25-26 августа представители СМИ побывали на производственной базе Северо-Талаканского месторождения и центральном пункте сбора и подготовки нефти, посетили буровую бригаду мастера Аскара Тютенева и поселок нефтяников, познакомились с технологиями гидроизоляции шламового амбара и утилизации нефтешламов.
Сегодня мы расскажем нашим читателям об одном из важнейших объектов ОАО «Сургутнефтегаз» — причале выгрузки нефтепродуктов в поселке Витим, который планируется к сдаче в эксплуатацию в сентябре текущего года.
Утренний туман, густой пеленой окутавший высокие берега реки, постепенно растаял и открыл нашему взору поистине завораживающую картину. Выглянувшее из-за серых туч солнце осветило водную гладь Лены, крупнейшей реки Восточной Сибири, впадающей в море Лаптевых. Недаром название реки в переводе с эвенкийского языка означает «большая река». На фоне изумрудного ковра, который расстилается на склонах высоких холмов, она выглядит величественно и неповторимо.
Здесь, в устье Витима, расположился мощный причал выгрузки нефтепродуктов Сургутнефтегаза. Он находится в полутора километрах от пос. Витим и в 112 км от Талакана, являясь ближайшей точкой выхода к реке. Совсем скоро причал будет полностью готов к приему танкеров с нефтепродуктами. На берегу причала высокими мачтами уперлись в небо стендеры. Именно с их помощью топливо будет выкачиваться из танкеров, а затем, образуя технологическую линию, по трубопроводам поступать на склад ГСМ. Пропускная способность речного объекта составит более 40 тыс. тонн жидких продуктов в год.
Ближайшая железная дорога находится в 800 км от Витима, в г. Усть-Куте, и это обстоятельство создавало ощутимые проблемы с доставкой топлива. Кроме того, ОАО «Сургутнефтегаз» не имело своего причала, поэтому нефтяникам приходилось временно пользоваться объектом бывшего Леннефтегаза.
— Десять лет назад, когда сюда были завезены первые 2,5 тыс. тонн дизельного топлива, горючее приходилось хранить на чужой нефтебазе, а это требовало дополнительных затрат и трудностей. В 2007 году был построен склад ГСМ, и нами была достигнута договоренность о перекачке топлива на этот объект. Но все понимали, что лучше иметь свой причал, чем пользоваться услугами сторонней организации, — рассказывает Леонид Викулов, заместитель директора БПТОиКО.
Для решения этой проблемы ОАО «Сургутнефтегаз» было принято решение реализовать смелый проект по строительству собственного причала. Проект в данный момент на завершающей стадии, и в течение речной навигации 2014 года уже с нового причала будут заполняться топливом продуктопроводы и резервуары.
— Колоссальные объемы нефтедобычи требуют постоянных усилий всех сотрудников предприятия, — отмечает главный инженер НГДУ «Талаканнефть» Виталий Быков. — Поставка топлива напрямую зависит от сезона навигации. Мы должны не только обеспечить транспортников горючим в осенне-летний период, но и позаботиться о том, чтобы техника осуществляла перевозку людей и грузов зимой и весной. Теперь использование собственного причала позволит компании «Сургутнефтегаз» экономить не только средства, но и время, которое тратится на процесс пополнения запасов нефтепродуктов. Эффективное обеспечение нефтегазодобывающей отрасли и авиатранспорта топливом будет способствовать развитию региона в целом.
Причал выгрузки нефтепродуктов построен всего в трехстах метрах от другого объекта ОАО «Сургутнефтегаз» — причала для сухогрузов. Новый комплекс обладает мощной сопутствующей инфраструктурой. Она включает в себя блочно-насосную станцию, трубопроводы, а также резервуарный парк ГСМ на Витимской базе производственно-технического обслуживания и комплектации оборудованием (БПТОиКО).
Особенностью этого уникального речного объекта является то, что его генеральным проектировщиком выступило одно из структурных подразделений самой компании — проектный институт «СургутНИПИнефть», а объем строительных работ выполнен лучшими бригадами СМУ-4 СМТ №1 ОАО «Сургутнефтегаз». Даже причальная стенка из бетонных блоков, длина которой достигает 59 метров, построена работниками этого строительно-монтажного управления. Причем сами блоки были изготовлены на месте. По словам начальника СМУ-4 Рамиля Зайнашева, производство блоков на месте работы позволило не только избежать дополнительных транспортных затрат, но и повысить скорость строительства. Профессионально сработал инженерно-технический состав.
Как объяснил Л.Г. Викулов, топливо из нефтеперерабатывающего завода «Киришинефтеоргсинтез» транспортируется по железной дороге фактически через всю страну и прибывает в г. Усть-Кут Иркутской области, являющийся крупным транспортным узлом.
— После перевалки на терминале топливо на речных танкерах поступает на Витимский причал, после чего осуществляется перекачка горючего на склад ГСМ, — продолжает Леонид Викулов. — С вводом третьей очереди объекта Талаканское управление технологического транспорта №1 будет обеспечено топливом в полном объеме. В межнавигационный период, с октября по май, на складах ГСМ будет храниться 23 600 тонн дизельного топлива, 7,5 тонны авиационного топлива и около 500 тонн бензина. По мере производственной необходимости оно будет транспортироваться бензовозами на объекты пяти месторождений и в аэропорт «Талакан».
Для каждого вида топлива на причале имеются три буферных резервуара емкостью по 200 кубометров, соответствующие стендеры и трубопроводы, установленные в полном соответствии с технологическими требованиями.
Территория причала находится в водоохранной зоне, поэтому база ГСМ расположена за ее границами на почтительном расстоянии. По прямой до нее всего 200-300 метров, а вверх по дороге — 2,5 км.
— База ГСМ находится наверху, вон на том холме, — указал Леонид Викулов на высокий крутой склон, густо поросший соснами и лиственницами. — Топливо перекачивается туда мощными насосами. В 2007 году была построена первая очередь, через два года — вторая очередь, вызванная строительством аэропорта «Талакан» и возникшей необходимостью содержать парк авиатоплива. В связи с возрастанием объемов бурения, разведочных работ и увеличением количества техники требуется дополнительное топливо, поэтому в настоящее время мы завершаем строительство третьей очереди, расширяя причал выгрузки нефтепродуктов.
На момент нашего приезда работники СМУ-4 и треста «Сургутнефтедорстройремонт» осуществляли благоустройство территории и покраску оборудования, и, глядя на новый причал, даже не верится, что его строительство было начато всего год назад, в августе 2013 года. Новый объект полностью готов принимать танкеры: первый из них причалит уже в сентябре 2014 года. Планируется, что работать причал будет только летом и осенью, на зимнее время и межсезонье объект будет консервироваться.
Спустя некоторое время представители СМИ вместе с сопровождающими их работниками НГДУ «Талаканнефть» на автотранспорте поднялись вверх по дороге на базу ПТОиКО. На внушительной территории базы расположены многочисленные резервуары. На серебристых стенах каждого из них виднеется маркировка, соответствующая определенному виду топлива: Р-5, Е4/1. Это технологические номера резервуаров. Везде знакомые надписи — ОАО «Сургутнефтегаз».
— Решение о строительстве склада ГСМ было принято в 2006 году. Первая очередь включала в себя восемь резервуаров под дизельное топливо емкостью 2 тыс. кубических метров и пять резервуаров под бензин емкостью по 200 кубометров. Вторая очередь — пять резервуаров под авиакеросин — была введена в 2009 году, еще до строительства аэропорта «Талакан», когда вахтовые перевозки осуществлялись из г. Мирного.
В 2013 году было принято решение о строительстве третьей очереди, включающей в себя десять резервуаров емкостью по 3 тыс. кубометров, из них два резервуара предназначены для авиатоплива и восемь — для дизтоплива. По словам начальника СМУ-4 Рамиля Зайнашева, строительные работы по установке РВС выполняли бригады этого строительно-монтажного управления под руководством Сафронова, Широкова, Ана, Наймушина.
База, как феодальный замок, представляет собой автономный комплекс. На ее территории расположены не только насосные станции, операторные, автоматические системы налива, система пожаротушения, но и своя лаборатория, пожарное депо и даже единственный в Якутии склад автомасел. Поскольку склад — объект пожароопасный, здесь, как и повсеместно в ОАО «Сургутнефтегаз», строго соблюдаются установленные нормы и правила безопасности. База работает в автоматическом режиме, поэтому обслуживание, которое доверено высококвалифицированным специалистам, в основном сводится к контролю над процессами. Эта ответственная миссия возложена на 18 операторов, пять машинистов и трех слесарей.
Наше пребывание на базе завершилось процессом заправки автоцистерны емкостью 30 кубометров дизтопливом. Налив топлива осуществляется с помощью герметичной системы автоматического налива производства Ливенского завода. Эта сложная процедура занимает около 15 минут, в чем представители СМИ смогли убедиться лично.
После заземления автомобиля товарные операторы Виктор Виноградов и Олег Корнилов, надев перчатки и защитные очки, поочередно открыли люки, опустили специальные гусаки внутрь автоцистерны и произвели автоматический налив дизельного топлива с говорящим названием «Арктика». Топливоперекачивающий насос с частотно-регулируемым приводом позволяет осуществить эту операцию надежно и быстро. Требуемый объем заливки топлива определяет автоматическая система управления технологическим процессом (АСУ ТП).
Стоит отметить, что на базе расположено две системы автоматического налива: одна — для дизельного топлива, вторая — для авиационного. Одновременно каждая из них может обслуживать по два автомобиля.
После загрузки топлива очередная автоцистерна ярко-оранжевого цвета Талаканского управления технологического транспорта отправилась в рейс. Ее ждут нефтяники на одном из объектов нефтедобычи. Оранжевый цвет, как известно, дарит позитив, а работникам нефтяной компании «Сургутнефтегаз» он приносит еще и уверенность в завтрашнем дне. И неважно, где это происходит, в Западной Сибири или Восточной.