Вектор задан

О работе по модернизации производства, повышению качества и расширению ассортимента выпускаемой продукции, а также о результатах минувшего года и ближайших перспективах накануне годового Общего собрания акционеров ОАО "Газпром" мы попросили рассказать генерального директора ООО "Газпром переработка" Юрия Важенина.

Вектор задан

— Юрий Иванович, каковы итоги производственной деятельности компании за 2010 год?

— Производственные показатели ООО "Газпром переработка" напрямую связаны с обеспечением реализации планов ОАО "Газпром". Несмотря на то, что в 2010 году Обществу пришлось работать в посткризисных условиях, итоги за предыдущий год можно назвать стабильными.

За прошлый год на эксплуатируемых месторождениях в Республике Коми было добыто и впоследствии переработано на Сосногорском газоперерабатывающем заводе (СГПЗ) свыше 200 тыс. т жидких углеводородов и около 2,5 млрд. м3 газа.

Что касается Западной Сибири, то в 2010 году суммарная переработка углеводородного сырья на Заводе по подготовке конденсата к транспорту (ЗПКТ) и Сургутском заводе по стабилизации конденсата (СЗСК) составила более 14 млн. тонн.

В части производства продукции план выполнен полностью, а по некоторым позициям и с небольшим превышением. В частности, автобензинов произведено на 102 процента к плановым показателям; дизельного топлива — на 101%; сжиженных газов — на 103%; авиационного керосина марки ТС-1 — на 100%; технического углерода — на 106%; стабильного конденсата — на 102% и дистиллята газового конденсата — также на 102%.

— Производственные достижения налицо. Ну, а в том, что относится к социальной стороне жизни многотысячного коллектива: все ли обязательства выполнены по итогам прошлого года?

— Газпром — социально ответственная компания, поэтому в дочерних обществах поддерживаются партнерские отношения между работодателем и трудовым коллективом. Предприятие обеспечивает достойную заработную плату, карьерные возможности и все условия для эффективной работы.

Сотрудники предприятия обеспечены социальным пакетом, который включает солидный перечень льгот и выплат. Это целый комплекс мер социальной поддержки работников и членов их семей, настолько широкий, что проще сказать, чего в нем нет. Хотя не так просты эти вопросы для решения, как может показаться со стороны.

Взять хотя бы приобретение жилья и улучшение жилищных условий — наиболее острую проблему. В прошлом году общая сумма средств, направленная на улучшение жилищных условий работников, составила свыше 46 млн. рублей. Но жизнь не стоит на месте, в этом году стартовала новая корпоративная программа жилищного обеспечения ОАО "Газпром", предусматривающая льготные условия ипотечного кредитования и дотации на выплату по кредитам для различных групп работников.

Не забыты и бывшие работники, они получают льготы и материальную помощь согласно Положению о социальной поддержке пенсионеров.

Подводя итоги предоставления льгот работникам в 2010 году, можно отметить, что все обязательства, предусмотренные Генеральным коллективным договором ОАО "Газпром" и его дочерних обществ на 2010-2012 годы, а также Коллективным договором ООО "Газпром переработка" на 2010-2012 годы, выполнены Обществом в полном объеме.

— В связи с действием Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" с 1 января 2012 года необходимо обеспечить качество автобензинов и дизтоплива не ниже класса 4. Насколько Общество готово к этим переменам?

— Если не произойдет внесения поправок в Технический регламент, то отдельно по заводам картина следующая. На ЗПКТ, расположенном вблизи г.Новый Уренгой, с 2012 года дизельное топливо производить не будем в связи с отсутствием необходимых каталитических процессов, в частности гидроочистки. Но, с момента утверждения Техрегламента, в целях сохранения возможности эксплуатации имеющихся мощностей и сохранения объемов выпуска высоколиквидной продукции проделана большая работа по организации производства топлива для реактивных двигателей марки ТС-1. Были проведены опытные пробеги, получены положительные результаты, наработана опытно-промышленная партия. Мы готовы производить ТС-1 в объеме до 63 тыс. т в год. В IV квартале 2011 года нами планируется получение разрешительных документов на производство и применение топлива ТС-1 по назначению в авиационной технике под наблюдением, и с начала следующего года мы будет готовы к его выпуску на промышленном уровне.

Ранее топливо ТС-1 производилось только на Сургутском ЗСК. Кстати, на этом же филиале Общества, обладающем наиболее высоким потенциалом в области переработки углеводородного сырья, ситуация более позитивная, хотя и придется прекратить в этом году выпуск автобензинов Нормаль-80 и Регуляр ЕВРО-92. В сентябре 2010 года был начат выпуск автомобильных и дизельных топлив, соответствующих международному экологическому стандарту ЕВРО-3. Теперь перед Обществом стоит задача обеспечить готовность завода к 2012 году перейти на производство автомобильных бензинов, соответствующих требованиям четвертого класса Техрегламента. Также идет успешная работа по постановке на производство дизельного топлива ЕВРО-5 в сентябре текущего года.

К сожалению, не скажешь о столь же радужных перспективах на Сосногорском ГПЗ, расположенном в Республике Коми, которому в этом году исполнится 70 лет. Увы, только одна установка низкотемпературного разделения газа на заводе относительно новая, а остальное оборудование введено в эксплуатацию в середине прошлого века. В сентябре 2011 года закроем небольшую установку по производству автобензина Нормаль-80, чтобы избежать убыточности производства, потому что нам однозначно не достигнуть перспективных требований Техрегламента.
С учетом ряда объективных причин, в первую очередь технико-технологического характера, не стану утверждать, что мы полностью готовы выполнить все требования Технического регламента. Вместе с тем, на мой взгляд, с нашей стороны сделано максимум возможного для того, чтобы перейти на производство более качественной продукции.

— Юрий Иванович, когда планируется запуск Новоуренгойского газохимического комплекса, который должен войти в одну производственную цепочку с ЗПКТ?

— По плану — в 2012 году, но по нашей оценке это произойдет не раньше 2013 года. Там тоже существуют проблемы — надо успеть реконструировать дожимную компрессорную станцию ЗПКТ, иначе комплекс останется без сырья. Ведь так и планировалось изначально, что основное сырье, которое должно идти на Новоуренгойский газохимический комплекс, будет поступать именно с Завода по подготовке к транспорту.

— За последние полгода на территории ЯНАО введены в эксплуатацию новые газодобывающие объекты суммарной проектной производительностью почти 10 млрд. куб. м газа в год. В апреле Газпром начал добычу газа и конденсата из валанжинских залежей Заполярного месторождения, также завершилось строительство межпромыслового конденсатопровода "Заполярное НГКМ — Уренгой". Один из проблемных вопросов — это дефицит мощностей по транспортировке и переработке в Западной Сибири. Как вы оцениваете готовность Общества к приему дополнительного объема сырья?

— Проблема по Западной Сибири состоит из двух частей: первая — готовность к транспортировке и переработке объемов газа и конденсата, и вторая — это опять-таки вопрос качества, то есть работа в части Технического регламента.

Готовность Общества к приему по объемам и переработке на сегодняшний день у меня не вызывает больших сомнений. С небольшим отставанием в графике продолжается проектирование по расширению транспортных мощностей между Новым Уренгоем и Сургутом. Наконец-то получили документацию по восьмой и девятой технологическим ниткам установки стабилизации конденсата на Сургутском ЗСК. Осталось пройти все экспертизы и построить эти объекты.

Что касается качества, то есть определенные проблемы, связанные с очень долгим проектированием ряда объектов. Общество плотно занимается этой работой лишь два года, а нужно было начать делать это раньше. В результате, отстаем, грубо говоря, на год по проектированию установки изомеризации легкой бензиновой фракции на Сургутском ЗСК для производства автобензинов, соответствующих стандартам ЕВРО-5.

— Правление ОАО "Газпром" утвердило Комплексную программу реконструкции и технического перевооружения объектов переработки газа и жидких углеводородов на период 2011-2015 годы. Какие технологические изменения ожидаются в Обществе в рамках этой Программы?

— Председатель Правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер в декабре прошлого года на выездном заседании Правления на базе Сургутского ЗСК назвал переработку профильным бизнесом для компании. Вот и принятая Комплексная программа очень обширная, объем инвестиций под эту пятилетку — порядка 80 млрд. руб. Вопрос теперь в том, как ее выполнить. Потому что, с одной стороны, мы разучились работать как заказчики, осваивая очень небольшие средства на перерабатывающих мощностях Западной Сибири, с другой стороны, подрядчиков осталось не так много, да и квалификация их с каждым годом все ниже и ниже. Мы сейчас пожинаем плоды того, что в 90-е годы все учились на менеджеров, юристов, экономистов, финансистов. "Технари" тогда были не в почете, это только в последнее время ситуация немного изменилась.

На базе ОАО "Газпром нефтехим Салават", контрольный пакет акций которого принадлежит ООО "Газпром переработка", планируется в будущем создать Всероссийский центр газовой химии. Какие есть плюсы, по вашему мнению, с появлением подобного центра в России?

Стратегическая перспектива газовой отрасли направлена на диверсификацию бизнеса и освоение выпуска новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью. Газпром весьма серьезно нацелен на развитие газохимии и увеличение объемов извлечения ценных компонентов из сырья.

Для этого надо развивать именно собственное перерабатывающее производство и тем самым загружать другие отрасли. Модернизация отрасли даст возможность увеличить производство качественных конечных продуктов и тем самым ускорить развитие экономики страны. Это направление экономически и политически абсолютно правильное.

— Еще один "больной" вопрос связан с истощением минерально-сырьевой базы и соответствующим снижением загрузки мощностей филиалов в Республике Коми. Какие решения на сегодняшний день рассматриваются?

— ООО "Газпром переработка" владеет одиннадцатью лицензиями на право пользования недрами в Республике Коми. Однако Вуктыльское газопромысловое управление ведет промышленную эксплуатацию лишь на четырех месторождениях углеводородного сырья — Вуктыльском, Западно-Соплесском, Печорокожвинском и Югидском. Все они характеризуются падением пластового давления и, как следствие, снижением добычи, а также сокращением содержания газового конденсата в добываемом сырье. Впрочем, нет ничего удивительного. К примеру, Вуктыльское нефтегазоконденсатное месторождение, являющееся старейшим из перечисленных, эксплуатируется с 1968 года.

Один из возможных вариантов продления "жизни" Вуктыла через первую сверхглубокую скважину номер 402, проектирование которой должно быть закончено по графику осенью этого года. По крайней мере, в 2011 году деньги на подготовительные работы под строительство данной скважины были выделены.

Следующий вариант — обустройство тех месторождений, на которые у Общества уже есть лицензии.
Еще одно направление, которое мы сегодня рассматриваем — возможное взаимодействие Газпрома и ОАО "ЛУКОЙЛ" по использованию попутного нефтяного газа. У данной компании есть проект по использованию этого газа для собственной генерации, для производства электроэнергии на Печорской ГРЭС. Мы же рассматриваем возможные варианты замещения этого газа сеноманским газом из газопровода "Бованенково — Ухта" с целью направления ПНГ компании "ЛУКОЙЛ" на Сосногорский ГПЗ. Но окончательное решение по этому вопросу еще не принято.

— До конца текущего года какие-то производственные объекты в Обществе планируете вводить?

— В основном эти планы связаны с Сургутским ЗСК — на заводе должны ввести пять объектов. Наиболее значимые — это, конечно, эстакада налива темных нефтепродуктов (стабильного конденсата) на 2 млн. тонн, эстакада налива реактивного топлива марки ТС-1 и слива МТБЭ и установка по утилизации низконапорных сбросных газов. Вопрос в том — будут ли они введены в срок, так как из-за позднего размещения заказа на оборудование, возникли проблемы с его изготовлением. Но будем пытаться, будем, как говорится, включать форсаж.

В целом, считаю, что для Общества 2010 год стал годом укрепления и создания хорошего задела на ближайшую пятилетку.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру