Обе выставки переносят зрителей в далекое детство, ведь иллюстрации Владимира Вторенко выполнены для детских книжек, а ретроколлекция — это фильмоскопы и диапроекторы.
Художник Владимир Вторенко дал жизнь более чем 150 книгам. Не зря Алиса, всем знакомый персонаж, побывавший в Стране чудес, говорила: «Что толку в книжке... если в ней нет ни картинок, ни разговоров?». Книга развивает воображение детей. Детям хочется заглянуть в глаза героев, оживить их. Владимиру Вторенко удалось воплотить это желание. Созданные им иллюстрации трогают до глубины души. Первое, что поражает, — невероятная яркость и аккуратная прорисовка мелких деталей: складок платья, веточек на елке и других элементов.
Владимир Вторенко также оформил книги писателей-фантастов А. Беляева и С. Лема, проиллюстрировал русскую и мировую классику: произведения А. Пушкина и А. Чехова, В. Шекспира и Т. Драйзера. На киностудии «Мосфильм» работал с Александром Аловым, Владимиром Наумовым, Никитой Михалковым и другими известными режиссерами. Создал 11 детских диафильмов и десятки киноплакатов к любимым советским фильмам: «Тегеран-43», «Родня», «Легенда о княгине Ольге» и другим.
На официальном открытии выставки присутствовали воспитанники кадетского корпуса, а также студенты СурГПУ — будущие художники. Ребята подолгу останавливались у каждой иллюстрации и что-то рассматривали и обсуждали. Тимур Исмагилов высоко оценил работу иллюстратора:
— Сейчас никто из нас не повторил бы его работы, не потому, что это невозможно, а потому, что все выполнено очень тонкой кисточкой, — наверное, ни у кого из нас не хватит терпения так детально все прорисовывать. Мне кажется, он по-настоящему любил свое дело.
Как же в Сургутском художественном музее появились оригиналы иллюстраций Владимира Вторенко? Оказывается, все его работы предоставил Андрей Переверзев, художник и близкий друг. Все они из семейной коллекции Владимира Вторенко. К сожалению, он скончался в 2006 году. Андрей Викторович рассказал, каким человеком был иллюстратор:
— Мы дружили 24 года. Я знал его давно. Главным правилом его жизни были такие слова: «Если ты начинаешь что-то делать, если уж ты тратишь на это время, то сделай это хорошо. Зачем делать плохо?». Володя был добрым, чутким и кротким человеком.
И это можно увидеть в его иллюстрациях. Рисуя акварелью и темперой иллюстрации к сказкам В. Одоевского и братьев Гримм, Владимир Вторенко создавал оригинальные и запоминающиеся образы, но все-таки его любимыми и постоянными героями для детворы стали веселый Пиноккио, Алиса из Страны чудес, таинственные новогодние персонажи гофмановской сказки «Щелкунчик». Щедро делясь со своими юными читателями и зрителями недюжинным талантом художника-книжника, Владимир Владимирович вкладывал в крошечную иллюстрацию все свои профессиональные знания, а порой и знания, очень далекие от художественных. В итоге достигалась редкая достоверность придуманного художником мира.
Из дневника Владимира Вторенко: «Сказать, что книга увлекательнейшее из всех моих занятий, — значит, ничего не сказать. Мне импонирует ее пульсирование в процессе работы, когда есть спады и подъемы, череда пауз, спонтанных движений, продолжительные отрезки времени ежедневной, порой в течение нескольких месяцев, изнурительной работы, моменты случайностей, потерь и находок, сочетание творческих вольностей с жесткими требованиями полиграфии, странная грань личного и коллективного, художественного и литературного авторства».
Десятилетняя Настя Андреева поделилась своими впечатлениями:
— Я смотрела много разных мультфильмов, некоторые из них смешные, бывали и пугающие. А здесь все рисунки как будто волшебные — можно смотреть и видеть много нового с каждым просмотром. Рисунки очень добрые и как будто светятся. Я бы хотела купить такую книжку.
Ребята из кадетского училища помладше и студенты с удовольствием посмотрели диафильм «Семь Агафонов бестолковых». Немного саркастичная и смешная сказка затягивала, никто не отвлекался, а дети попросили в конце показать что-нибудь еще.
Изящные, нежные, тщательно выполненные, добрые и мудрые иллюстрации «грустного сказочника» Владимира Вторенко не оставят равнодушным ни взрослого, ни ребенка.
Ретроколлекция напомнит взрослым о детстве, когда просмотр диафильма был настоящим событием, сравнимым с походом в кинотеатр, а молодому поколению будет интересно совершить путешествие в прошлое: узнать, как смотрели мультфильмы и сказки в СССР, посмотреть и даже потрогать фильмоскопы и диапроекторы советских времен, ведь они тоже свидетели истории.
Обе выставки будут работать до 10 января.