацпроект запустили в 2005-м, а новый закон об образовании Дума приняла лишь в 2010-м году. Хотя принципиальных инноваций в документе нет. О том, что все новое — это хорошо забытое старое, говорят даже сами создатели документа. Например, объединение детских садов и школ началось еще в девяностые годы прошлого века. Тогда комплексы появлялись стихийно под влиянием социально-экономических процессов и открывались, в основном, на базе малокомплектных школ. Сначала слияние учреждений рассматривалось как единичное явление. Однако за 1992-1995 гг. количество школ-детских садов резко возросло, наметилась тенденция к открытию учреждений данного типа не только в сельской местности, но и в городах (Нефтеюганск, Сургут, Мегион, Ханты-Мансийск).

Эксперимент

Если высокий чин, как правило, смотрит на проблему как математик-ученый, то педагог-практик — как учитель арифметики. Предлагает конкретный способ решения задачки, а порой даже несколько. Три года назад на августовской конференции педагогов Югры прозвучало почти полторы сотни докладов. Работа одной из секций затрагивала самые основные направления модернизации развития дошкольного образования автономного округа. По планам, реформа образования должна прийти к логическому завершению в 2020 году. Уже сейчас видны перспективы. Главное в новой системе — сохранение здоровья и гармоничное развитие ребенка.

Сейчас то и дело с экранов звучит "в детский сад должен ходить каждый дошкольник". Да, должен, и ходил бы, да только нет столько детских садов, чтобы принять всех. Законотворцы предложили повсеместно внедрить новые формы работы: мини-сады, семейные детские сады, группы краткосрочного пребывания с соответствующим финансированием. Год подготовки к школе стал обязательным. Практически все нововведения в нашем округе действовали еще до опубликования официального документа.

Так, с первого сентября 2008 года в режиме эксперимента работали три школы Сургута. В микрорайоне железнодорожников из детского сада "Ласточка" и школы № 42 создали новую образовательную единицу — начальная школа - детский сад. Педагоги уверены, что такая реорганизация позволит выпускникам детских садов лучше подготовиться к учебе и психологически адаптироваться к школьной жизни. Инновационной площадкой школу №42 выбрали не случайно. Здесь более пяти лет реализуется авторская программа по предшкольному образованию на основе концепции, которую разработали в Министерстве образования и науки.

В детском саду "Ласточка" участниками эксперимента стали ребятишки из подготовительных групп. Они занимаются по специально разработанной программе "Гармония".

— Это программа, которая учит детей думать, мыслить, программа, которая научит детей общаться друг с другом. Это очень важно, — уверена учитель высшей категории Анна Бурага.

Для родителей дошколят соединение детского сада с начальной школой обернулось дополнительными затратами — учебники надо покупать. Зато малыши с удовольствием постигали первые азы школьных знаний. В идеале педагог должен быть один — и в группе, и в начальной школе. На директора школы легла двойная ответственность. Теперь в ее подчинении более 140 педагогов и 800 детей. Плюсы нововведения очевидны: экономия бюджетных средств, комфортная психологическая атмосфера для детей, к тому же два коллектива работают на одну цель и решают общие задачи.

Учебно-воспитательное партнерство

Не секрет, что в Сургуте многие дети не посещают детские сады. А те, кто имеет такую возможность, занимаются по разным программам, которые порой не совсем соответствуют учебным программам в начальной школе. Тем не менее, для успешной учебы дошкольники должны иметь примерно равные стартовые возможности.

Это не значит, что все дети должны уметь читать, писать считать до школы, они должны и психологически, и физически, и умственно быть подготовлены к восприятию нового учебного материала. Сургутские педагоги решили, что объединение ресурсов начальной школы и дошкольных образовательных учреждений позволит изменить ситуацию. Школы и детские сады имеют общие площади, кадровые и материальные ресурсы. По сути, сложилось учебно-воспитательное партнерство. Появились условия для занятий детей, не попавших в детские сады. На базе общего образовательного учреждения начальной школы создаются группы кратковременного пребывания, и группы, в которых детей готовят к школе. Ребятишек обучают и развивают по интегрированной программе с трехлетнего возраста. В одном занятии могут быть элементы математики, рисования, лепки и физкультуры. Ребята старших групп занимаются с педагогом начальной школы. Занятия — три раза в неделю.

Дошколята изучили все гласные буквы и звуки, умеют составлять буквы из разных материалов, делить слова на слоги, ставить ударения. Это, конечно же, поможет им в первом классе, — уверена учитель начальных классов Ольга Репенюк.

Специалисты образовательного учреждения охотно консультируют родителей. Например, как превратить скучные занятия в интересное и захватывающее времяпрепровождение.

Несколько лет назад это образовательное учреждение за свою программу получило два гранта от мэра города и губернатора Югры. Деньги потратили на специальную подготовку педагогов и переоборудование помещений.
— Мы создали такие условия, чтобы дети сразу здесь, в условиях детского сада, попали в атмосферу школьной жизни. На деньги гранта закупили мебель, доску. Дети стали относиться к занятиям более ответственно, — рассказывает директор начальной школы - детского сада №42 Алла Демерчан. — Для того, чтобы школьники легче адаптировались в сентябре-октябре, прийдя в 1 класс, мы постарались сделать так, чтобы занятия по предшкольной подготовке проводили учителя, которые их возьмут в первом классе. И уже сейчас я могу отметить, что те дети, которые приняли участие в эксперименте, легче адаптируются в условиях школы.

Учиться, играя, — достижимый идеал. Родители также отмечают положительные тенденции в развитии детей. Не секрет, что активные коммуникабельные ребятишки гораздо легче проходят период адаптации. Переход с дошкольной ступени в школу для таких учеников стал незаметным. Сложнее с застенчивыми и стеснительными.

— Когда мы только привели Пашу в садик, он часто плакал, не шел на контакт с детьми, я очень переживала, как он будет учиться в школе. Учитывая, что мой ребенок очень застенчив, я посчитала, что для него будет самый оптимальный вариант пойти к учителю, которого он знает. Благодаря этому легче пройдет адаптационный период, — говорит Евгения Семенова, мама первоклассника.

Результаты предшкольной подготовки, как говорится, налицо. Всего несколько недель прошло с начала учебного года, а Паша уже активно работает на уроке, общается со сверстниками и учителем.

Психолог начальной школы-детского сада №42 Наталья Карловская, которая во время всего эксперимента наблюдала за детьми, отмечает, что малыши легче адаптируются в школе, более гармонично развиваются. И вообще, для детей все инновации только во благо, потому что при разработке программы основной акцент делали на психологический и физический комфорт ребенка.

Перспективы

Педагоги начальной школы-детского сада №42 проводят мастер-классы для коллег. Их опыт помогает учителям, которые только планируют переходить на новую форму работы. Учителя не собираются останавливаться на достигнутом.

Мы постараемся сделать так, чтобы воспитатели, которые сейчас работают с детьми на дошкольной ступени, продолжали с ними заниматься и в школе. У нас есть такая возможность. Сегодня в коллективе детского сада есть учитель начальных классов, и через два года она уже сможет плавно повести их в школу, — говорит директор начальной школы-детского сада №42 Алла Демерчан.

Для родителей, педагогов, воспитателей школы, объединенной с детским садиком, очевидно, что их малыши в школе чувствуют себя уверенно и комфортно с первых дней учебы.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах