Центр притяжения инициативы

Ректор СурГУ Сергей Косенок — о перспективах развития вуза

06.05.2015 в 07:52, просмотров: 1320

В начале марта правительство Югры переназначило ректора Сургутского госуниверситета на второй срок. Таким образом, работа вуза под руководством Сергея Косенка в предыдущую пятилетку получила достойную оценку. 

Центр притяжения инициативы
Фото предоставлено пресс-службой СурГУ.

Чем гордится вуз сегодня и какие задачи готовится решать — в интервью «МК»-Югра» рассказал сам Сергей Михайлович:

— Начну, пожалуй, с самого важного результата. В декабре 2014 года вуз прошел процедуру госаккредитации. По ее итогам мы получили положительное заключение руководителя экспертной группы. Это означает, что содержание и качество подготовки студентов отвечают требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Так что в соответствии с приказом Рособрнадзора Сургутский госуниверситет признан прошедшим государственную аккредитацию образовательной деятельности сроком на шесть лет. Это успех работы всего коллектива и, конечно, студентов.

— Сергей Михайлович, что именно из достигнутого за этот период Вы бы выделили особо? На Ваш взгляд, достаточно ли полно оценивают сегодня потенциал и ресурсы университета власть и общество?

— Сегодня университеты должны стать центрами коммуникации государства, общества, производства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями. Именно в этом направлении и работают все наши институты.

Так, например, СурГУ принимает активное участие в реализации долгосрочных целевых программ Ханты-Мансийского автономного округа в области образования, здравоохранения, культуры и спорта, гармонизации межэтнических отношений и т.д.

Сотрудниками СурГУ проведена целевая научно-исследовательская работа по разработке бюджетной стратегии ХМАО-Югры до 2020 года и на период до 2030 года. И сегодня университет участвует в общественных слушаниях, на которых обсуждаются проблемы стратегии развития Югры.

В университете организуется проведение встреч, конференций, на которых обсуждаются важнейшие вопросы развития общества, экономики.

Совместно с НИИСИ РАН, МПГУ, ОАО «Сургутнефтегаз» и администрацией г. Сургута подготовлены предложения по созданию совместных научно-образовательных программ и лабораторий импортозамещения в региональную программу «Инженеры XXI века», работа над которой сейчас продолжается. Мы взаимодействуем с Российской академией наук, например, в области преемственности инженерно-технического образования со школьной скамьи: разработаны и внедряются учебные планы по алгоритмике в начальной школе.

Значительным достижением в работе творческого коллектива явилась не только разработка концепции инновационно-образовательного комплекса, но и ее утверждение на самом высоком уровне. В марте 2015 года глава региона Наталья Владимировна Комарова представила концепцию Президенту РФ и просила включить проект создания комплекса в Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 гг.

В СурГУ реализуются инновационные проекты. Один из них — предстоящее открытие Центра развития талантов ребенка. Сотрудничество центра с организациями культуры и образования расширит образовательное пространство не только самих воспитанников, но и педагогов и родителей. В настоящее время идет активная подготовка здания к приему будущих воспитанников. В данный момент здание детского сада передано в оперативное управление университета. Готовится полный пакет документов на лицензирование для осуществления образовательной деятельности, и параллельно ведется работа по получению всех разрешительных документов на открытие детского сада. Площадь детского сада, который размещен в трехэтажном здании, составляет 11 тыс. квадратных метров, он рассчитан на 340 воспитанников.

Сургутский государственный университет посетил заместитель полпреда Президента РФ в УрФО Александр Петрович Моисеев. Он познакомился с деятельностью вуза и встретился с членами научно-технического совета СурГУ. Речь шла о перспективных направлениях научной и образовательной деятельности, связанных с освоением Арктики, которые являются одним из приоритетных направлений развития страны.

Нельзя не отметить успехи в реализации молодежной политики, выработанной в университете. В этом направлении отмечу возросшую роль системы студенческого самоуправления и соуправления. Всего в студенческом самоуправлении задействовано 58% обучающихся от общего числа студентов очной формы обучения.

— Не первый год при вузе действует Попечительский совет. Каковы результаты его работы?

— Образовательные программы должны развивать набор компетенций, востребованных у работодателей. На первое место в данном случае выходит контакт университета как образовательной структуры с объединением, сформированным из ведущих работодателей региона. Таким коллегиальным органом в СурГУ является Попечительский совет, возглавляемый Александром Леонидовичем Сидоровым, уполномоченным по правам человека в ХМАО-Югре.

Совет, в состав которого вошли представители градообразующих предприятий, бизнеса, общественных организаций, представители власти, уже три года активно работает на принципах взаимовыгодного сотрудничества, партнерства. Что стало результатом такого взаимодействия? Прежде всего, формирование системы практико-ориентированного образования. Положительные результаты такой образовательной траектории уже имеются в Политехническом институте, где была создана базовая кафедра управления жизненным циклом информационных систем на базе ОАО «Сургутнефтегаз». Открыта именная лаборатория ООО «Газпром переработка» — первая лаборатория робототехнической направленности в вузах Югры. Ее создание позволит нам уже сейчас выстраивать единую линию инженерно-технического образования, заложенную в основу непрерывного образования.

Большое внимание уделяется становлению системы непрерывного образования, кластера «школа — колледж — вуз — предприятие». Для эффективной реализации кластерного подхода СурГУ заключил соглашения о сотрудничестве с общеобразовательными организациями и долгосрочные договоры с компаниями и предприятиями о производственной практике.

Нельзя не отметить важность благотворительной финансовой помощи предприятий, представители которых входят в Попечительский совет. За последние три года работодатели выделили на развитие университета более 25 млн рублей.

— Какие значимые результаты показало развитие науки в СурГУ?

— Наука в настоящее время рассматривается как источник инновации — инструмента экономической конкуренции. Для университета важнейшим достижением стал начавшийся процесс взаимодействия академического, отраслевого и вузовского секторов науки. Так, в 2013 году между правительством ХМАО-Югры и РАН было заключено соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Такое взаимодействие обеспечивает основу для совместного планирования, использования и финансирования научно-технологических инфраструктур. Нами проработаны основные интеграционные формы взаимодействия с РАН, региональной экономикой, в частности, предприятиями, входящими в состав Попечительского совета. В ходе совместной работы приобретено уникальное научное оборудование, поставлены конкретные научные задачи.

Мы заключили соглашение с Научно-иссле­до­вательским институтом системных исследований РАН (НИИСИ РАН) о создании научно-образовательного центра «Суперкомпьютерное моделирование в нефтегазовом секторе». В 2014 году подписан меморандум о намерениях с Российским федеральным ядерным центром — Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики и Научно-исследовательским институтом системных исследований РАН.

Подписано соглашение с Институтом химии нефти Сибирского отделения РАН о сотрудничестве в образовательной, научной, научно-технической областях деятельности. Основными направлениями совместной работы являются повышение нефтеотдачи пластов, технологии увеличения охвата пласта, регулирование фильтрационных потоков, изучение состава, свойств и характеристик углеводородного сырья.

Наш университет известен в регионе своими научными исследованиями и разработками по 12 отраслям науки. Для нефтегазовой отрасли разработаны математические модели сложных систем, модель распространения фронта пламени в закрытых и сообщающихся пористых средах; создан программно-аппаратный комплекс по обнаружению утечек метана из газопроводов; разрабатывается оптоволоконная система обнаружения утечек нефти из нефтепроводов.

Для медицинского направления разработаны и внедрены алгоритмы диагностики и лечения различных заболеваний, характерных для Севера, что позволило, в частности, сократить младенческую смертность, ликвидировать материнскую смертность в Югре (по данным за пять лет).

В области экологии разработаны экологические таблицы оценки качественного состояния водных объектов региона, получены новые данные для составления Красной Книги ХМАО-Югры.

Важным для нашего вуза стало участие в конкурсе, проводимом РФФИ, РГНФ и регионом. Особенно хочется отметить увеличение успешности наших ученых в получении грантов этих фондов.

Ежегодно университет получает охранные документы на объекты интеллектуальной собственности, патенты на изобретения, полезные модели.

— Насколько чутко реагируют вуз и абитуриенты на изменения трендов в потребностях рынка труда?

— При подготовке документов для определения контрольных цифр приема на следующий год университет внимательно изучает потребности рынка труда, прогноз ежегодной потребности рынка труда Югры в кадрах всех уровней профессионального образования в разрезе 28 укрупненных групп специальностей на период с 2012-го до 2020 года. Вопросы очередного набора в университет обязательно обсуждаются на собраниях Попечительского совета.

Анализ показал, что наибольший дефицит в квалифицированных кадрах испытывают отрасли образования, здравоохранения, транспорта, добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, сфера коммунальных, социальных услуг, строительство.

Надо отметить, что наиболее востребованными, по данным приемной комиссии, остаются направления «Юриспруденция», «Экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Менеджмент» наряду со специальностями «Педиатрия», «Лечебное дело».

— Можно ли говорить о некой специфике приемной кампании в последние годы?

— Ежегодно университет выполняет нормативы контрольных цифр приема, однако в последние годы наблюдалось их небольшое снижение.

В настоящее время университет испытывает дефицит абитуриентов с хорошим уровнем подготовки. Результаты ЕГЭ по всем предметам вызывают тревогу. Показатели ЕГЭ заставляют предпринимать дополнительные меры по привлечению абитуриентов с высокими результатами. В правила приемной кампании 2015 года внесены изменения: мы повысили баллы для поступления на специальности «Юриспруденция», «Экономика» по общество­знанию, истории, математике. Тем самым мы обеспечиваем отбор сильных абитуриентов на наиболее востребованные направления.

Средние баллы абитуриентов, принятых в СурГУ, немного выше, чем в среднем по стране. Однако, как показывают результаты уже первой сессии, процент абсолютной и качественной успеваемости невысок. Мы проводим внутренние мониторинги, определяем причины снижения успеваемости, среди которых — пропуски занятий, низкий уровень подготовки выпускников школ, отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы и другие причины. В институтах разрабатывают систему работы, направленную на их устранение.

— Насколько сегодня востребованы выпускники СурГУ?

— Процент трудоустройства выпускников СурГУ составляет уже на протяжении трех лет свыше 90%. По специальности трудоустраивается меньшее количество специалистов: в 2014 году — около 70%. В целом выпускники СурГУ востребованы, рекламаций от работодателей на качество подготовки специалистов нет. В университете работает Центр карьеры, сотрудники которого при необходимости помогают выпускникам трудоустроиться по специальности.

— Какова ситуация с кадровым укомплектованием вуза?

— В университете соблюдаются все аккредитационные требования, предъявляемые к профессорско-преподавательскому составу. Что касается внешних совместителей, то, по данным отдела кадров, в 2014 году в университете работали 225 сотрудников из числа внешних совместителей, из них 185 человек являются сотрудниками предприятий и организаций г. Сургута и Югры. Это позволяет работодателям оказывать реальное воздействие на образовательный процесс.