Улетавших в этом направлении пассажиров на стойке регистрации ждал сюрприз. Молодые работники Завода по стабилизации конденсата имени В.С. Черномырдина (Сургутского ЗСК) раздавали визитные карточки с информацией о памятной дате и предлагали сфотографироваться со специально изготовленным сувенирным посадочным талоном авиакомпании UTair.
«Граждане пассажиры, вылетающие рейсом 296 по маршруту Сургут–Москва! Сегодня ваш рейс выполняется на именном самолете «Виктор Черномырдин». Свое имя самолет получил в апреле этого года по инициативе коллектива Сургутского ЗСК — филиала общества «Газпром переработка», — звучало приветствие из динамиков сургутского аэропорта.
Все присутствующие в зале вылета аэропорта тепло восприняли интересное событие и с удовольствием фотографировались с заводчанками на фоне огромного посадочного талона на памятный рейс. Селфи делали даже те, кто улетал в совершенно другом направлении.
Дать воздушному судну имя «Виктор Черномырдин» газовики решили в честь 80-летия со дня рождения видного политика и создателя концерна «Газпром».
— Виктор Степанович как человек, как газовик — это страница истории России. Сегодня работающие в Газпроме наверняка благодарны ему за то, что он создал такую махину, которая является флагманом экономики страны, да и просто позволяет сотрудникам кормить свои семьи и быть уверенными в завтрашнем дне,— рассказал председатель профкома Сургутского ЗСК Алексей Иванцов. — Идея назвать самолет именем Черномырдина принадлежит коллективу нашего завода, который носит это имя с 2012 года. С этим предложением мы обратились к нашему бывшему руководителю, сегодня — члену Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрию Важенину. Он его поддержал и передал губернатору Югры Наталье Комаровой. А 5 апреля вышел приказ генерального директора авиакомпании UTair Андрея Мартиросова о присвоении имени воздушному судну. От рождения идеи до ее реализации прошло всего чуть больше месяца,— уточнил Алексей Иванцов.
Сенатор Юрий Важенин был в числе тех, кто отправился в полет первым рейсом на именном самолете из аэропорта города Сургута во Внуково.
— Важно, чтобы о таких людях, как Виктор Степанович, в памяти людей оставались не две даты: родился и умер, а жила добрая, хорошая, правильная память, чтобы наши дети и внуки могли спросить: а кто это был? А мы смогли бы рассказать, какую яркую, замечательную жизнь прожил Виктор Черномырдин. Поэтому событие это — знаковое, и я вас всех поздравляю с праздником! — отметил Юрий Важенин.
Сургутский ЗСК
Для Сургутского ЗСК имя Виктора Черномырдина имеет особое значение. Его считают основателем предприятия. В апреле 1984 года, будучи заместителем министра газовой промышленности СССР, Виктор Степанович подписал указ о создании завода в составе производственного объединения «Сургутгазпром». Сегодня это крупнейшее предприятие России по переработке газового конденсата. Пройдя испытание временем, завод успешно выполняет свою миссию, обеспечивая бесперебойную работу единой газотранспортной системы в Западной Сибири.
Андрей Дорощук, директор завода, сказал в приветственном слове:
— Сургутский ЗСК, помимо своего первоначального предназначения — стабилизации газового конденсата, прирос производственными мощностями и занял ведущие позиции на рынке моторных топлив. В 2005 году мы освоили промышленное производство топлива для реактивных двигателей. Сегодня, находясь на летном поле в честь торжественного события, вспоминается еще один памятный рейс под номером 762 — Кемерово — Москва, который 14 августа 2005 года впервые был совершен на авиатопливе производства Сургутского ЗСК. С того момента мы отгрузили потребителям порядка двух миллионов тонн этого вида продукции. В основном это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, в том числе аэропорты Сургута и Нижневартовска.
При подготовке производства к выпуску авиакеросина предприятие сразу было сориентировано на международные нормы. Заводские объекты хранения и отгрузки этого вида продукции соответствуют всем современным требованиям. Резервуарный парк авиатоплива имеет антикоррозионное покрытие, благодаря чему обеспечивается высокая степень чистоты продукции.
Антон Стуков, главный технолог Сургутского ЗСК, объяснил, что к производителям топлива для реактивных двигателей предъявляются особые требования:
— Технология изготовления строже, чем, к примеру, автомобильных бензинов. На всех стадиях продукция имеет трехкратное подтверждение качества. Эти же качество и технологию проверяет военный представитель на всех этапах производства, и только после этого дается подтверждение о возможности использования этого вида товарной продукции в качестве авиационного топлива. На заводе существует технологическая возможность выпуска 200 тысяч тонн авиакеросина в год.
Многолетнее сотрудничество
Аэропорт Сургута тоже не остался в стороне от события, ведь он является надежным потребителем и постоянным партнером Сургутского ЗСК.
Сергей Прийма, первый заместитель генерального директора — директор по производству ОАО «Аэропорт Сургут» отметил:
— Мы горды тем, что презентация самолета имени такого замечательного человека, как Виктор Степанович Черномырдин, происходит именно в нашем аэропорту. Напомним, этот тип воздушного судна авиакомпания Utair начинала эксплуатировать на маршрутах нашего авиаузла, поэтому мы очень рады тому, что Boeing-767 в очередной раз здесь, у нас. Хотел бы пожелать всем жителям Сургута, в том числе и работникам Завода по стабилизации конденсата, пользоваться услугами нашего аэропорта. Мы, в свою очередь, сделаем все, чтобы полеты были комфортными и люди максимально быстро и безопасно добирались до мест назначения.
***
Для авиакомпании UTair стало доброй традицией присваивать лайнерам имена известных людей, внесших значительный вклад в развитие гражданской авиации и освоение Западной Сибири. Воздушные суда названы в честь Василия Бахилова, Антонины Григорьевой, Романа Кузоваткина, Виктора Муравленко, Фармана Салманова, а теперь этот перечень пополнил самолет «Виктор Черномырдин».
— Гражданскую авиацию в Тюмени и газовиков связывает давняя дружба. Нефтегазовый комплекс в Западной Сибири создавали совместно геологи, строители газо- и нефтепроводов — за пять лет их было построено более чем 35 тысяч километров, возведены города Сургут, Нефтеюганск, Надым, Новый Уренгой. Такого масштаба не было нигде в мире! Виктор Черномырдин вложил большой личный вклад в развитие региона, мы гордимся тем, что его именем назван наш самолет. Мы сохраняем память о замечательных людях, которые делали историю Тюменского севера и историю страны, — сказал советник гендиректора ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», старший вице-президент ОА «Ютэйр — Вертолетные услуги» Владислав Кравченко.
По словам членов команды воздушного судна, летать на именных самолетах — особая честь. Во время полета бортпроводники рассказывают пассажирам о том, чьим именем почему и они названы.
Члены экипажа подтвердили — Boeing-767 комфортен в работе, приятен, так сказать, «в общении».
— Такой «аппарат» выгоден в эксплуатации, он удобен и для экипажа, и для бортпроводников, и для пассажиров. Кстати, все лайнеры «Боинг-767» — именные. Мы высоко ценим человека, в честь которого он назван, хорошо знаем, какой вклад он вненс в новейшую историю России и почему его имя у нас на борту. Очень приятно летать на таком самолете, — отметил командир воздушного судна «Виктор Черномырдин» Николай Леонидов.
Впереди у самолета — длинный маршрут: лайнер имени Виктора Черномырдина выполняет полеты из Москвы в Анадырь, Бухару, Душанбе, Сабетту, Ташкент и даже в Китай — Санью.