МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Югра

Ценные активы Ирины Борониной

История о том, чем увлекательна работа банкира

В этом году свое 25-летие отмечает одна из крупнейших кредитно-финансовых организаций региона — Сургутнефтегазбанк. Этому событию «МК»-Югра» посвящает цикл очерков о ветеранах банка — тех, кто стоял у его основания и определял векторы дальнейшего развития. 

… — Лично я клиент не особо взыскательный. Например, подошла я в банке к контролеру, а он почему-то не может на мой вопрос сразу ответить. Я смогу это простить, если он уважительно разговаривает со мной, вежливо извиняется. Главное, чтобы не хамил. Неуважительное отношение к клиенту — это недопустимо, — убежденно рассказывает Ирина Викторовна, пенсионер.

Казалось бы, что тут такого? Но Ирина Викторовна Боронина пенсионер особый. 33 года она проработала в банковской сфере, причем последние годы занимала пост заместителя Председателя Правления закрытого акционерного общества «Сургутнефтегазбанк». Так что удивительна мягкость ее замечаний касательно нерасторопных операционистов. Впрочем, речь шла не о ее родном банке: здесь, по мнению Ирины Борониной, люди работают всесторонне безукоризненно подготовленные.

— Однажды мы наблюдали в китайском банке, как сотрудник разговаривает по телефону с клиентом. Во время разговора он смотрел в зеркало и вел себя, как если бы клиент находился рядом. Такой вот тренинг. И правильно, здесь упущений быть не должно. Мы, клиенты, приходим в банк за услугой ведь не к председателю правления. А именно к сотрудникам за стойкой. От них во многом зависит, насколько успешен банк. Они — лицо банка.

«И тебя научим…»

Сама Ирина Боронина начала работу в банковской сфере Сургута с должности младшего кредитного инспектора. Приехала в Сургут вместе с мужем, только окончив Хмельницкий технологический институт бытового обслуживания по специальности «инженер-экономист». Только мужа, выпускника Ивано-Франковского института нефти и газа, в Сургуте уже ждал работодатель. А Ирина без целевого направления работу найти не могла. На дворе стоял 1980-й.

По случайности узнала о наборе молодых сотрудников в сургутское отделение Стройбанка СССР и явилась на собеседование.

— Заместитель управляющего Нина Александровна Захарова (ветеран банка; в последующем первый заместитель Председателя Правления ЗАО «СНГБ» — Ред.) посмотрела мой почти красный диплом, сказала: «Всех будем учить и тебя научим». И мне выписали трудовую книжку. Для меня это было неожиданностью! Ведь я ничего не знала о банках, — рассказывая об этом, Ирина Викторовна, видно, и сейчас переживает за тот судьбоносный день, будто Нина Александровна снова намерена заглянуть в ее диплом.

Своей наставнице Ирина Боронина благодарна и сейчас. Вспоминает, как та доверяла ей ответственные участки работ, оставляла вместо себя на период отпуска, хотя рядом были коллеги старше, опытнее. И всегда советовала, помогала, учила. «Значит, что-то она во мне увидела, разглядела перспективу», — заключает наша героиня.

Напомним, что Стройбанк позже преобразовался в Промстройбанк СССР. А в 1990 году на базе филиала Промстройбанка был зарегистрирован Сургутнефтегазбанк. В 2013-м Ирина Викторовна уходила на пенсию уже из Сургутнефтегазбанка. Получается, все 33 года она проработала на одном месте. Хотя как сказать. Стройбанк СССР являл собой госучреждение, подчиненное Минфину, Правительству СССР и работавшее по четким регламентам. Тем не менее, время было интересное. Отдел кредитования и финансирования подрядных организаций Минтрансстроя и Минэнерго, где работала наша героиня, кредитовал и финансировал грандиозные северные стройки.

— Энергоблоки ГРЭС-1 и ГРЭС-2, ЛЭПы, железные и автомобильные дороги. Нашими клиентами были тресты «Запсибэнергострой», «Запсибэлектросетьстрой», мехколонны, которые строили дороги, тресты «Запсибгидрострой», «Мостострой-11». И еще многие… Я помню всех, кого вела! — говорит Ирина Боронина.

Проснуться в Южной Корее

1992 год. Ирина Викторовна возвращается на работу из декрета. Наверное, это было похоже на то, как если бы заснуть в Северной Корее, а проснуться в Южной.

— Это был уже совсем другой банк — другая структура, другие требования. Другие клиенты появились: индивидуальные предприниматели, малый бизнес, кооперативы. Как приноровились к рыночной экономике? Учились на своих ошибках. Ну и, понятно, появились курсы повышения квалификации, практика обмена опытом с другими банками, — вспоминает Ирина Боронина.

Забегая вперед, Ирина Боронина характеризует банковскую систему новой России как доказавшую свою востребованность и жизнеспособность.

— Никогда не забуду, как в Америке мы побывали в JPMorgan — впечатляли масштабность банка, его более чем 200-летняя история, автоматизация, организация работы в банке... Конечно, на фоне таких монстров банковская система нашей страны относительно молода. По сути, большинство коммерческих банков — ровесники СНГБ. В 1990 году в стране работали 2,5 тысячи коммерческих банков. Сейчас, в результате конкурентной борьбы, осталось около тысячи. И те, кто остался, практически ни в чем не уступают зарубежным коммерческим банкам, мы оказываем тот же спектр услуг, так же внимательно относимся к вопросам безопасности и т.д.

…Выйдя из декрета, Ирина Боронина активно включилась в процесс развития Сургутнефтегазбанка — ее назначили начальником отдела, а потом и замуправляющего новым сургутским филиалом банка на улице Энергетиков. По воспоминаниям Ирины Викторовны, это был очень уютный, «домашний» филиал. Работали с юрлицами — в том числе, кредитовали. Один из клиентов Борониной так расписывал партнерам плюсы этого филиала, что его переспросили: «Ты сейчас про какой-то зарубежный банк рассказываешь?».

Кстати, младшая дочь Борониной сейчас тоже работает в банке, в отделе кредитования.

— Я говорила Танюше — это самый интересный отдел в банке. Потому что каждый кредит — это что-то новое. У каждого свое дело, своя ниша. Общаясь с клиентами, ты получаешь информацию о предприятии, изучаешь его финансовую отчетность, и только убедившись в платежеспособности, ты сможешь выдать кредит, — из слов Борониной понятно, что ее всегда увлекали общение с людьми, новые знания.

Итак, смену экономических парадигм банковская структура пережила. Ирина Викторовна считает, что все сложилось успешно благодаря командной работе.

— В команду Сургутнефтегазбанка вошла «старая гвардия», у которой был опыт десятилетий работы в Стройбанке, Промстройбанке. Эти-то взвешенно подходили ко всем вопросам, умели рассчитывать риски. Одновременно на работу в банк охотно брали молодых специалистов. Ребята приходили грамотные, знали языки, представляли, как работать на финансовых рынках, знали об опыте зарубежном. Они рвались вперед. У них были свои предложения по развитию банка, новых услуг. Такой симбиоз опытных и молодых сотрудников дал положительный результат. И никогда не было какого-то противостояния двух поколений, — говорит Ирина Боронина.

В 1997-м ее опять пригласили в головной банк. Последующие годы она возглавляла отдел по управлению ликвидностью банка, затем вновь образованное казначейство. А в 2005 году она стала заместителем Председателя Правления банка, курировала направление работы с ценными бумагами, кредитование и ликвидность банка.

О кризисе — с восхищением

Но вернемся в 1990-е. Там еще остался важный период, который банк пережил благодаря умело подобранной команде и непреходящим ценностям профессионалов: порядочности, ответственности, старанию ради общего дела.

— 1998 год, кризис ликвидности. Дефолт, денег в стране, считайте, нет. Банки на Севере практически парализованы. Заморожено межбанковское кредитование. Поступлений на счет нет. Все ждут, что будет, — не без драматичности в голосе вспоминает о лихой године Ирина Викторовна. — В чем была наша задача? Чтобы не было паники, ведь это самое страшное для банков в такой период. Пришлось постараться. Мы получали минимум наличных средств и заправляли банкоматы по минимуму. К клиентам выходили даже руководители банка и объясняли: вот вы сегодня снимите ограниченную сумму, завтра еще немного, но не забирайте деньги все сразу! Если один банкомат пустел, мы быстренько перераспределяли средства сюда из другого. Если в одном отделении банка была очередь, мы автобусами перевозили клиентов в другое отделение, где очереди не было. Работая в таком напряжении, мы выстояли. Потом ситуация пришла в норму. Да, это был период недоверия к банкам. Но из наших клиентов мало кто ушел, в нас верили.

А еще Ирина Викторовна говорит о кризисе 1998-го с восхищением. В определенном отношении он для нее, похоже, тоже представляет ценность:

— Это была такая база для наращивания опыта! Мы из этого кризиса вынесли такой урок! И в плане устойчивости банка, в плане ликвидности, работы на фондовых рынках, оценки рисков. Все действия, которые пришлось предпринять, мы проанализировали и положили в основу стратегических антикризисных планов.

Вообще говоря, учитывая статистику кредитных бюро по просроченным задолженностям россиян, многим нашим согражданам можно поучиться у Ирины Викторовны радению за ликвидность:

— Банк — это тоже большая семья, у которой есть средства, которые приходят, и заемные средства, которые надо отдавать. То есть мы должны просчитать, сколько мы должны вернуть по депозитам, сколько денег банк получит, столько кредитов может выдать, и при этом нужно сопоставить сроки возвратов кредитов со сроком возврата депозитов. То же самое у любого человека. Получает он зарплату 10-го числа — вот пусть и сопоставляет по срокам и по суммам свои поступления и платежи, — поясняет наша героиня.

Она, впрочем, уверена, что сургутяне становятся все более экономически подкованными. Внучка Борониной доказывала это еще в двухлетнем возрасте.

— Однажды Юляша взяла мою карту и вставила ее в дисковод процессора. «Где карточка?» — спрашиваю. Говорит: «В банкомате!»… У них в гимназии экономика с первого класса идет. И внучка уже интересуется, что такое депозит, акционерное общество. Я ей объясняю. Она уже не хочет расплачиваться наличными, подавай карту!

Сейчас внучка Юля — это то, над чем трудится душа Ирины Викторовны. Она признается, что раньше из-за большого объема работы порой обделяла вниманием детей.

— Однажды младшая пришла из детского сада и говорит: «Родителям велели прийти завтра в пять вечера и строить снежную горку. А я сказала: у меня нет родителей, и строить некому», — невесело улыбается наша героиня.

Действительно, ее супруг Валерий Викторович, как и она, много времени посвящал работе, трудясь в структурах Сургутнефтегаза.

Зато сейчас Ирина Викторовна имеет возможность помогать дочерям (старшая Марина трудится отоларингологом в поликлинике, младшая Татьяна, как говорилось, — в банке) и особенно внучке-гимназистке.

— Мне по душе, что сейчас детей не заставляют зубрить правила, а учат мыслить самостоятельно, путем логических рассуждений приходить к правильным выводам. Мы с Юлей задания вместе выполняем. Недавно вот корпели — выращивали кристаллы поваренной соли. Я и не знала, что кристалл соли имеет форму куба!

Откуда подпитка?

Годы работы в Сургутнефтегазбанке явно способствовали расцвету гармонии в душе Ирины Борониной. Она с удовольствием проводит время на даче, занимаясь высадкой экзотических цветов, путешествует по миру, шьет и вяжет. А еще ловит себя на мысли, что полюбила Сургут — город, из которого когда-то думала уехать. Особенно осенний лес в районе Почекуйки.

— За всю мою бытность в банке мне ни разу не хотелось сменить род деятельности. Секрет в том, что в банке у меня всегда было что-то новое. Меня судьба ведет по жизни: только наступало состояние рутины — в этот момент мне предоставлялась возможность попробовать себя на другом месте. А это всегда свежие знания, задачи и работа на результат. Это и вдохновляло, и подпитывало.

Сейчас Ирина Боронина внимательно следит за деятельностью родного банка и искренне радуется его успехам.

— Я радуюсь высоким рейтингам, которые подтверждает банк. Радуюсь тому, как развивается СНГБ: приходят клиенты, открываются новые отделения, внедряются новые услуги, в оказании которых мы не уступаем другим крупным банкам. Еще мне очень нравится, что Сургутнефтегазбанк действительно зазвучал в Сургуте как банк нашего города, — заключает Ирина Боронина. — От души поздравляю сотрудников банка с 25-летием! Пожелать хочется здоровья, благополучия, лояльности клиентов, качественной работы, новых горизонтов развития. И — удачи! В банковском деле это многое значит. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах