В Югре еще недавно можно было встретить журавлей двух видов — серого и белого (стерха). Серый журавль немногочисленный, но пока достаточно обычный вид наших болот. А вот белый журавль — стерх, живущий только в России и больше нигде в мире, возможно, больше не встретится нам никогда. Западно-Сибирская популяция этого российского эндемика, скорее всего, либо уже прекратила свое существование, либо это случится в ближайшие несколько лет. Белый журавль входит в число наиболее угрожаемых к исчезновению птиц мировой фауны. Он занесен в Красную книгу России и Красную книгу Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Если мы не поможем в восстановлении популяции стерхов, мы больше никогда не увидим белых журавлей.
"Стерхиада" — участвуют все!
В галерее современного искусства "Стерх" (г. Сургут) проблемой исчезновения белого журавля озадачились всерьез. Тем более комитет по экологии и природопользованию администрации Сургута объявил 2011 год годом стерха. "Мы обязаны своим именем — звучным, красивым, сильным — этому журавлю, — говорит Раиса Сунгурова, сотрудник ГСИ "Стерх". — Мы не могли не откликнуться". И родился проект — творческий конкурс "Стерхиада".
"Стерхиада" предлагала практически неограниченные возможности. Участники вольны были выбирать любую тему (единственное условие — она должна была быть связана со стерхом) и интерпретировать ее на свое усмотрение. Принимали работы живописные, графические, изделия декоративно-прикладного искусства, выполненные с помощью компьютерной графики. Можно было создать комикс, написать рассказ — байку — сказку, озвучить видеоролик про стершонка — птенца стерха (ролики выложили на сайте галереи). Можно было представить проект личный или коллективный. Можно было создать творческую работу, темы — загляденье: "Если бы стерх был моим братом (папой)", "Если бы стерх был директором школы", "Если бы стерх был президентом", "Если бы меня принес не аист, а стерх", "Если бы я был стерхом", "Если бы охотники высиживали яйца в гнездах, а стерхи на них охотились". Ограничений ни по возрасту, ни по профессии не было — участвуют все, кому небезразлична судьба исчезающего вида журавля. Тем более судьба белых журавлей в нашем краю трагична в целом.
Журавли-"партизаны"
— Обнаружили стерха в нашем регионе не так давно, примерно в 80-х годах прошлого века, — рассказывает Елена Корепанова, заведующая экспозиционным отделом ГСИ "Стерх". — Он прячется от людей, ну, настоящий "партизан". Тем более летний ареал обитания этих птиц — лесостепная зона Западной Сибири — оказался благоприятен и для человека. Поэтому для стерха со временем здесь почти не осталось места. С развитием нефтегазового комплекса ситуация только усугубилась.
Опять же именно освоение недр Западной Сибири позволило выявить точные места гнездования этих птиц. "Уже тогда численность гнездовой популяции была ничтожна, — рассказывает Ольга Стрельникова, председатель окружного отделения Союза охраны птиц России, сотрудник Юганского заповедника, заслуженный эколог Югры. — В бассейне реки Куноват (ЯНАО) было найдено только восемь гнездовых территориальных пар и две одиночные птицы. В 1997 году нашли еще одно место гнездования — Кондо-Алымское междуречье. Вероятно, исторически стерх заселял весь бассейн реки Конды".
В 1980-е годы по инициативе Международного фонда охраны журавлей была запущена программа по созданию искусственной популяции стерха (реинтродукция) — его стали разводить в питомниках. В Окском государственном заповеднике специально создали питомник редких видов журавлей. За 30 лет работы вырастили и выпустили в природу в местах исконного гнездования стерхов более 150 птиц. Но результатов программа, увы, не дала.
Из Окского заповедника в наш регион тоже прибывали птицы. Первый стерх поселился в пойме Оби в Ханты-Мансийском районе летом 2009 года. Его звали Витим. В первый год он порадовал экологов — сумел благополучно улететь в Иран на зимовье и добраться домой. Но затем в Иран он не вернулся — это означало, что Витим погиб. А год назад в Югре случилась дикая история, связанная с судьбой журавлиной пары.
Судьба —
одна на двоих
Следующими журавлями, поселенными по программе реинтродукции, были Ямал и Итера. Выросли они в питомнике, затем были выпущены в природу — в Куноватском заказнике. На них надели пластиковые кольца с номерами и обычные алюминиевые, какими обычно метят птиц в России. В мае 2010 года пара журавлей прилетела к поселку Кондинскому, к детскому этно-оздоровительному центру "Мит Ущ". Стерхи не боялись людей, принимали из рук пищу, позволяли себя рассматривать. Сотрудники питомника, увидев сюжет о журавлях по окружному телевидению, опознали в этой паре Ямала и Итеру. Сколько было радости!
Птицы были в прекрасном состоянии. Правда, колец на них не обнаружили, а снять их могли только люди... Все показывало, что журавли готовы к гнездованию: кричали они в унисон, самец вымазал шею грязью. А это означало, что пара будет выводить потомство. Надо сказать, что стерхи по своей природе долгожители. Они живут до 80-90 лет и заводят семью один раз и на всю жизнь.
19 мая Ямал и Итера были застрелены. Птиц с оторванными головами обнаружили на помойке.
— Именно на голове у стерхов находятся отличительные признаки, — говорит Елена Корепанова. — Иначе от других видов журавлей их не отличить. Передняя часть головы стерхов не оперена и покрыта красной кожей. Красный и клюв. Видимо, специально головы им оторвали, чтобы не опознали белого журавля. Тех, кто так зверски поступил с птицами, нашли. Это оказались охотники. Они заплатили по сто рублей штрафа. И все.
В те дни, когда случилась трагедия, в Окском заповеднике родился стершонок. В память о событиях в Кондинском районе его назвали Конда. Сотрудники заповедника очень надеются, что Конда сможет прижиться на болотах ХМАО или ЯНАО, вывести птенцов, прожить свою долгую жизнь и подарить нам надежду, что белый обский журавль не будет утрачен. Ведь Ямал и Итера погибли в переломный момент — когда западно-сибирская популяция стерхов находилась под угрозой исчезновения.
"Я знаю эту историю"!
В галерее "Стерх" — очередная экскурсия. Это ученики 35-й школы Сургута, для них в этот день заказали два посещения выставки. Малыши сосредоточенно рассматривают экспонаты, слушают лекцию искусствоведа Елены Фетисовой. Экскурсовод начинает рассказывать про Ямала и Итеру, и вдруг раздается звонкий голос: "Я знаю эту историю!" И маленький Артем сам становится на несколько минут "экскурсоводом", рассказывая друзьям о трагедии журавлиной пары.
— Я обычно детям не рассказываю, что они погибли, — говорит после экскурсии Елена Фетисова. — Моя задача — заинтересовать маленьких людей, "зацепить", заставить задуматься. Я показываю представленные работы. Они выполнены не только в хорошо известных техниках акварельного, карандашного рисунка или маслом, гуашью. Есть удивительные произведения — из соленого теста, яичной скорлупы — ее собирают в мозаику, из бисера, есть стерх, вырезанный из дерева. Есть даже гравюра в технике меццо-тинто! А посмотрите: вот наша гордость — журавль-пазл, собранный детьми Федоровской школы. Они вдохновенно собирали своего журавлика в течение месяца. А Юрий Таныгин, член Союза художников России, помогавший детям, затем написал легенду о создании этой птицы. Я рассказываю детям о различных техниках, предлагаю игры, творческие задания — и дети откликаются. У них горят глаза!
После экскурсии дети смотрят фильм "Я родился в питомнике". Птенец-стершонок от первого лица рассказывает о своей жизни в питомнике. Несколько минут дети наблюдают, как на их глазах стершонок вылупляется из яйца ("Было страшно, но интересно. Интерес победил страх", — звучит голос за кадром), как взрослеет ("Иногда приходится есть не только для сытости, а для самообороны"), учится летать ("Я окреп, я лечу!"). Светлый, добрый, теплый фильм о трогательном и хрупком существе. Создал ленту сотрудник галереи Сергей Зятьков. А озвучивал работу его маленький сын Арсений.
"Стерхиада" оказалась прекрасным проектом — участвовать могут и стар, и млад, интересно всем. Простор для фантазии и творчества — неограничен. И дело нужное, благое. Этот творческий конкурс сразу нашел множество откликов. Прислано около 200 работ. География участников оказалась обширна — и Сургут, и Сургутский район, и Екатеринбург, и Тюмень, и Москва. Наряду с детскими работами на выставке представлены и работы профессиональных художников. Сотрудники галереи постарались выставить все работы и поощрить всех участников проекта. А затем предложили всем поставить свои подписи в письме-обращению к губернатору ХМАО-Югры Наталье Комаровой в поддержку создания на территории Юганского заповедника питомника по разведению сибирского белого журавля — стерха. Все, поставившие подписи, получили маленький подарок — бумажного журавлика-оригами.
Проект "Стерхиада" сумел выйти за пределы галереи. Сотрудники придумали, что маленький стершонок может прийти в гости к тем, кто по разным причинам не может посетить выставку. Стершонок, выполненный в технике валяния, уже побывал в нескольких детских садах Сургута, в реабилитационных центрах. Приходил, гостил, рассказывал свою историю.
Восстановить популяцию стерхов в Югре возможно. В сентябре письмо-обращение главе региона, снабженное подписными листами, направят в правительство округа. А пока все лето сотрудники галереи "Стерх" будут рассказывать всем-всем-всем о судьбе нашего журавля — красивого, величественного, с трагической судьбой и верным сердцем. Ведь чем больше людей узнают эту историю, тем больше шансов победить чужое равнодушие и жестокость.