Владимир Бебех, издатель еженедельников "Московский Комсомолец" - Югра" и "Московский Комсомолец" в Тюмени", поделился своими мыслями о перспективах печатного слова.
Нам предлагают цифровую перезагрузку. Tabula rasa* — с чистого листа: под предлогом новых технологий нужно отказаться от «устаревшего» прошлого.
На одном из коммуникационных форумов у меня возникла дискуссия с экспертом, который утверждал, что рынок печатных СМИ в России постепенно сужается. Это правда.
На мой вопрос о том, почему в целом ряде зарубежных стран тиражи некоторых изданий сегодня растут, он заявил, что это вопрос некой созданной культуры потребления информации в этих странах. А разве не госструктуры призваны форматировать эту самую культуру?!
Как случилось, что в ноябре 2020 года Роспечать перешла в подчинение Минцифры РФ? Нетрудно было предположить, какой удар это решение нанесет отрасли и в целом печатному слову.
Маргинализация газет как «умирающих динозавров» в нашей стране, на мой взгляд, велась сознательно в рамках либеральной повестки. Оппонентами заявляется, что никто уже печатную прессу не читает. Действительно, все меньше и меньше в стране таких. К сожалению, и в чтении книг россияне давно уже не первые. А почему?
Еще в 2005 году, по данным компании NOP World, мы перестали быть самой читающей нацией (ria.ru). А в 2017 году, согласно исследованиям компании GfK, Россия уступила первое место Китаю, а второе - Испании.
Либеральный капитализм в поисках новых решений, позволяющих зарабатывать, сосредоточил свои усилия не только на ресурсах, но и на самом человеке, а точнее, на той информации и коммуникациях, которые его окружают.
В условиях капитализма средства массовой информации работают на рейтинги, клики и просмотры. Стоит ли говорить, что сегодня из-за этого в России возник вакуум образовательных и воспитательных программ и фильмов?
А какой контент бьет рейтинги?
Ток-шоу, где роются в «грязном белье» личных отношений, где подглядывают друг за другом в замочную скважину — играют на низменных чувствах людей. Интернет-паблики, только и рассказывающие об автоавариях, пожарах и криминальных происшествиях.
Как вы думаете, с такой повесткой в угоду рейтингам можно построить будущее страны?
И будем теперь вздыхать, что, мол, у некоторой части современного поколения сложились «неправильные» — чуждые нашим традициям прозападные взгляды? Молодежь, дескать, отмечает иноземные праздники, восхищается западной культурой?
Вы серьезно?! А разве, начиная еще с 90-х, не на федеральных каналах телевидения и в кинотеатрах с самым современным технологичным оборудованием пестовались так называемые либеральные ценности и западный образ жизни?
Еще в февральских номерах еженедельника в 2020 году я рассказывал о том, что с нашим безоглядным «уходом» в виртуальное пространство утрачивается часть когнитивных способностей и происходит потеря грамотности.
Мы становимся поверхностными, не перегружаемся, ставя иконки эмодзи или начитывая аудиосообщения все чаще, чем пишем…
Нам, на самом деле, режут корни. То, что держит нас в устойчивом положении — в том, в котором мы можем принимать самостоятельные решения.
Это ловушка — нам предлагают забыть то, что было до дня сегодняшнего. Однажды от него отказавшись, мы развяжем руки тем, кто будет в будущем легко «стирать» настоящее, а потом и все сущее.
И в том же совсем недавно вышедшем Указе президента РФ №35 от 25 января 2023 года «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики…» признается, что вложения в укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей в недавнем прошлом были недостаточными.
В документе подчеркивается «угроза гуманитарного кризиса», наиболее опасными проявлениями которого называются: ослабление единства многонационального народа России; снижение интеллектуального и культурного уровня общества; рост агрессии и нетерпимости; деформация исторической памяти; атомизация общества — разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских).
Согласно аналитическому обзору ВЦИОМ от 10 февраля 2023 года, уровень доверия россиян к СМИ сегодня распределяется следующим образом: центральное телевидение (53%), региональное ТВ (47%), новостные сайты (35%), печатная пресса (33%), телеграм-каналы (31%), региональное радио (25%). В аутсайдерах — мессенджеры, социальные сети и блоги в Интернете.
В условиях большого количества недостоверной информации в Сети искоренение сегодня печатных СМИ в угоду электронным — несвоевременная и опасная тенденция.
Печатные СМИ — это ретроградство, говорят нам. Отсюда — нужно жить не прошлым, а будущим — цифрой. По-моему, это заблуждение. Не отвергая новые технологии, не стоит уничтожать важные каналы коммуникации, коими являются печатные книги и пресса. Однажды легко разрушив, потом тяжело будет заново отстраивать…
* Tabula rasa (лат.) — чистая доска.