В этом году участниками кинофестиваля стали многие населенные пункты Югры — Ханты-Мансийск, Сургут, Когалым, Нефтеюганск, поселок Талинка, Урай, Югорск, Советский и другие. В городах и поселках Югры состоялись творческие встречи и показы фильмов о Великой Отечественной войне. Кроме того, фильмы о войне из архивов окружного государственного кинофонда демонстрировались в Домах культуры. Как сообщили в департаменте культуры ХМАО-Югры, в Сургуте фильмы о войне показывали в кинозале «Галерея кино» и киноцентре «Югра». Это фильмы, которые сами стали юбилейными, — «Командир счастливой «Щуки» (40 лет), «Горячий снег» (40 лет), «Весна на Одере» (45 лет), «Женя, Женечка и «Катюша» (45 лет) и другие.
В этом году в рамках окружного кинофестиваля Югру посетила народная артистка СССР Людмила Чурсина, которая провела творческие встречи со зрителями. На одной из таких встреч, состоявшихся в Сургуте восьмого мая, побывал корреспондент «МК».
О себе и о судьбе
Людмила Чурсина с первых же минут выступления заворожила зрителей позитивной энергетикой и обаянием. Актриса открыла встречу строчками стихотворения Анны Ахматовой о воинах, приближавших этот день. Она произнесла вдохновенные слова ветеранам: «На нашу землю пришел 67-й великий праздник, один из главных праздников нашей жизни — праздник Победы. Благодаря ей мы сегодня живем, творим, созидаем. Военные и послевоенные годы были полны испытаний — столько жертв, столько потерь. До тех пор, пока мы, наше поколение, наши дети, внуки, правнуки, будут благодарно помнить всех, кто не вернулся с войны, кто отдал молодость, силы, здоровье в этих чудовищных годах военных лет, мы сохраним основу человеческого нравственного пароля. От всех своих героинь, а их более 100, и экранных, и сценических, от коллектива Академического центрального театра Российской армии примите наше поклонение и нашу благодарность!»
Рассказ о творческом пути народная артистка начала с размышлений о жизни, что заставило зрителя вместе с ней задуматься о своей собственной судье и о своем призвании на этой земле.
— Оглядываюсь на свою жизнь и порой думаю, какая она длинная, а потом загляну в вечность — миг, мгновение, — поделилась своими мыслями Л. Чурсина. — Жизнь, действительно, — миг между прошлым и будущим, и надо ценить каждое мгновение этой жизни. Окидывая взором свою жизнь, я понимаю, что совершила многое за этот миг. Экран подарил мне встречи с удивительными судьбами, женскими характерами, которые очень разные — счастливые, несчастные, мятежные, покорные, любящие, ненавидящие.
Мне выпала возможность сыграть и женщин, которые были на передовой. Моя военная карьера в кино складывалась чрезвычайно удачно. Будучи студенткой 1-го курса, я в фильме «На семи ветрах» сыграла санитарку, это моя первая проба в кино. Затем другая роль — полной тупой и сытой фашистки в фильме «Щит и меч», позже сыграла лейтенанта в фильме «Прорыв», потом повысили в чин майора в фильме «Весна на Одере», где я сыграла военного врача. И всегда со мной были замечательные партнеры. После я сразу становлюсь полковником медицинской службы в фильме «Открытая книга». Но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, возможно, будет еще другая роль, и я надену генеральские лампасы.
По ее признанию, Людмиле Чурсиной часто приходилось играть роли женщин-военных. Но, согласитесь, не только те, кто был на передовой, кто непосредственно участвовал в боях, спасал наших воинов, но и те женщины, дети, которые трудились в тылу, непосильно работали, голодали, замерзали, тоже внесли огромный вклад в нашу Победу.
— И мне однажды повезло, — продолжала рассказ актриса, — я сыграла женщину, которая ничем не примечательна, честно трудится, растит сына, ждет мужа с войны, которого забрали на второй день после свадьбы (фильм «Журавушка»). Я даже не сразу согласилась на эту роль, размышляла, а зачем о ней снимать фильм, ничего особенного в ней нет, так трудятся и воспитывают детей все женщины страны, не она одна, их были миллионы в наших деревнях, колхозах. И когда мы приехали снимать в маленькую подмосковную деревушку, где каждая вторая женщина была с судьбой моей героини — война забрала всех мужей, сыновей, вернулось несколько покалеченных человек. У одной из таких женщин я и жила, она была для меня прообразом. Тогда я поняла, какой невидимый подвиг совершила эта женщина, как и многие, — она умела ждать. Когда фильм вышел на экраны, я не ожидала такой реакции — сотни, тысячи писем, полные узнавания, благодарности, и большое количество встреч, на которых женщины говорили: «Это все про меня!» .
С фильмом актерская труппа много ездила: были на Каннском фестивале во Франции. Затем — в Испании на фестивале в Сан-Себастьяно (лауреат Гран-при 17-го Международного кинофестиваля), 1969 год. У нас маленькая делегация под руководством Сергея Михалкова. Я думала, куда с нашим фильмом, где главная героиня в резиновых сапогах и много раз перелицованной юбке, это основной костюм моей героини, как, впрочем, и многих женщин села и деревни того времени.
Вручала премию Одри Хепберн. Получая награду, я понимала, что эта награда не только мне как актрисе за исполнение роли, эта награда — признание нашей российской женщины, которая умела воевать, трудиться, быть мужественной, умела ждать.
После творческой встречи была показана кинокартина с участием Людмилы Чурсиной «Весна на Одере» — художественный фильм режиссера Леона Саакова, снятый в 1967 году по мотивам одноименного романа Эммануила Казакевича. Действие разворачивается в последние месяцы Великой Отечественной войны в Германии. Майор Лубенцов встречает военврача Таню Кольцову, с которой когда-то, в 1941 году, они вместе выбирались из окружения. После этого их пути разошлись. А в апреле 1945-го, во время форсирования Одера, они снова оказываются вместе…
Вопросы из зала
Формат творческой встречи со зрителями предполагает диалог, поэтому «МК» решил привести наиболее интересные вопросы зрителей и ответы на них народной артистки России Л.А. Чурсиной.
— Вам удалось посмотреть город Сургут?
— Я здесь не впервые, мы приезжали сюда с Василием Лановым, играли в спектакле «Я ничего не помню». Однажды на большом празднике при участии руководства нефтяной компании у меня спросили, что вы сегодня играете, я ответила, что ничего не помню. Меня попросили хотя бы озвучить название спектакля, но я опять же им отвечаю, что ничего не помню. Когда на меня стали бросать «косые» взгляды, я объяснила, что так называется пьеса Артура Миллера, — «Я ничего не помню».
— А северные зрители отличаются от столичных?
— Чем дальше от Москвы, тем в лучшую сторону отличаются все люди, не только Севера, но и средней полосы, Сибири. Хотя и в Москве есть замечательные люди, но там они зрелищами перекормлены…
— Что бы вы сегодня пожелали себе и всем?
— Здоровья всем и себе. Будет здоровье, то и остальное будет. Когда есть здоровье, есть и счастье. Но мы этого не ценим, пока не начинаем терять. Это понимание приходит с возрастом.
Зрителей очень воодушевило выступление знаменитой актрисы. Ей долго аплодировали, не отпускали со сцены, дарили цветы. На прощание ей преподнесли сувенир, сделанный местными жителями, — хантыйский оберег на добрую память. «Приезжайте к нам еще!» — эта фраза, сказанная великой актрисе, стала лучшим итогом творческой встречи, состоявшейся в Югре в рамках окружного кинофестиваля «Киноленты, обожженные войной».