Правительство Тюменской области и профильные общественные структуры задолго до вступления во Всемирную Торговую Организацию взялись за выработку системной поддержки местных товаропроизводителей. Результаты не замедлили сказаться: регион занял ведущие позиции в области экономических преобразований, наращивании ВВП, инвестиционной привлекательности.
Три года назад в регионе успешно стартовала акция «Покупаем тюменское!» В нее включились органы местного самоуправления городов и районов юга области, местные сельхозтоваропроизводители, предприятия торговли, потребители. Незаметно для самих участников акция трансформировалась в масштабный проект по поддержке местного предпринимательства. Об очередном этапе в развитии данного проекта «МК» в Тюмени» рассказал начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев.
По его словам, полтора месяца назад со всеми товаропроводящими сетями области были подписаны соглашения в рамках проекта «Покупаем тюменское!» Вторым шагом станет подписание таких же соглашений с местными товаропроизводителями. Какова цель и содержание двусторонних соглашений? Основная сверхзадача — продвижение местной продукции, повышение ее качества, формирование потребительской лояльности к товарам, произведенным на территории региона. Подписание соглашений предусматривает полноформатный доступ товаропроизводителей к участию в проекте «Покупаем тюменское!», содействие в установлении партнерских отношений с предприятиями торговли, проведении круглых столов, фестивалей, ярмарок, информационную поддержку.
Первый пункт соглашения — участие товаропроизводителей в областном конкурсе «Лучшие товары и услуги». В ходе конкурса многочисленные эксперты детально анализируют каждый продукт, каждую услугу. И это способствует повышению их качества, помогает производителям определить плюсы и минусы товаров и услуг, получить рекомендации специалистов.
В настоящее время эксперты разрабатывают концепцию продвижения тюменской продукции в соседние регионы — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Один из механизмов — это дегустация продукции местных товаропроизводителей в розничных сетях. В рамках соглашения производители также получают содействие властных структур в организации подобного мероприятия.
Весной 2011 года в рамках проекта «Покупаем тюменское!» стартовала акция «Внеклассные прогулки». Учащиеся общеобразовательных учреждений получили возможность познакомиться с участниками конкурса «Лучшие товары и услуги Тюменской области». В свою очередь, товаропроизводители приняли участие в профориентации старшеклассников, рассказали им о своих компаниях, производственных и бизнес-процессах. Пример того, как можно и нужно решать кадровые вопросы.
Недавно в областном центре появились так называемые «вкусные» автобусы. Несколько товаропроизводителей объединились в рамках проекта «Покупаем тюменское!» и разместили на автобусах свои «вкусняшки». Благодаря экономии издержек на рекламу и эффекту синергии все участники «объединения» получили дивиденды. Неожиданные маркетинговые решения в результате приобщения к проекту также могут стать общедоступными. Выставки, ярмарки, различные специализированные фестивали — это еще несколько механизмов популяризации местной продукции в рамках проекта «Покупаем тюменское!»
Управляя восприятием
Чем честнее конкурентная борьба, чем выше «конвертируемость» компаний, тем весомее становится значение брендинга. Бизнесмены начинают понимать, что брендинг и маркетинг — это более выгодное вложение денег, чем зачастую неконтролируемые затраты на прямую рекламу. Маркетинг и брендинг как его составная часть помогают экономить бюджет за счет того, что совершается не больше действий, дорогих и хаотичных, а меньше, но более умелых, выверенных и логичных.
Брендинг связан, прежде всего, с управлением восприятием, процессом завоевания доверия потребителей к тем или иным товарам. Как отметил Андрей Пантелеев, в рамках соглашения местные товаропроизводители получат еще один инструмент для продвижения своей продукции. Это брендбук «Покупаем тюменское!» — комплект дизайнерских разработок, которые можно использовать в области брендинга тюменских товаров и услуг. В него входят вариации логотипа допустимых размеров и цветов, фирменные образцы наклеек, ценников, баннеров, рекламных листовок, сувенирной продукции.
По сути, товаропроизводители, подписавшие соглашение, будут избавлены от необходимости расходов средств на разработку дизайна и оформления своих товаров, что весьма актуально для небольших предприятий, чей рекламный бюджет весьма ограничен.
— Брендбук позволяет предпринимателям обозначить свою принадлежность к проекту «Покупаем тюменское!» в самых разных вариациях, — пояснил Андрей Пантелеев. — Символику, логотипы проекта можно указывать непосредственно на упаковке товаров, на витринах, входных группах магазинов, фартуках, ценниках, пакетах. Не у всех есть средства на оплату тех или иных дизайнерских разработок. Наш брендбук решает эту проблему, оставляя товаропроизводителям место для собственной фантазии и творчества. К примеру, если вся витрина в магазине состоит из местных товаров, то не надо на каждом из них размещать символику проекта, достаточно поместить одну большую наклейку на витрину или полку, установить неподалеку билборд. Помимо того, мы готовы оказать содействие предпринимателям в разработке индивидуального стиля в оформлении продукции. Все это будет способствовать узнаваемости местных товаров.
Кондитерская фабрика ЗАО «Квартет», выпускающая более 50 видов продукции, обладательница всевозможных званий и наград, — одно из первых предприятий в регионе, взявших на вооружение символику проекта «Покупаем тюменское!» Вот как прокомментировал усилия органов власти по поддержке местных предпринимателей генеральный директор фабрики Игорь Либерман:
— Если вспомнить, что из себя представляла тюменская промышленность еще 15 лет назад, то это было достаточно печальное зрелище. За минувшие годы экономика Тюмени, конечно же, преобразилась до неузнаваемости: появились сотни новых предприятий, тысячи наименований новой продукции. А вот продвижение производимых у нас товаров вперед ушло не намного. Сделать качественный продукт оказалось гораздо проще, чем его оформить, продать, продвинуть на рынки. И вот тут проект «Покупаем тюменское!», организованный правительством области, безусловно, играет самую положительную роль. Проект необходим, он позволяет сократить расстояние от производителей хороших товаров до их потребителей. И это ярчайший пример абсолютного совпадения интересов предпринимателей и власти.
— Самое главное для нас — это, конечно же, продвижение товара, — подчеркнула заместитель генерального директора Заводоуковского мясокомбината ОАО «Пурагроук» Светлана Полякова. — Произвести качественную продукцию явно недостаточно. Ее еще нужно качественно продать. И этому активно способствует проект «Покупаем тюменское!» Наше предприятие уже три года использует логотип проекта на упаковке готовой продукции, в этикетках, ценниках. Мы производим копчености, колбасные изделия, сардельки, сосиски, мясные полуфабрикаты, субпродукты. Количество подобной продукции в регионе постоянно увеличивается, ее везут из Челябинска, Екатеринбурга, Белгорода, даже Калининграда. Благодаря проекту потребитель отличает нашу местную продукцию от привозной.
Не одно поколение тюменцев выросло на продукции компании ООО «Тюменьмолоко». Участие предприятия в проекте и подписание соглашения начальник отдела маркетинга компании Галина Каримова прокомментировала так:
— Потребители сейчас грамотные, много ездят по стране, бывают за границей. Возвращаясь в Тюмень, они могут сравнивать товары и услуги, предъявлять к ним осмысленные требования. И это стимул для участия в проекте «Покупаем тюменское!», в работе над совершенствованием качества продукции. Если говорить о продвижении товаров, то сетевой ретейл, скорее всего, будет разрастаться. И чтобы покупателю легче можно было найти на полках гипермаркетов местный свежий и натуральный продукт, его необходимо как-то выделять. Элементы брендбука «Покупаем тюменское!» упростят выбор покупателя. Полагаю, что наша компания с удовольствием будет применять брендбук в своей маркетинговой стратегии. Тем более он будет полезен для новичков, тех, кто только выводит свою продукцию на рынок.
Новые сверхзадачи
— От повышения лояльности потребителей к продукции местных производителей мы переходим к решению новых задач, — отметил Андрей Пантелеев. — В рамках подписанных с торговыми организациями соглашений идет мониторинг движения в торговых сетях местной и привозной продукции. Цель мониторинга — определить, спрос на какие группы товаров продукцией местных производителей мы можем удовлетворить полностью. Для этого нужно получить объективные данные, как от производителей, так и от торговых сетей. Бывает, что обе стороны заинтересованы в сотрудничестве, а полного взаимопонимания нет. Наша задача — соединить обе стороны с целью исключить в торговых сетях наличие пустующих полок.
В продвижении товаров местных производителей, как признались в беседе с корреспондентом «МК» в Тюмени» предприниматели, важна и политическая воля. Когда губернатор Тюменской области Владимир Якушев принародно пьет молоко, произведенное в Тюмени, и призывает всех следовать его примеру, это дорогого стоит. Мы подтверждаем: молоко Владимир Владимирович пил, это было на Всероссийском фестивале «Молочная страна — 2012» в сентябре этого года. Значит, чтобы поддержать местных сельхозпроизводителей, он готов публично употребить свой немалый авторитет и поручиться за то, что этот продукт — самый лучший. Накладывает ли это ответственность на производителя? Конечно! Кому надо главу региона подводить? Так что процесс этот для нас, потребителей, весьма и весьма полезный.