Дмитрий Кузьменко: "Предлагаю жить по закону и по совести"

Недавно назначенный на пост главного федерального инспектора в Югре Дмитрий Кузьменко рассказал о спорных вопросах по борьбе с коррупцией

В конце июня руководителям федеральных структур Ханты-Мансийского автономного округа — Югры был представлен новый главный федеральный инспектор в Югре — Дмитрий Кузьменко. Напомним, что на этот пост он был назначен 17 июня. Соответствующее распоряжение подписал полномочный представитель президента России в УрФО Николай Винниченко. В эксклюзивном интервью нашему еженедельнику Дмитрий Кузьменко рассказал о впечатлениях после знакомства с Югрой, рабочих планах и спорных вопросах по борьбе с коррупцией.
Недавно назначенный на пост главного федерального инспектора в Югре Дмитрий Кузьменко рассказал о спорных вопросах по борьбе с коррупцией

— Дмитрий Борисович, вы были назначены главным федеральным инспектором в Югре совсем недавно, расскажите о том, какие задачи ставите перед собой?

— В первую очередь, я должен организовать рабочее и конструктивное взаимодействие полпреда с органами государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, обеспечить реализацию в субъекте кадровой политики президента Российской Федерации. Еще одна немаловажная задача — координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих в субъекте, и их взаимодействие с органами госвласти местного самоуправления Югры.

— Вы несколько лет проработали в органах государственной безопасности, помогает ли этот опыт в вашей сегодняшней работе?

— Безусловно, помогает. Я работал оперативником, был членом Коллегии УФСБ по Челябинской области и руководил отделом экономической безопасности, поэтому имею достаточный опыт общения с представителями органов государственной власти и знаю эту структуру, как говорится, изнутри. Любой оперативник должен профессионально уметь разговаривать и договариваться с любым человеком, с любым должностным лицом, поэтому эти навыки, действительно, пригодились. Многие проблемы, которыми сейчас предстоит заниматься, — противодействие коррупции, борьба с экономическими преступлениями, — мне знакомы и по моей предыдущей работе. Хотя работа там и работа здесь, конечно, отличается. Сегодня у меня появились новые обязанности, задач стало больше, поэтому работаем и учимся одновременно.

— Вам приходилось взаимодействовать с правоохранительными органами, и вы хорошо знаете эту структуру, в связи с этим хотелось бы узнать, как вы оцениваете работу милиции в Югре с точки зрения эффективности?

— На первый взгляд, судя по той статистике, которая есть, работу окружной милиции можно признать удовлетворительной, во всяком случае есть положительные результаты. Безусловно, есть в этой работе и недочеты. Но это только предварительная общая оценка, а работу по конкретным направлениям я смогу оценить позже при более глубоком анализе.

Но могу сказать, что сегодня главная проблема — и не только у югорской милиции — это сокращение штата на 22 процента. Стоит отметить, что с годами у правоохранительных органов появилось больше задач и функций, первоначально не предполагавшихся, а когда штат сокращается, им становится все сложнее решать эти задачи, нагрузка на каждого конкретного сотрудника возрастает.

— Одна из основных функций главного федерального инспектора — взаимодействие с политическими партиями. Как будет выстраиваться работа в этом направлении?

— Это такая тонкая материя, особенно, учитывая, что скоро мы войдем в предвыборную фазу. Главная задача в этот период — не допустить каких-то крайних проявлений, чтобы все действовали конструктивно и в рамках законности. Мы должны проконтролировать, чтобы члены отдельных партий и политических организаций не использовали ситуацию в своих личных корыстных интересах.

— Насколько часто планируете проводить прием по личным вопросам и насколько полезна такая форма общения с населением?

— Прием по личным вопросам я буду проводить два раза в квартал. Кроме того, ежемесячно в приемной президента Российской Федерации, которая открылась в Ханты-Мансийске 1 июля, будут принимать югорчан руководители территориальных органов федеральных органов власти, в том числе и я. Кстати, в первый день работы приемной президента России с югорчанами пообщалась губернатор Югры Наталья Владимировна Комарова. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить правительство автономного округа за помощь в открытии приемной президента. По сути, именно окружные власти выполнили всю организационную работу.

Если говорить о пользе подобной формы общения с населением, то она очевидна. Такое общение необходимо, чтобы за совещаниями, заседаниями, документами не потерять "живую связь" с населением. Потому что все-таки наша главная задача — все делать для того, чтобы населению было комфортно и безопасно жить.

— Дмитрий Борисович, вы раньше работали на Урале, поэтому можно сказать, что Север был для вас в диковинку, что больше всего поразило в нашем регионе?

— Если честно, больше всего поразило то, что здесь есть сельское хозяйство (смеется). Я раньше считал, что на Севере развит только нефтегазовый сектор, а оказалось, что развивается и сельское хозяйство. Конечно, оно требует дотаций, но, в принципе, и на Урале та же ситуация. А еще поразили огромные расстояния между муниципалитетами — Урал в этом плане совершенно иначе выглядит.

— Совсем недавно вы вернулись из рабочей поездки, в ходе которой вместе с делегацией во главе с губернатором Югры посетили сразу несколько муниципальных образований округа, каковы ваши впечатления?

— Самое главное в таких поездках — это возможность понять, чем живет данная конкретная территория, муниципалитет, ведь у каждого есть свои нюансы. Знание этих особенностей в дальнейшем поможет принять более правильное управленческое решение, касающееся того или иного муниципального образования.

Я побывал в Нефтеюганске, Пыть-Яхе, Нефтеюганском районе, а до этого еще съездил в Горноправдинск. Больше всего поразил контраст: на фоне экономически стабильных, активно развивающихся муниципалитетов, где есть "нефтянка", сразу бросаются в глаза те муниципальные образования, где не добывается ни нефть, ни газ. Эта неравномерность экономического развития сказывается и на уровне доходов населения. Здесь надо бы как-то дотянуть уровень "отстающих" до "преуспевающих", то есть постепенно выравнивать качество жизни населения за счет его улучшения в небольших поселениях.

— В Нефтеюганском районе вы инициировали проверку на Югорском рыборазводном заводе, есть ли уже какие-то результаты?

— Дело в том, что есть информация о нарушениях на этом заводе, которые можно трактовать как бесхозяйственность, граничащую с халатностью. И сейчас я подключил органы прокуратуры, правоохранительные органы, для того чтобы проверить эту информацию. Но о результатах проверки пока говорить рано.

Выявление подобных фактов либо в ходе выездов на места, либо работая с гражданами на личном приеме, либо по письменным обращениям я считаю для себя одной из приоритетных и важнейших задач. Такая работа необходима в рамках реализации национального плана противодействия коррупции.

— В Югре уже очень много сделано для борьбы с коррупцией, в частности принят соответствующий окружной закон, план противодействия коррупции в ХМАО — Югре на 2008 — 2010 годы и многое другое. Как вы оцениваете проделанную работу?

— Да, действительно, организационно работа в округе поставлена. Все, что было намечено, было сделано. И есть первые результаты проделанной работы, потому что мы уже привлекаем к ответственности чиновников и даже глав муниципалитетов. Но одними "посадками" эту проблему не решить. СМИ обычно публикуют материалы только о громких делах, и по ним вроде бы можно составить впечатление, где работа ведется, а где — нет. Но есть работа профилактическая, которая тоже важна, но не видна, и это огромный пласт работы.

— Дмитрий Борисович, по большому счету, нет общих критериев, которые помогли бы оценить, успешно ли в муниципалитете борются с коррупцией. Например, в муниципальном образовании выявлено за полгода десять случаев коррупции — это показатель того, что плохо здесь обстоят дела или наоборот?

— Я считаю, что судить о качестве работы только по показателям, по статистике — это неправильно, надо смотреть на качество жизни населения, насколько спокойная обстановка в муниципальном образовании, насколько люди обеспечены госуслугами, насколько высокий уровень экономического развития и так далее.

И второе — как оценивать эту цифру? Я постоянно спорю по этому поводу. Мне, например, говорят: "В таком-то регионе выявлено много фактов коррупции, значит, здесь очень высокий уровень коррупции". С одной стороны, да, а с другой стороны, нет. Я считаю, что это просто показатель высокопрофессиональной работы правоохранительных органов данного региона, которые умеют выявлять подобные факты и доказывать их. К примеру, какой-то из округов, по данной статистике, находится в самом низу. Значит, там коррупции меньше? Конечно, нет. Просто эти факты не выявляются и не документируются, вот и все. Получается, к одной цифре можно подойти с разных позиций.

— По-вашему, сможем ли мы вообще когда-нибудь победить коррупцию?

— Я считаю, что дорогу осилит идущий. Потому что сегодня есть определенные сдвиги, например, по сравнению с 90-ми годами. Ну, когда у нас в 90-е годы в таком количестве сажали вице-губернаторов, мэров, депутатов? Хотя ведь воровали тогда в огромных количествах. Просто эту работу удалось упорядочить, и сразу появился результат. А вообще нужно начинать борьбу с коррупцией с профилактики. Необходимо насаждать мораль и нравственные принципы в обществе с самого детства. Предлагаю всем действовать по закону и по совести. Это внутренне каждый для себя решает: готов ли он бороться с этой проблемой. А наша задача — убедить всех, что улицу нужно переходить на зеленый свет, а на красный — нужно стоять.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру