Центр искусств для одаренных детей Севера воспитывает таланты

Как в Югре сбываются детские мечты

Через два года Центру искусств для одаренных детей Севера в Ханты-Мансийске исполнится 20 лет. За это время здесь воспитали сотни талантливых ребят. Как попасть сюда на обучение? Кого берут? Журналист «МК»-Югра» побывал в Центре и узнал, как растят и пестуют юные дарования. 

Как в Югре сбываются детские мечты
Французская актриса с воспитанниками Центра. Фото с сайта ugrafest.ru.

«Это наш дом»

Центр искусств для одаренных детей Севера открылся в г. Ханты-Мансийске 12 сентября 1997 года. Центр является ассоциированной школой ЮНЕСКО. На сегодняшний день таких школ в мире порядка десяти тысяч, из них в России — около двухсот.

Директор учреждения Александр Березин, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, координатор регионального отделения проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», подробно рассказывает об успехах Центра и ребят, которые обучаются здесь.

— Одна из основных задач, которая ставилась перед нами при открытии Центра, — сформировать систему непрерывного многоуровневого образования. Это значит, что дети приобретают основные знания, как и в любой общеобразовательной школе. Одновременно они получают дополнительное образование в школе искусств. А дальше их ждет уровень среднего профессионального образования, — поясняет Александр Владимирович.

Несмотря на то что для обучения в Центре нужно пройти конкурсный отбор, попробовать поступить сюда может любой ребенок, проживающий в автономном округе. Для обучения в Центре искусств для одаренных детей Севера привлекаются дети из всех муниципалитетов Югры. Особенно тщательно представители Центра работают с отдаленными населенными пунктами. В глухих поселках немало ребят с творческими задатками, но условий для их развития там нет. Так что им прямая дорога в Центр искусств. Поступая сюда на обучение, дети переезжают жить в Центр. Здесь есть общежитие, предоставляется питание, ведется медицинское обслуживание и т.д.

— Вторая задача Центра — дать качественное образование детям из отдаленных мест Югры, — подчеркивает А. Березин. — Для этого разработана особая, нигде не практикуемая система отбора ребят. Ежегодно, начиная с февраля-марта, специалисты Центра (преподаватели музыкального, художественного, хореографического отделений, психолог, инспектор по набору и другие) формируются в выездные группы, которые выезжают в отдаленные точки Югры, чтобы провести прослушивание детей на местах.

На что обращают внимание при отборе? Например, у музыкантов определяются чувство ритма, наличие музыкального слуха; у танцоров — физические данные, пластичность, выносливость (в Центре ребят ждут достаточно серьезные физические нагрузки). Чуть проще художникам — преподаватели оценивают их готовые работы.

Прослушивание снимают на видео, которое затем изу­чает специальная комиссия. Только после этого принимается окончательное решение о приеме на обучение того или иного ребенка. Обязательно беседуют с родителями ребят. Ведь обучение в школе-интернате ведется в отрыве от семьи.

Сегодня в Центре обучаются порядка 700 человек. Это школьники, живущие в интернате, а также учащиеся колледжа и юные жители Ханты-Мансийска, которые учатся в обычных школах, а в Центре посещают занятия по специальностям. За 18 лет работы Центр выпустил уже несколько тысяч ребят, которые успешно продолжают творческую деятельность.

— Центр искусств — это одна большая дружная семья. Многие наши выпускники, которые приезжают к нам в качестве коллег или гостей, говорят, что такой доброжелательной среды не встречали нигде, — говорит директор учреждения.

Выпускники Центра искусств нередко уезжают продолжать обучение или на работу в другие регионы России, а также за рубеж.

— Воспитательная часть в Центре выстроена в систему детского самоуправления, которая называется «Страна возможностей», — рассказывает о жизни детей старший воспитатель Центра Фаина Давыдова. — Ежегодно в рамках «Страны возможностей» реализуются разные проекты. Каждый класс в этой «Стране» — это определенный город с оригинальным названием, своим мэром. Ежегодно 4 ноября в Центре проходят выборы в детский сенат, дети выдвигают свои кандидатуры и защищают свои программы. Детский сенат для учащихся едва ли не авторитетнее директора и преподавателей.

Ребята, обучающиеся в Центре искусств, постоянно участвуют в конкурсах. Например, недавно в Ханты-Мансийске прошел конкурс-фестиваль хореографического искусства «Радуга», который Центр искусств проводит каждые два года. В этом году фестиваль собрал 700 участников со всей Югры. В состав жюри вошли профессора, народные артисты РФ из Москвы, Санкт-Петербурга, Орла.

Участвуют дети и в конкурсах за пределами округа. Был случай, когда концертная программа воспитанников Центра на фестивале в Нью-Йорке так понравилась американским коллегам, что Центру предложили проехать с гастролями по США.

В Центр искусств для одаренных детей Севера нередко приезжают знаменитости. Недавно, например, с воспитанниками Центра общалась французская кинозвезда Катрин Денев, приезжавшая на фестиваль «Дух огня». «Вам повезло, — обратилась она к ребятам. — У вас есть такой замечательный Центр для одаренных детей, а это — потрясающая возможность развивать свои таланты. Возможно, обучение здесь предопределит вашу судьбу. Ваша школа для одаренных детей меня потрясла. Как у вас здесь тепло и уютно!». Вернувшись во Францию, Денев предложила французским тележурналистам снять фильм об этом учебном заведении.

— Съемочная группа из Франции недавно приезжала в Центр. Они также многое здесь изучили, поговорили с детьми, — рассказывает А. Березин.

Центр искусств в свое время посетили Пьер Ришар, Владимир Спиваков, Сергей Соловьев, Александр Абдулов, Валерий Леонтьев, Надежда Бабкина и многие другие. Заглядывают сюда и политические деятели, например, в 2008 году сюда нанес визит Дмитрий Медведев, на тот момент Президент РФ.

Ни минуты свободной

Соблюдение строгого режима — одно из главных правил Центра искусств для одаренных детей Севера.

…Утро у ребят начинается в 6.30. Каждый житель школы самостоятельно заправляет свою кровать и приводит в порядок учебники, оставленные вечером. После чего ребята вместе с воспитателем направляются в столовую, где их уже ждет вкусный завтрак.

В столовой учреждения для ребят специально разработано двухнедельное питание. Зачастую руководители Центра обращаются к детям за советом и удовлетворяют их просьбы «приготовить вкусненького». Окончив завтрак, ребята расходятся по своим комнатам, где готовятся к школе.

У жителей Центра есть традиция: утром, когда все готовы идти на занятия, ребята собираются в холле, желают друг другу доброго утра и удачного дня. Делятся своими впечатлениями о вчерашнем дне и планами. Просторный холл напоминает домашнюю гостиную. Большой мягкий диван, на полу ковер, чтобы ноги не мерзли. Отметим, что в Центре принята единая школьная форма. Кроме того, есть еще вторая форма для торжественных мероприятий. К ней дети относятся с особым трепетом, всегда поддерживают ее в чистоте и порядке.

После плотного завтрака ребята отправляются на занятия. В классах обучаются от 15 до 18 человек, поэтому преподаватели успевают уделить внимание каждому. После трех уроков у школьников наступает время второго завтрака. Небольшой перекус состоит из булочки с йогуртом, чаем или молоком. Набравшись сил, мальчики и девочки отправляются еще на три урока.

После обеда ребята расходятся по своим отделениям. Их три — художественное, музыкальное и хореографическое.

После творческих занятий, в 16.00 дети вновь приходят в столовую на полдник. Здесь их ждут свежие фрукты. И опять отправляются на занятия и репетиции. После продуктивного дня в вечернее время ребята выполняют домашние задания под контролем воспитателей.

Совсем немного времени до отбоя остается у школьников на личные дела. Перед сном — последний перекус, и в 21.00 каждый ребенок засыпает крепким сном после насыщенного трудового дня.

Комнаты, в которых живут ребята, состоят из двух отделений. В одном отделении комнаты живут трое детей, в соседнем — два ребенка. Также на пятерых человек есть душевая кабина и туалет. В комнатах чисто и уютно. Кроме того что приходит уборщица, дети сами поддерживают порядок в своих комнатах.

Проходя по просторным коридорам и наблюдая за младшими школьниками и подростками, сразу понимаешь, что здесь они счастливы и довольны. Да и скучать по дому им некогда. Повторимся, у школьников плотный рабочий график. Одним талантом успехов не добиться. Ребята это понимают и усердно занимаются.

Жизнь в искусстве

…По коридору шагает мальчишка в школьной форме и с георгиевской ленточкой на груди. Восьмилетний Вадим Комаров приехал из Нижневартовска. После прослушиваний маме Вадима позвонили и сказали, что ее сын принят в Центр искусств. Вадим играет на ударных инструментах. Мальчик признается, что ему очень нравится жить и учиться в Центре искусств. Хотя он и скучает по родителям, но возвращаться в обычную общеобразовательную школу не хочет:

— Здесь мне больше всего нравится играть на инструменте. Когда я вырасту, то хочу стать музыкантом.

Кроме барабанов, юный музыкант любит рисовать и читать стихи.

Конечно, дети порой скучают по дому, по родителям. Несколько лет назад один из учеников — Дмитрий Антонов заскучал по дому и хотел уехать. Ребенок великолепный, исключительные музыкальные данные… Отпускать такого ребенка не хотелось. Фаина Тимофеевна Давыдова предложила ему доучиться до конца учебного года и дала важное поручение — организовать работу киноклуба. Дима согласился. Вместе с Фаиной Тимофеевной они разработали специальное положение, продумали режим просмотров, написали правила поведения в зале. К концу года Дима напрочь забыл о том, что хотел вернуться домой. И уже несколько лет каждую пятницу вечером ребята смотрят фильм, а потом его обсуждают.

14-летняя танцовщица Диана Куанчалеева обучается на хореографическом отделении четвертый год. Девочка вспоминает, как в Мегион, где она раньше жила с родителями, приехала комиссия, провела смотр, а затем ее родителям позвонили и пригласили девочку обучаться в Ханты-Мансийске.

— Родители приезжают к нам по возможности, — рассказывает Диана. — Сейчас я уже привыкла к самостоятельной жизни. В дальнейшем я хочу продолжать обучение и стать хореографом.

Полина Хананова учится на художественном отделении. Юной художнице — 14 лет, она приехала из Урая в 2011 году. Почти четыре года назад Полина находилась на уроке в своей школе, когда приехавшая комиссия пригласила ее пройти тест. Из пятых классов в своей школе она стала единственной юной художницей, которую пригласили продолжить обучение в Центре искусств.

Нравится ли девочкам находиться здесь? Все становится ясно, когда с улыбками и счастливыми глазами они хором отвечают: «Да!».

Учителя Центра — опытные педагоги. Многие работают в учреждении более десяти лет. В это число входит и Елена Комарова, преподаватель хореографического отделения. Нам удалось посетить ее занятие по классическому танцу. В это время в зале собрались девятиклассницы. Занятие началось с традиционного приветственного поклона. После этого девочки встали на разминку у станка. Определенный набор движений, которые девочки выполняли, разогрел мышцы и связки для дальнейшей работы. Следующая часть урока — экзерсис у станка, который состоит из девяти движений. Каждое движение воспитанниц завораживает: вытянутые носки, прямые спины — прекрасное зрелище. Затем девочки выходят на середину зала, где повторяют те же движения. Выполнить их без станка сложнее. Движения сменяются вращениями. Последняя, самая сложная часть урока — аллегро, т.е. прыжковая часть. В прыжке девятиклассницы кажутся такими легкими! Ну вот, полуторачасовое занятие уже позади. Традиционный поклон преподавателю, и все свободны.

— Дети приходят неподготовленными, и мы начинаем с азов. Если ребенок обладает физическими данными, проявляет усердие и развивается, то я сразу замечаю результаты их работы, и своей в том числе, — рассказала после окончания урока Елена Алексеевна.

Елена Комарова часто разговаривает со своими учениками, интересуется успехами в школе, оценками, говорит с воспитанницами и о личном.

Центр искусств для одаренных детей Севера — это настоящая сказка, где ребенок может достичь любых высот. Все условия для этого созданы. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 13 мая 2015

Заголовок в газете: Когда твой класс — это целый город

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру