МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Югра

Тамара Лычкатая: «Качество жизни начинается с качества личности»

Директор Сургутского театра рассказала о статусных проектах СМДТ

Сургутский музыкально-драматический снова удивил. Специально для торжественного открытия Года литературы в Сургуте театр поставил театрализованное представление «Значит, нужные книги ты в детстве читал». 

Постановка оказалась настолько зрелищной и нетривиальной, что ее включили в текущий репертуар. В марте этим представлением откроют уже окружной Год литературы в Ханты-Мансийске. А в течение года спектакль увидят тысячи старшеклассников Сургута и Сургутского района в рамках нового проекта театра «Урок литературы в театре».

Создала спектакль-эссе режиссер, директор Сургутского театра, заслуженный работник культуры РФ Тамара Лычкатая. Сургутский театр под ее руководством не ограничивается работой над спектаклями (напомним, репертуар СМДТ сегодня — это более 60 спектаклей по классикам и не только), а регулярно заявляет амбициозные и содержательные проекты.

ПРИНОШЕНИЕ ИСКУССТВУ

Гендиректор ООО «Югорская промышленная корпорация» рассказал, почему помогает театру

В беседе с директором СМДТ Тамарой Лычкатой выяснилось, что наиболее статусные проекты театр реализует на внебюджетные, в том числе спонсорские, средства. Среди меценатов театр особо выделяет гендиректора ООО «Югорская промышленная корпорация» Андрея Копайгору.

В прошлом году известный югорский предприниматель впервые увидел в Сургутском театре спектакль «Точки… невозвращения» режиссера Владимира Матийченко. Тема войны, обостренных отношений общественного порядка с юнцами-призывниками оказалась близкой Андрею Витальевичу. Сам он — кавалер ордена Красной Звезды, принимал участие в афганской войне в составе прославленного 345-го парашютно-десантного полка.

После просмотра Андрей Копайгора, не афишируя, приобрел билеты на этот спектакль и саморучно презентовал их партнерам по бизнесу, высоким чиновникам, членам общественной организации афганцев «Саланг». Также он выступил партнером театра, в специальной номинации отметив режиссерскую работу Матийченко на VI окружном театральном фестивале «Белое пространство» и в качестве приза выделив средства на оплату командировочных расходов труппы в рамках германских гастролей. Летом Андрей Витальевич пригласил труппу театра отдохнуть в Березовском районе, там где его предприятие ведет добычу кварца, — на базу отдыха актеров доставил теплоход.

«МК»-Югра» поинтересовался у Андрея Копайгоры, почему он проявил такое внимание к Сургутскому театру.

— Меня действительно впечатлил спектакль «Точки… невозвращения» — профессионализм труппы, мощная режиссерская идея и ее пронзительный посыл. Для меня загадка, как режиссеру удалось донести такие сложные идеи войны до молодых артистов, «не нюхавших пороха». Я без сомнения приобрел билеты на спектакль для своих партнеров по бизнесу. Почему? Я дал этому спектаклю высокую оценку и посчитал, что это должны посмотреть другие. Сургут — это город бизнеса — и только. Надо ценить, что у нас есть такие островки искусства, — считает Андрей Витальевич.

Андрей Копайгора не словоохотлив, когда нужно похвалить себя. «Мне не нравится слово «меценат». Мне нравится, когда люди сами зарабатывают!» — утверждает он. Информацию о его добрых делах нужно еще выуживать. А добрых дел немало. Например, в этом году ко Дню семьи, любви и верности на средства и по инициативе А. Копайгоры в центре Сургута установят бронзовый памятник святым Петру и Февронии авторства петербургских скульпторов. Также он направил средства на открытие гимназии в г. Павловске, на реконструкцию старинной церкви в селе Саранпауль. Даже своими бизнес-проектами предприниматель старается преобразить жизненное пространство промышленного города: так, на примере малоэтажной застройки 43-го мкрн. в Сургуте Андрей Копайгора намерен показать, что на Севере можно строить с европейским лоском и в гармонии с природой.

Известно, что зачастую бизнесмены, вкладываясь в благотворительные культурные проекты, думают только о наращивании паблицитного капитала, а собственно искусство их не интересует. Андрей Копайгора проявляет себя по-другому.

— Честно сказать, тысячу лет не встречала в наших краях бизнесмена, чья душа при соприкосновении с искусством взрывалась бы, — говорит Тамара Лычкатая об Андрее Витальевиче.

— Я не считаю себя знатоком искусства, но во многом доверяю внутреннему чутью. Да, люблю классический русский балет. К счастью, я часто бываю в Петербурге и всегда стараюсь посетить Мариинский театр. В феврале смотрели с женой «Баядерку» Мариуса Петипа. Ульяна Лопаткина, без сомнения, великая балерина современности. Для меня посещение театра — это возможность переключить мозг с ежедневных нагрузок, с многозадачной работы в другой режим. Это и релаксация, и работа души, — говорит Андрей Копайгора.

Мария ЕПАНЕШНИКОВА. 

Вспомнить прошлый год. Весна — региональный форум «Театр. Зритель. Власть», собравший в Сургуте театральную общественность Югры и маститых экспертов театра из Москвы и Санкт-Петербурга. Лето — гастроли в Берлин, где театр выступил на площадках государственного молодежного театра, Российского дома науки и культуры и на сцене Новой Синагоги, собрав аншлаги в разгар санкционной войны. Немецкоязычной публике показали спектакль «Лиса загрызает кролика» по пьесе немецкой драматургессы Юлианы Канн, для русско­язычной публики — спектакль «Среди миров, в мерцании светил…» по поэзии Серебряного века. Осень — театр проводит двухдневный общегородской форум «Когда закончится война?» с показом спектакля «Точки… невозвращения» по роману Ремарка. Участники форума — около тысячи студентов и преподавателей сургутских вузов и ссузов. Событие было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны, но разговор шел на тему войны вообще.

— Сейчас все говорят об оптимизации, понимая под ней только экономию путем сокращения издержек. Но оптимизация — это еще и эффективное использование имеющихся ресурсов. Театр может многое. Нужно понимать, каким огромным — творческим, техническим — ресурсом мы обладаем. Увы, этот ресурс всегда был недооценен департаментом культуры Югры, а большой опыт проектной, гастрольной деятельности никогда не интересовал чиновников с точки зрения заимствования, транслирования на другие учреждения, — говорит Тамара Лычкатая.

— Нетрудно заметить, что многие ваши проекты ориентированы на молодежь…

— Потому что этот зрительский сегмент упускать ни в коем случае нельзя! Культура — это стратегический ресурс. Это одна из важнейших составляющих национальной политики любой страны. Руководить культурной политикой государства в конечном счете означает в полной мере влиять на развитие нации в геополитическом, историческом масштабе. Мы наблюдали, как за двадцать лет были разорваны корневые связи, по сути, единого народа — я говорю про Россию и Украину. Как такое случилось? На мой взгляд, именно через формирование особой государственной стратегии развития культуры (духовной культуры как совокупности искусства, образования, просвещения и т.д.) украинским властям удалось сбить прицелы нравственности в обществе, переориентировать мировоззренческие векторы, переоценить участие нации в историческом процессе. Культура действительно послужила мощным стратегическим оружием, которое оказалось «не в тех руках».

Знаете, в 2012 году Сургутский театр побывал с гастролями в Луганске, репертуар — Пушкин, Мериме, Чехов, Серебряный век. Аншлаги на всех спектаклях театра. Люди благодарили и признавались, что наш приезд, наша русская классика — как глоток свежего воздуха для них. Сейчас трудно представить, что город, так тепло и открыто приветствовавший нас, разрушен…

Культуру как стратегический ресурс применительно к формированию нравственно гармоничной нации я бы рассматривала еще в одном аспекте. Наши власти не первый год подчеркивают стремление повысить качество жизни. Но надо, наконец, признать, что улучшить качество жизни возможно только с повышением качества человеческой личности, гражданина. Если не повышать качество человеческой ЛИЧНОСТИ, то в сухом остатке остается только качество УСЛОВИЙ жизни, упирающееся исключительно в сферу материального, вещественного. И как бы ни были хороши такие условия, не они — основа воспитания гражданина, патриота, достойного, самостоятельно мыслящего человека.

С этой точки зрения очень важно, чтобы молодой зритель шел в театр. Когда Пушкин и Шекспир звучат для школьника со сцены, мы понимаем, что происходит не просто знакомство с сюжетом классики, человек открывается этому материалу эмоционально. Именно здесь, при знакомстве с театральной визуализацией классики, при эмоциональных ее переживаниях возникает, если хотите, привыкание к искусству. Формируется эстетическая потребность. Появляется желание впустить искусство в свою жизнь — идти на выставку, на концерт филармонии.

— Многие привыкли более утилитарно относиться к театру — как к сфере досуга, времяпрепровождения...

— И я категорически с этим не согласна. Досугом у нас занимается коммерческая антреприза. А на более доступном уровне — художественная самодеятельность, любительские коллективы; я ничего не имею против них, но убеждена, что государство должно уйти из этой сферы, любителей надо отпустить в малый бизнес, в индустрию досуга. Благо люди сейчас готовы платить за занятия бальными танцами, в вокальных, художественных, театральных студиях. Эти занятия, допускаю, интересны людям — но не за бюджетные деньги. Пусть будут спонсоры, пусть будут некие гранты в случае социальных проектов… А для государства главное — не терять внимания к сфере профессионального искусства и культуры как к возможности повышать качество человеческой личности.

— В вашем театре большая доля зрителей — учащиеся школ. Как получается привести их в театр?

— Со школами у нас налажена системная, плановая работа уже давно. Сейчас стремимся выйти на такой же уровень сотрудничества с вузами. Тут, несомненно, многое зависит от личности руководителя — широты кругозора, глубины интеллекта, активной гражданской позиции. Таких в коридорах власти встретишь нечасто. В этом смысле исключительный пример — это директор департамента образования сургутской администрации Татьяна Османкина и ее команда. Театр и департамент — действительно партнеры.

— В 2015 году у вас наверняка уже намечены новые статусные проекты?

— Да, конечно. Мы ведь вступили в год 70-летия Великой Победы. В связи с этим Сургутский театр выступает инициатором международного автопробега «Вспомним всех поименно!», который пройдет по маршруту Югра — Берлин — Югра.

В течение месяца с 22 июня по 22 июля автопробег свяжет города России, где прошли важнейшие сражения Великой Отечественной войны, где воевали жители Сибирского региона, откуда с почетом и славой после войны они возвращались домой и откуда многим из них не суждено было вернуться. В каждом городе по маршруту будут отданы почести погибшим героям и возложены цветы к памятнику Неизвестному солдату, братским могилам воинов. В составе автокавалькады — автотранспорт времен Великой Отечественной войны.

Кульминационная точка автопробега — прибытие в Берлин. Здесь, как и в других пунктах маршрута, вниманию зрителей мы представим поэтический спектакль «Имена на поверке» — по произведениям поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

Своей целью мы ставим посредством творческого ресурса театра заявить о том, как важно сегодня сохранить историческую память и противостоять попыткам фальсифицировать исторические события.

Планируется, что в реализации проекта автопробега «Вспомним всех поименно!» примут участие СурГУ, Сургутский клуб исторической реконструкции «Арсенал» и ретроавтоклуб «Легенда». Кафедры истории и археологии СурГУ подготовят архивные документы и фотоматериалы о фронтовиках-земляках актеров. Проект планируется к реализации при содействии Российского дома науки и культуры в Берлине и меценатов. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах