МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Югра

Энергетики идут на Север

Надёжное энергоснабжение — стратегическая задача

Федеральная сетевая компания Единой энергетической сис­темы реализует ряд масштабных инвестиционных проектов в Ямало-Ненецком автономном округе. Новые объекты помогут устранить недопустимые токовые нагрузки и обеспечить технологическое присоединение потребителей Северного энергорайона и энергообеспечение объектов магистрального трубопроводного транспорта ОАО «АК «Транснефть». Объем затрат на реализацию проектов около 16 млрд рублей.

Нефтепровод «Заполярье — Пурпе» — самый северный нефтепровод АК «Транснефть». Температура воздуха в этих местах колеблется от -56 ºС зимой до +34 ºС летом, а скорость ветра нередко превышает 40 м/сек. 70% территории прохождения нефтепровода составляют заболоченные и обводненные участки, встречаются участки вечномерзлых грунтов. Местность отдаленная, малозаселенная. Транспортная сеть дорог развита крайне слабо и представлена автозимниками и тракторными дорогами.

Строительство подстанций «Славянская» и «Ермак», ВЛ 220 кВ «Ермак — Славянская» осуществляется за Северным полярным кругом, в суровых природно-климатических условиях. Минимальная температура воздуха в этих местах -54 °C. Местность района работ отдаленная, малозаселенная. Транспортная сеть развита крайне слабо и представлена автозимниками и тракторными дорогами.

В этих сложных условиях энергетики ПАО «ФСК ЕЭС» решают задачи по обеспечению надежного энергоснабжения нефтепровода. Речь идет о строительстве подстанции 220 кВ «Славянская» с линией электропередачи 220 кВ «Ермак — Славянская» и подстанции 220 кВ «Ермак» с заходом одной цепи линии электропередачи 220 кВ «Уренгойская ГРЭС — Мангазея».

Применяя передовые технологии

Подстанция закрытого типа 220 кВ «Ермак» расположена в Заполярье, в Тазовском районе, в 30 километрах от поселка Новозаполярный. Это совсем рядом с Тазовской губой. Строительство ведет ООО «Промстрой», генеральный подрядчик — ФСК ЕЭС.

— Основная сложность строительства в суровых условиях Севера — это возведение фундамента, — рассказал корреспонденту «МК»-Югра» Антон Зинин, начальник производственно-технического отдела ООО «Промстрой». — Мы обустраиваем фундамент на железобетонных сваях, эта технология трудозатратная, но только она обеспечивает действительно надежную конструкцию. Предварительно бурится скважина, и только потом в нее вбивается свая. После разбивки свайного поля монтируется монолитный фундамент.

Наличие вечной мерзлоты препятствует строительству подземных коммуникаций, которые иногда приходится протягивать над поверхностью грунта. Чтобы избежать промерзания систем в зимний период, строители решают задачи по теплоизоляции, чтобы обеспечить надежность и стабильную работу коммуникаций.

— Это касается, прежде всего, обустройства водопровода, а также систем пожаротушения, — поясняет Антон Иванович. — Все оборудование находится в заводской изоляции. Греющий кабель поддерживает необходимую температуру при любых климатических условиях. Он выдерживает холод до 50–60 градусов мороза точно. И при этом работает.

ПАО «ФСК ЕЭС» — крупнейшая в мире по протяженности линий и трансформаторной мощности публичная электросетевая компания. Она обеспечивает надежное энергоснабжение потребителей в 77 регионах России, обслуживая площадь около 15,1 млн кв. км. В этом году компания отмечает свой 15-летний юбилей.

К слову, сама подстанция также закрытого типа. Это значит, что все электротехническое оборудование находится в отапливаемых помещениях, что значительно повышает его надежность и работоспособность, увеличивает срок службы.

Не все так просто в Заполярье и с завозом материалов. Основное препятствие для строителей «Ермака» — это река Пур. Точнее, ее переправы.

— Что нам необходимо для строительства? В первую очередь песок в больших объемах — тысячи кубометров. Мы доставляем его из ближайших карьеров неф­тедобывающих предприятий. Летом нельзя провозить большие габаритные грузы, это связано с ограничением по массе на переправе через реку Пур. Зимой немного проще. По зимникам можно провозить тяжелое силовое оборудование. Те же самые трансформаторы, которые даже в разобранном виде весят свыше 100 тонн. Для перевозки, конечно, используется специализированная техника, — комментирует Антон Иванович.

Ответственные за качество

Протяженность цепи линии электропередачи 220 кВ «Уренгойская ГРЭС — Мангазея» с заходом на подстанцию 220 кВ «Ермак» — 80 километров. Трасса проходит по территории Тазовского и Пуровского районов, пересекая Северный полярный круг.

— Линия, которую мы строим, проходит по разной местности, пересекая болота, речки, — говорит Дмитрий Воронцов, руководитель проекта департамента по строительству линий электропередачи ООО «Петроком». — Опоры в условиях обводненности, конечно, строить сложнее, да и объем работ больше. Необходимо проводить дополнительные мероприятия, среди обязательных — ограждение фундамента опор от размывания.

— Мы ответственно подходим к своей работе, — комментирует Дмитрий Борисович. — Чтобы не допустить выдавливания фундамента во время промерзания грунтов, привлекаем лаборатории и ведем наблюдения.

Заполярье вносит коррективы и в условия строительства — основные работы ведутся в зимний период, а это короткий световой день, поэтому на строительных площадках устанавливаются мощные прожекторы.

— А что строители делают летом?

— Перебрасываем бригады на объекты в других регионах. Здесь нельзя работать летом, потому что техника у нас тяжелая, и получается, что мы нарушаем плодородный слой. Поэтому летом работы запрещены.

— Какой высоты строятся опоры на этой линии электропередачи?

— Высота опор составляет 32 метра, но есть и выше — до 50 метров, это зависит от ландшафта местности. Все работы по расчистке площадки под строительство согласовываются с лесничими. Экология превыше всего.

Пять гектаров подстанции

Территорию в пять гектаров необходимо отсыпать под строительство подстанции 220 кВ «Славянская», которая будет обеспечивать энергоснабжение трубопровода «Заполярье — Пурпе». Технология сложная — сначала отсыпается песчаная подушка толщиной от 2 до 3 метров, затем она укрепляется щебнем, слой которого должен быть 20 см.

ФСК ЕЭС инвестирует более 16 млрд руб­лей в строительство новых объектов на Ямале.

На территории подстанции разместится закрытое распределительное устройство 220 кВ и 10 кВ, к «Славянской» будут подведены две одноцепные линии электропередачи 220 кВ с подстанции «Ермак» протяженностью по 140 километров каждая.

Строители уже приступили к работам по отсыпке, которые, кстати, могут вестись только в зимний период, иначе можно навредить вечной мерзлоте. Выполнена доставка необходимых материалов.

— Что касается воздушной 140-километровой линии электропередачи, то мы уже установили 320 опор 220 кВ, — рассказал корреспонденту «МК»-Югра» Виктор Прикоки, заместитель директора Сургутского филиала ООО «Уралэлектрострой». — Ведутся работы по сооружению большого перехода через реку Таз. На реке монтируются переходные опоры, высота которых более 100 метров, ширина каждой из 16 свай под одну опору — около 1,5 метра, а глубина погружения — до 25 метров. При этом обычные фундаменты опоры ЛЭП у нас устанавливаются на глубине 10–18 метров при высоте опор до 38 метров.

Главное — не повредить ягель

При освоении новых северных территорий работы приходится проводить с особой тщательностью, чтобы не навредить местной экологии. Летом в тундре работать запрещено, с мая по сентябрь цветет самое ценное растение Севера — ягель. Он очень нежный, и если его затоптать, укатать тяжелой техникой, то на восстановление ягельника потребуется около 50–60 лет, а этот мох — основной корм северных оленей.

— Поэтому в летний период в первую очередь строится подстанция и не допускается проведение работ по строительству воздушных линий электропередачи, — объясняет Виктор Анатольевич. — Вот и строим в суровые морозы.

Без романтики не обойтись

По мнению специалистов, главный фактор успеха в строительстве таких объектов в столь сложных климатических условиях не столько применяемые технологии, сколько люди.

Взять, к примеру, подстанцию «Славянская», от которой только до федеральной дороги «Коротчаево — Тазовск» 110 километров, а по ней до Тазовска еще 80 км. Строители ведут работы в условиях автономного существования, преодолевая при этом трудности, связанные с климатическими условиями Крайнего Севера. Поэтому обеспечить достойный быт — первостепенная задача. В местах строительства обу­страиваются вагон-городки.

— Среди наших работников есть заслуженные энергетики Крайнего Севера. Есть и те, кто относительно недавно работает в коллективе. Своим опытом с ними делятся старшие товарищи. Реализовать такие масштабные проекты без грамотных специалистов не получится, — говорит Дмитрий Воронцов. — Мы со своей стороны стараемся организовать не только работу, но и комфортный отдых. В противном случае человек поработает одну вахту, а на следующую просто не приедет.

— Все наши работники — очень сильные духом люди, романтики. Я думаю, сюда они не поехали бы, если бы не было в них духа мечтателей. Это в первую очередь, без него никуда. Такие люди понимают, что, по сути, в полной глуши, в тундре возводят стратегические объекты федерального значения. И прикладывают все усилия, чтобы выполнить работу качественно в отведенные сроки, — считает Виктор Прикоки.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах