Восхищаются его проницательностью: в далеких 1980-х вместе с командой и руководством производственного объединения «Сургутнефтегаз» он отстоял Лянтор перед большим партийным руководством, засомневавшимся в потенциале Лянторского месторождения.
35 лет производственной деятельности НГДУ «Лянторнефть» стали лучшим тому подтверждением.
Лянторская легенда
Мухтар Назаргалеев, сын Башкортостана, родился весной 1930 года в крестьянской семье. Родители — Фатима и Бахтиганей были трудолюбивыми, предприимчивыми людьми. Домашнее хозяйство Назаргалеевых считалось зажиточным, и потому в период коллективизации, чтобы избежать раскулачивания, им пришлось уехать из родных мест. Лишь в 1940 году семья вернулась и обосновалась в городе Ишимбае. К тому времени в семье подрастали семеро детей.
Окончив школу-семилетку, в 1945 году Мухтар Назаргалеев поступил в Ишимбайский нефтяной техникум, выбрав специальность «Бурение нефтяных и газовых скважин». Студенческие годы пролетели кометой, и вот на календаре уже 1949-й, когда молодой специалист пришел в контору бурения треста «Ишимбайнефть». Первая запись в трудовой книжке — верховой рабочий.
И пошло как по маслу: помбур, инженер-сметчик проектно-сметной группы, инженер… С 1957 года начался отсчет трудовых вех в биографии Назаргалеева-руководителя: старший инженер по бурению производственно-технического отдела; начальник ПТО; начальник участка добычи нефти и газа; начальник ЦНИПР; старший инженер, зам. заведующего нефтепромыслом; зам. начальника базы производственного обслуживания. В феврале 1973 года — новое назначение: Тюменский Север, НГДУ «Сургутнефть» — начальник ЦИТС; и, наконец, начальник НГДУ.
Вот как вспоминает о знакомстве с М. Назаргалеевым Ильдус Усманов, ветеран ОАО «Сургутнефтегаз», бывший начальник НГДУ «Нижнесортымскнефть»:
— Работал я тогда геологом в НГДУ «Сургутнефть». В тот день проходило совещание по составлению графика движения бригад ПРС. Старший геолог заболел и отправил на совещание меня. Я был не подготовлен к разговору, а на месте оказалось, что у Назаргалеева, начальника ЦИТС, нельзя было что-либо не знать о своем участке работы. Он спрашивал обо всем, до мелочей. Его интересовали состояние подъемников, комплектация бригадного хозяйства, количество людей в бригадах… Назаргалеев не стал распекать меня за невнятные ответы, а спокойно, но веско сказал: «Молодой человек, в следующий раз приходите на совещание подготовленным или вовсе не приходите». Я запомнил хороший урок, после чего тщательно готовился к совещаниям любого уровня.
Лянторская история началась под Новый, 1980 год, когда уже познавшему цену уникального запаса недр Сургутского Приобья Мухтару Бахтиганеевичу предложили возглавить новое предприятие — НГДУ «Лянторнефть». Первая база нефтяников располагалась на территории вблизи хантыйского поселения Пим. Нефтегазодобывающее управление и поселок в те годы были одним целым. Все, что строилось, полностью зависело от планов и возможностей нефтяников. Неудивительно, что право решающего голоса при обсуждении поселковых проблем принадлежало Назаргалееву. Зная это, люди обращались к нему как к последней инстанции. Он был отзывчив и помогал людям чем мог.
— Когда я приехал в поселок Пим, пришлось писать его историю с чистого листа. Сначала возвели самое необходимое: магазин, фельдшерский пункт, столовую, пекарню. В марте 1978 года был окончательно утвержден план застройки поселка Лянторского. Не все из предложенного проектировщиками отвечало потребностям нефтяников, поэтому приходилось перепроектировать не только дома, но и целые улицы, заново делать привязку их к местности. А затем изыскивать материалы и денежные средства для каждого строящегося объекта, — писал в своих дневниках М.Б. Назаргалеев.
Настоящий хозяин и производства, и поселка, Назаргалеев пытался переломить психологию «временщиков», своим примером давая понять — нефтяники пришли на лянторскую землю всерьез и надолго. Решил однозначно здесь строиться, жить, добывать нефть…
Десятилетие понадобилось, чтобы, объединившись, хантыйское село Пим и одноименный вахтовый поселок развились в современный благоустроенный город Лянтор. Во многом это произошло стараниями Мухтара Бахтиганеевича.
Его песня оборвалась внезапно: 27 мая 1990 года М. Назаргалеев трагически погиб в автокатастрофе.
В его честь названа одна из центральных улиц города. Памяти первого руководителя нефтегазодобывающего управления «Лянторнефть» посвящен ежегодный комплекс культурно-спортивных мероприятий. В местном этнографическом музее действует стационарная экспозиция личных вещей нефтяника. Неординарная личность Назаргалеева увековечена и в производственной топонимике ОАО «Сургутнефтегаз». Вновь открытое в декабре 1996 года нефтегазоносное месторождение решено было наречь Назаргалеевским. В промышленную эксплуатацию его запустили в феврале 2000 года.
Держим путь на «Назарку»
До «Назарки», как в обиходе называют Назаргалеевское месторождение нефти и газа, ходу — 45 км, если выезжать из Лянтора. Оно расположено в пределах Сургутского района, на территории Южно-Камынского лицензионного участка, недропользователем которого является ОАО «Сургутнефтегаз».
— Наш цех состоит из пяти месторождений. Маслиховское начали разрабатывать в 1987 году, Назаргалеевское введено в эксплуатацию с 2000 года. Сам цех создан в феврале 2001 года на базе Маслиховского и Назаргалеевского месторождений. После этого введены в эксплуатацию Санинское, Явинолорское — в 2010-м и тогда же Восточно-Студеное, — рассказывает Александр Горазов, начальник цеха по добыче нефти и газа №8.
А. Горазов — земляк Назаргалеева, в 1997 году, получив профильное высшее образование, приехал из Башкирии на Север. Точно так же, как и легенда лянторской нефти, влюбился в эти края. Восьмым цехом НГДУ «Лянторнефть» руководит пятый год:
— Все наше обширное хозяйство находится в Сургутском районе. Между площадками у нас три дожимных насосных станции. Между ними порядка 20 км. Наши месторождения небольшие, удаленные друг от друга. Все нужно продумывать заранее, чтобы не получилось лишних затрат. Работаем так, чтобы поддерживать уровень добычи, вдумчиво подходя к каждой скважине. С начала года на Назаргалеевском месторождении добыто 90 тыс. тонн нефти.
Назаргалеевское месторождение, где, кстати, стоят административные здания цеха №8, обслуживает бригада мастера Игоря Екатеринина. Работу свою коллектив знает досконально, действует слаженно. Сплав опыта и молодости — так сложилось, что под руководством Игоря Кимовича сегодня трудятся три ветерана труда ОАО «Сургутнефтегаз» и столько же молодых специалистов: кто только что после техникума пришел, кто из армии вернулся. Идет естественная ротация кадров, старшие передают накопленный годами опыт молодежи.
Владимир Петрович Тункин, вахтовик из Омска, рассказывает, что судьбу его решил сам Назаргалеев, подписав в далеком 1985 году заявление о приеме на работу.
— Я приехал в Пим по приглашению приятеля, он сказал — посмотришь, что такое настоящая профессия — нефтяник. Я согласился. В то время вахты летали на самолетах. Пришел в отдел кадров. Спросили, есть ли «корочки»? Есть, говорю. У нас в Омске нефтеперерабатывающий завод был и училище профильное. Я там отучился на машиниста турбинных установок. Взяли оператором. В то время мне было 32 года — молодой, красивый, здоровый, — вспоминает старейший сотрудник цеха.
Без малого тридцать лет курсирует он по маршруту Омск — Лянтор — Омск. Но на жизнь не жалуется, напротив, говорит, любит переезды, поезда, новые знакомства. В Омске тоскует по лянторскому простору. Здесь он живет непосредственно на территории цеха, в благоустроенном общежитии, за окнами — лес. В коллективе его авторитет непререкаем. А потому Петрович, как запросто называют Тункина коллеги, не торопится пополнять армию пенсионеров:
— Все с уважением относятся к моему опыту, стажу. Молодежь советуется, как поступить. Приходится передавать знания, по-другому нельзя. Я в роли наставника выступаю. Сколько учеников было — не помню уже, за десяток перевалило.
О первом начальнике НГДУ «Лянторнефть» В. Тункин вспоминает так:
— Человек был очень хороший, веселый. В праздники — 1 Мая, 9 Мая — мы колонной шли по улице, которая ведет в вахтовый поселок. Демонстрации проходили с флагами, шарами, лозунгами, песнями. Сам начальник НГДУ возглавлял шествие, играл на гармошке. Веселый человек был. Раньше жили дружнее. Сейчас люди стали мало общаться, в компьютере больше сидят, особенно молодежь. Раньше жили беднее, но интереснее.
Еще одна значительная во всех отношениях фигура Назаргалеевского месторождения — мастер Игорь Кимович Екатеринин. Только переступив порог его кабинета, сразу подмечаешь хозяйский характер: любит комфорт, имеет увлечения и умелые руки. Над порогом — серия икон, вырезанных из цельного куска кедра. На столе под стеклом — милые сердцу фотографии. А в коридорах АБК стараниями Екатеринина появился настоящий мини-музей фауны пимской земли: увлеченный охотник и рыболов мастерит чучела птиц и боровой дичи, коими богато Назаргалеевское месторождение. На территории восьмого цеха Лянторского НГДУ распростерся лесной гребень, 34 км в ширину, он тянется до самой реки Лямин. Летом здесь за сорок минут ведро грибов собрать можно. Щедра мать-природа!
Начальник ЦДНГ №8 Александр Горазов говорит о Назаргалееве так:
— Этот человек был на своем месте, ведь месторождения называют в честь легендарных людей!
Навстречу юбилею
Нефтегазодобывающее управление «Лянторнефть» — на пороге большого праздника. Первого января 2015 года предприятию исполнится 35 лет. Главное дело жизни Мухтара Назаргалеева продолжил Юрий Анзиряев. В 1990 году он возглавил управление и руководит им по сей день. Дадим ему слово, чтобы узнать, чем живет накануне юбилея НГДУ «ЛН»:
— Сама жизнь внутри нашего коллектива, если сравнивать с 1990-ми, принципиально изменилась. Это другой подход, другая человеческая психология. В своей работе мы применяем современные технику и технологии добычи углеводородов, грамотно, добротно эксплуатируем существующий фонд скважин. Такой комплексный подход дает хорошие результаты. Да и наука не стоит на месте. Со временем, и я в этом уверен, появятся более совершенные способы извлечения нефти. Поэтому дальнейшая жизнь, не могу сказать, что будет исключительно безоблачной и счастливой, но долгой — да, это однозначно.