Несмотря на то что 10 ноября в столице были отменены более ста рейсов, Артем Темников умудрился прилететь в Югру на презентацию.
Режиссер остался не полностью удовлетворенным качеством показа киноленты в Сургуте, но с удовольствием побеседовал о картине.
Если касаться истории этой ленты, то она началась довольно-таки давно. Как отметил сам автор, первый сценарий писался для конкурса к юбилею Гете. Тогда он не был отмечен жюри и поэтому в дальнейшем был немного трансформирован.
— Мне стало интересно сделать главного героя этаким доктором Фаустом — молодым юным Вертером, — вспоминает режиссер. — Когда в молодом герое присутствовал бы дерзающий, мятежный дух, бунтующий против общества, против родителей…
Как известно, рукописи не горят... Еще одно доказательство тому — «No comment». Фильм, дождавшийся своего часа. Документалисту вспомнился сценарий картины, когда ему в руки передали кассеты спецслужб, чтобы сделать фильм о спецназе ГРУ, такой заказ поступил от ВГТРК. Материалы содержали реальные хроники войны, причем их снимали участники с обеих сторон. Насколько разные эти съемки.
Боевики снимают, как барашка режут на Курбан-байрам, как братаются, как встречают новых боевиков, как минируют и подрывают, добивают раненых…
— Если спецназовцы снимают видеофиксацию, то с другой стороны снимают видеоотчеты, — объясняет Темников. — Потому что деньги получены от покровителей из Саудовской Аравии, из-за океана и их нужно отрабатывать и показывать, на что средства ушли.
На некоторых кассетах были надписи на немецком языке, что, конечно, заинтересовало автора. Это был самый конец чеченской войны, 2003 год.
Так появился главный герой картины — Томас Карл Фишер, парень из нормальной состоятельной семьи, попавший в стан боевиков и снимавший эти хроники.
Еще один герой фильма — Алексей Басаргин — молодой командир группы спецназа, который на три месяца был откомандирован в горы.
— Все персонажи картины имеют своих реальных прототипов. Абсолютно все — вплоть до пулеметчика Фиделя, который рассказывал мне в интервью, что пуля вошла ему в нос, а вылетела из затылка. При этом он продолжал вести бой в течение еще почти двух часов, отстреливаясь, и только крикнул: «Пацаны, меня убило, не подходи, я еще поработаю», — рассказал Артем Темников.
Части диалогов, которые документалист брал в сценарий, тоже выхвачены из жизни. Назвав фильм «No comment», автор подчеркнул желание показать события глазами стороннего наблюдателя.
— Сколько правды в фильме? Все абсолютная правда, — отвечает документалист. — К примеру, финал картины, когда идет бой с боевиками — все это было при проведении спецоперации. Единственное исключение — смерть Алексея Басаргина. В реальной жизни герой не погибает, а получает ранение и выживает. А во всем остальном — абсолютная правда.
О фильме нельзя сказать, что он только про вторую чеченскую кампанию, он — про все войны. В «No comment» военные носят форму, которую ввели в обиход три–четыре года назад, и пользуются современными камерами для съемок. Поэтому у зрителя может сложиться впечатление, что герои переживают события, которые произошли не так давно, а не 12–13 лет назад.
Артем Темников рассказал о своем видении того, что происходит в современном кино, посетовал, что в Югре практически нет людей, увлеченных кинематографией, и привел в пример Якутию, где производятся фильмы, которые впоследствии становятся победителями престижных фестивалей.
— Я посмотрела этот фильм в 2015 году в Сочи, на фестивале «Кинотавр», — рассказала корреспонденту «МК»-Югра» руководитель филиала АУ «Югорский кинопрокат» в г. Сургуте Нина Тверитина. — Тогда он вызвал большой интерес у всех участников фестиваля, горячо обсуждался кинокритиками. Поэтому мы решили, что Артем Темников должен непременно посетить наш округ.
Показ картины Артема Темникова состоялся благодаря кинофестивалю «Диалог культур», который проводится в Югре уже в третий раз. В рамках объявленного Года российского кино это мероприятие имеет особое значение, потому что затрагивает очень важную тему — культуру народов не только России, но и других.
— Подбор репертуара для фестиваля — очень сложный процесс. Работала отборочная комиссия, в которую входили кинокритики, киноведы. К сожалению, пока теме культуры режиссеры посвящают свои работы крайне редко. Поэтому отбор был очень тщательный. И, конечно, организаторы не могли пройти мимо этой замечательной киноленты. Я считаю, что мы попали в тему, фильм понятен зрителям и принят ими, — добавила Нина Тверитина.