МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Югра

Югорские ученики в восторге от шахматных уроков

Рады познавать новое

В Югре с началом нового учебного года произошли изменения в школьной программе. Нововведения коснулись учащихся начальных школ: теперь наряду с другими предметами они изучают шахматы. С 1 сентября на всеобщее шахматное образование были переведены 76 тыс. учащихся начальных классов в 327 школах округа.

О том, как проходит внедрение самой популярной настольной игры в Сургуте и как к этому относятся учащиеся, учителя и родители, выяснил корреспондент «МК»-Югра», который посетил одно из занятий в городской школе №19.

Умная игра

Пятница — любимый день недели для Валентины Булгаковой, учителя физкультуры школы №19 г. Сургута.

— Сегодня я провожу уроки по шахматам в четырех начальных классах. Благодаря им хоть один день в неделю могу прийти на работу в деловом стиле, а не в спортивном, — говорит перед занятиями Валентина Николаевна.

— Я прошла обучение, у меня есть сертификат шахматного вебинара, а также курсы повышения квалификации по шахматам, которые были в сентябре, — рассказала Валентина Николаевна. — Конечно, во время учебы в университете мы изучали шахматы. Но за один семестр всех тонкостей игры узнать не получается. А поверхностные знания недопустимы, если собираешься сам учить чему-то других, поэтому курсы нам очень помогли.

Занятие по шахматам, прошедшее в прошлую пятницу, было уже шестым по счету для 2 «з» класса. Все 26 учащихся внимательно слушали педагога и старались запомнить ходы фигур на доске. Позади — сказки «Черное и белое поле» и общее знакомство с игрой, которые были на первых уроках. Теперь уже все серьезно, нужно учиться правильно ходить фигурами самому и следить за действиями соперника.

Ребятам не терпелось поскорее все изучить и начать обыгрывать одноклассников. В завершение занятия дети буквально умоляли Валентину Николаевну сыграть партию. «Вы же на следующий урок опоздаете», — парировала педагог. В ответ — «Ну и пусть!». Действительно, такому рвению можно только позавидовать. Эти ребята готовы выдержать любые теоретические выкладки, стремясь научиться играть в шахматы.

Изучают и дома

— Я знаю, как сделать шах, чтобы потом незаметно для соперника поставить мат, но это, конечно же, зависит от того, как он ходит, — охотно делится своими знаниями Арарат Джанголян. — Шахматы — хотя и самая сложная, но в то же время самая умная игра.

Арарата с игрой познакомил папа еще в детсадовском возрасте. Он не без удовольствия сообщает, что как-то поставил отцу детский мат.

— Я знаю, как располагать фигуры на доске, — подключается к разговору Айлана Манжикова. — По восемь пешек с одной и с другой стороны доски, располагаются они на второй и восьмой линиях (Правильно на седьмой. — Ред.). С ними легче всего обращаться, понятно, куда их двигать. И вообще их много на доске. Я дома иногда в шахматы играю, а иногда в шашки. Сделаю уроки и попрошу сыграть со мной маму или папу.

Вообще, тема шахмат интересна не только ученикам, но и их родителям.

Например, Ярослава Степанова с шахматами познакомила бабушка, когда ему было всего четыре года. Надежда Филипповна проживает в Тюмени, и каждая поездка к ней на каникулы превращается в большой шахматный марафон. Бабушка с внуком могут сидеть за партией в шахматы не один час и время от времени выигрывают друг у друга.

— Мы с ним играем дома, но он постоянно у меня выигрывает, поэтому ему, конечно, интереснее сыграть с более мастеровитым соперником, — охотно рассказал Денис Степанов, папа Ярослава.

Родитель уверен, что это отличная идея — внедрение шахмат в школьное образование. Интересны они, прежде всего, тем, что развивают логику. У детей появляется стимул познать что-то новое.

— К сожалению, сам я в школьные годы ничем подобным не увлекался, а зря, — сетует Денис Степанов. — В 1990-е я, как и другие школьники, в свободное от учебы время упражнялся в основном в карточных играх, что, естественно, ничего нам в итоге не дало. А вот если бы нам преподавали шахматы, от этого определенно был бы толк.

Замечательно, что есть родители, которые дома дополнительно занимаются с детьми. Это помогает в освоении этой мудрой игры.

Не отстает и классная

Классный руководитель 2 «з» класса Ирина Куриленко в новом учебном году сама начала изучать шахматы.

— Если честно, я сожалею, что в моем детстве не было таких уроков, хотя тогда шахматы были куда популярнее, чем сейчас, — считает Ирина Васильевна. — Жаль, что мой папа в свое время не настоял на том, чтобы я посещала шахматные секции. Теперь приходится изучать самостоятельно. Когда дети спрашивают, я просто обязана ответить на их вопросы, потому что классный руководитель для них авторитет, который должен знать ответы на все вопросы. Купила даже специальную детскую компьютерную игру по шахматам, в которую по вечерам играю, чтобы не отставать от своих учеников.

Классный руководитель внимательно наблюдает за успехами детей в изучении нового предмета, который, по ее мнению, поможет им в освоении других дисциплин.

— Это развитие логического мышления, математических навыков, которые в дальнейшем обязательно пригодятся ребятам как на школьных уроках, так и в жизни, — уверена Ирина Васильевна. — Конечно, детям гуманитарного склада шахматы даются немного сложнее, нежели тем, у кого технический, математический склад ума. Последние быстрее осваивают шахматную науку, реагируют на ходы соперника, просчитывают их. Поэтому хорошо, что шахматы стали обязательным предметом. Я против того, чтобы детям давали строгие оценки, обучая их в этом направлении, — выразила мнение классный руководитель. — Так же, как нельзя строго оценивать способности детей в музыке или рисовании. Кому-то дано красиво петь или рисовать, а кому-то — нет. Но учиться этому нужно, потому что дома они вряд ли будут этим заниматься. То же самое и с шахматами.

Что особенно радует Ирину Васильевну, так это то, что родители тоже проявили активный интерес к нововведению. Даже самостоятельно на родительские средства закупили шахматы на весь класс. Причем выбрали небольшие наборы, чтобы во время игры у ребят развивалась и мелкая моторика рук. Теперь на переменах в игровых зонах кабинета вместо конструктора, которым увлекались ребята в прошлом учебном году, они играют в шахматы.

Не конкуренция, а помощь

С появлением специального урока в начальных классах может показаться, что обычные школы станут конкурировать с шахматными из-за привлечения детей к этому виду спорта. Однако, как считают специалисты, этого не произойдет.

— Введение этого предмета в некотором роде составит нашему клубу конкуренцию. Одно дело — возить ребенка в другой конец города на занятия, и совсем другое — дать ему возможность спокойно познавать шахматы в своей школе, — отмечает заведующий сургутским клубом «Белая ладья» Павел Думаков. — Тем не менее, заинтересованные родители все равно будут приводить детей в наш клуб. Это даже хорошо, что они придут к нам подготовленными, имея некий багаж знаний, не нужно будет начинать с азов.

Павел Александрович всецело приветствует нововведение в школах Югры и уверен, что интеллектуальный вид спорта пойдет школьникам на пользу.

— Эта игра очень популярна во всем мире. На сегодняшний день число людей, играющих в шахматы, приближается к миллиарду, — привел факты шахматный тренер. — Это прекрасный тренажер для мозга, развивает интеллектуальные способности.

Умение предугадывать, прогнозировать события, всевозможные игровые ходы и варианты развития игры — все это очень полезно для детей. Особенно это важно развивать в раннем возрасте, когда у ребенка устанавливаются эмоциональная устойчивость, решительность.

Наряду с множеством плюсов тренер считает, что при освоении нового направления проблем не избежать.

— Пока недостаточно подготовленных кадров. Я имею в виду именно тех людей, которые знакомы с шахматами, с их терминологией, — выразил мнение заведующий клубом «Белая ладья». — Знаю, что у Ханты-Мансийской шахматной академии большие планы в этом направлении. Академия планирует провести курсы для педагогов, выездные мастер-классы. Это будет большим плюсом.

Повсеместное обучение

Как сообщили в департаменте образования администрации г. Сургута, на протяжении нескольких лет обучение игре в шахматы реализуется в рамках вне­урочной деятельности и дополнительных обучающих программ во всех школах города.

А с 1 сентября этого года в соответствии с приказом департамента образования и молодежной политики Югры «Об исполнении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» в образовательных учреждениях города дисциплина «Шахматы» введена в школьную программу и в рамках урочной деятельности.

Обучение игре в шахматы ведется с использованием компилятивной программы, шахматной доски и фигур, компьютерного курса «Динозавры учат шахматам» и программы Battle chess. Как отмечает ведомство, все общеобразовательные организации оснащены данными ресурсами.

— Программу «Шахматы» в школах реализуют педагоги, имеющие документ, подтверждающий право преподавания: удостоверение или сертификат, — рассказала «МК»-Югра» директор сургутского департамента образования Татьяна Османкина. — Для тех педагогов, которые планируют ведение данного направления в октябре-ноябре 2016 года, Институтом развития образования ХМАО-Югры и Сургутским государственным педагогическим университетом организованы курсы повышения квалификации.

В текущем учебном году планируется ряд мероприятий по развитию шахматного образования в школах города.

Впереди всех регионов

Как отмечало ранее ТАСС, Югра станет первым регионом России, где введут обязательное обучение шахматам. В других субъектах, таких как Москва, Челябинская и Тюменская области, Республика Калмыкия, шахматам обучают лишь в нескольких школах. Тот факт, что наш округ первым среди регионов страны решил сделать шахматы отдельным уроком в школах, вполне обоснован, ведь в ближайшие годы Югра примет четыре крупнейших мировых турнира по шахматам. Это — мужской и женский чемпионаты мира в 2017 году в командном зачете, первенство планеты среди представительниц прекрасного пола в 2018-м, Кубок мира-2019 и Олимпиада-2020, которая, к слову, пройдет в округе уже во второй раз. Предыдущая шахматная Олимпиада 2010 года признавалась организаторами как одна из лучших в истории шахмат.

На волне этих знаменательных международных событий очень важно максимально повысить интерес к данному виду спорта. Тем более что для развития шахматного спорта не нужно строить бассейны или ледовые дворцы. Так почему бы, действительно, не развивать шахматы повсеместно?

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах