МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Югра

В Югре изучают технологии будущего

Хочу ещё!

В ближайшем будущем IT-специальности будут популярны практически во всех отраслях экономики страны, это наиболее актуальный тренд на рынке труда сейчас и в будущем. Мир становится информационным, чуть ли не каждый день появляются новые разработки, поэтому профессии, связанные с этой сферой, будут самыми востребованными сейчас и в ближайшие 10–20 лет.

В профессию «с пелёнок»

Совсем недавно губернатор Югры Наталья Комарова заявила, что в округе запущен региональный проект «Кадры для цифровой экономики». Что это означает для югорчан? А то, что в ближайшем будущем и даже уже сейчас проводится масштабная работа по созданию условий для подготовки кадров цифровой экономики Югры. Причем эти кадры готовят, как говорят, «с пеленок».

Так, в прошлом году в автономном округе запущены два новых образовательных проекта — «Яндекс.Лицей» и «Кодвардс», ориентированные на формирование и развитие навыков программирования у школьников младшего и среднего звена. Кроме того, в дошкольных учреждениях региона с детьми всех возрастных групп проводятся занятия по дополнительным образовательным программам IT-направленности (робототехника и конструирование).

— Отдельное внимание в Югре уделяется подготовке специалистов по программам среднего профессионального и высшего образования по направлению «Информатика и вычислительная техника». На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры подготовку кадров по данной укрупненной группе специальностей ведут четырнадцать профессиональных образовательных организаций и три вуза — Сургутский госуниверситет, Югорский госуниверситет, Нижневартовский госуниверситет, — сообщил заместитель директора — начальник управления непрерывного профессионального образования и науки департамента образования и молодежной политики Югры Александр Гомзяк.

По его словам, в настоящее время подготовка специалистов IT-направленности ведется по десяти профессиям и специальностям по программам среднего профессионального образования и по трем специальностям по программам высшего образования.

Проект «Кодвардс»

Комментарии

Наталья КОМАРОВА, губернатор Югры:

— Для работы в новых условиях, с новыми информационными системами, для их обслуживания, развития требуются профессиональные, компетентные специалисты. Мы должны добиться по ключевым компетенциям цифровой экономики увеличения количества выпускников системы профессионального образования, а также специалистов, прошедших переобучение.

Павел ЦИПОРИН, директор окружного департамента информационных технологий и цифрового развития:

— Обучать детей программированию надо начинать с детского сада. До 2020 года мы выстроим систему комплексной подготовки профильных кадров для региона. Начиная с начальной школы, а может быть, с детского сада, и заканчивая вузами. Это будет и подготовка в общеобразовательных организациях, и специальные курсы с ведущими компаниями. Компания «Кодвардс» предлагает методики по обучению школьников основам программирования. Другие компании разработали системы обучения цифровым технологиям в старших группах детских садов. Нам кажется, это перспективное направление, когда весь процесс идет в игровой форме.

Наталья Ильинична, учитель 2-го класса:

— Нужно начинать именно в этом возрасте, чтобы не упустить время. Знания легко даются в этом возрасте, главное, донести их правильно и интересно. Легко объяснить пользу технологий, открыть детям дверь в изменяющийся новый мир.

Людмила Николаевна, учитель 2-го класса:

— Мы сами стали учиться, чтобы научить детей. Это позволяет разговаривать с ними на одном языке. Компьютер становится не вредной вещью, а очень полезной. Дети получают большое удовольствие, когда им удается выполнить задание, они видят, что робот успешно справился с поставленной ему задачей.

Папа школьника начальных классов:

— После занятия мой девятилетний сын Гриша подошел ко мне и сказал: «Хочу еще!».

Образовательный курс «Кодвардс» разработан на основе уникальной методики, включающей игровые элементы, выполнение компьютерных и некомпьютерных заданий в классе. На дополнительных к школьной программе занятиях ученики знакомятся с основными принципами написания кода, который универсален для любого языка программирования. Модульная система образовательной программы построена по принципу «от простого к сложному» и дает ребенку возможность осваивать все более глубокие профессиональные знания по мере взросления и освоения материала.

Анастасия Кирилова, преподаватель информатики в Ханты-Мансийской школе №6, вместе с коллегой прошла обучение по методике преподавания программы «Кодвардс» и уже начала заниматься с детьми. Первый модуль для начальной школы осваивают 30 учеников вторых и третьих классов. Курс начальной школы рассчитан на два года обучения. По словам преподавателя, это как раз такой возраст, когда дети открыты новым знаниям и быстро «схватывают» и усваивают информацию.

— Наша цель — заинтересовать детей, привить им интерес к изучению языков программирования. Программа развивает логическое мышление в игровой форме. Подразумевается, что дети должны знать английский язык, чтобы заниматься программированием. Понятно, что это достаточно простые английские слова, но тем не менее, — рассказала Анастасия Кирилова. — По легенде, в виртуальном мире «Кодвардс» работают инженеры в роли спасателей, им необходимо наладить работу станции и восстановить информационную систему, которая будет осуществлять управление, погрузиться в вымышленный подводный мир, спасти игровой мир от чудовища, и еще много разных интересных ребенку приключений происходят на уроках. На занятиях все наши ученики — инженеры, которых мы приняли на работу в эту программу. Все свои шаги дети записывают в индивидуальную рабочую тетрадь (бортовой журнал), тем самым закрепляя теоретические знания практикой.

В Югре работают 12 официальных площадок проекта «Кодвардс»: в Ханты-Мансийске, Урае, Нижневартовске, Сургуте и Белоярском. При электронной регистрации и подаче заявки на обучение каждый участник может выбрать удобную площадку для занятий. Например, ту, которая ближе к дому.

О важности обучения алгоритмическому мышлению

Учитель математики Юрий Подкопаев считает, что благодаря программированию у детей развивается установка, что нерешаемых проблем не бывает, а бывает слабая подготовка, слабый заход, но рано или поздно ты сможешь это достичь. Именно в начальной школе невероятно важна подобная установка.

— Перевод условий задачи в схему и схемы — в решение, решения к ответу и проверка ответа с условиями — это своего рода компьютерная программа, — рассказывает учитель. — Курс программирования в начальной школе дает не практические навыки, после которых ребенок сразу начнет программировать приложения, а развивает базовые навыки, которые помогают ему осваивать другие предметы. Идея алгоритмизации, с которой сталкивается ребенок, присутствует везде, и это сложно отрицать. Даже люди, которые плохо относятся к программированию, компьютерам, гаджетам, не отрицают важность алгоритмического подхода к решению проблемы. Придумываешь какой-то ход, потом делаешь какое-то количество шагов, потом оборачиваешь, анализируешь, и что-то можно улучшить. И вот этот цикл очень важен. Второе, я бы отметил, — умение совмещать много разных тем из разных предметных областей. В школе науки искусственным образом разделены на предметы. Математика, русский, бытовые представления о географии, алгоритмы, записанные на русском языке, отрицательные числа, схемы, рисование — все это совмещается, и ребенок может применять знания комплексно.

Для подростков — «Яндекс.Лицей»

Окружной департамент информационных технологий совместно с Югорским НИИ информационных технологий ставят перед собой глобальную цель по созданию в регионе полноценного IT-кластера. При этом особый упор делается на образование, внедрение специализированных методик, ориентированных на выявление и развитие у подрастающего поколения базовых навыков системного мышления и цифровых компетенций.

В Югре проект «Яндекс.Лицей» будет работать на пяти площадках, прошедших отбор: на базе Югорского НИИ информационных технологий в Ханты-Мансийске, Сургутского государственного университета, Нижневартовского лицея, школы №2 в Лангепасе, школы №3 в Белоярском.

Для поступления в «Яндекс.Лицей» школьникам нужно было успешно пройти онлайн-тест на умение логически мыслить, а также очное собеседование. Из 574 претендентов окончательный отбор прошли 124 человека. Максимальное количество баллов — 10 из 10 — набрала ученица 8-го класса из города Сургута Алена Семенихина. Всего в России такой результат показали 53 школьника из 25 тысяч тестируемых.

«Яндекс.Лицей» работает в России четыре года, 131 город вступил в образовательную программу. Обучение бесплатное, занятия ведут опытные преподаватели, которые прошли отбор и обучение в Яндексе. С программированием школьники знакомятся на примере одного из самых популярных языков программирования Python.

Плюс этой образовательной программы в том, что школьники могут попробовать себя в роли программиста и получить необходимые навыки, которых достаточно для устройства на работу младшим разработчиком или junior-программистом. Это хороший старт для подростков, которым интересны современные технологии, которые хотят самостоятельно продвигать проекты, решать прикладные задачи посредством применения методов промышленного программирования.

Отметим, проект помогает привлекать талантливых мотивированных учеников и преподавателей, готовить компетентные кадры, повышать их квалификацию. Многие выпускники получают призы на олимпиадах, в хакатонах, соревнованиях Junior WorldSkills и участвуют в конкурсах наравне со взрослыми программистами.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах