О порядке работы компании в районе озера рассказывает депутат Думы ХМАО-Югры, начальник управления экологической безопасности и природопользования ОАО «Сургутнефтегаз» Любовь Малышкина.
— Любовь Альфредовна, когда началась нефтедобыча на территории озера Имлор?
— Первые нефтепромысловые объекты Сургутнефтегаза близ озера Имлор — кусты скважин НГДУ «Федоровскнефть» на Федоровском месторождении — появились еще в середине 1980-х. Позже в северной части были построены объекты Русскинского месторождения, разрабатываемые НГДУ «Комсомольскнефть». То есть нефтяники там работают давно: некоторые кусты эксплуатируются больше 30 лет. К сожалению, все недостатки бурного освоения Западной Сибири, все ошибки, когда-то допущенные проектным институтом Главтюменнефтегаза, здесь также присутствовали. И хотя компания провела большую работу по устранению их последствий на территории вокруг Имлора, старожилы, проживающие вблизи озера, наверняка помнят о просчетах нефтяников, которые им аукнулись в 1990-х.
Впрочем, основным фактором воздействия в те годы стало даже не техногенное влияние — вода в Имлоре всегда оставалась чистой. Дело в другом: построенная нефтяниками капитальная дорога к скважинам открыла путь к богатому рыбой озеру рыбакам и охотникам Сургута и Сургутского района. Поскольку посты и пропускные пункты появились позже, в прежние годы в выходные к озеру приезжало много жителей региона — на рыбалку и охоту, за ягодами. Антропогенная нагрузка на водоем была высокой на протяжении многих лет. О его особом статусе никто и не подозревал — коренные жители нечасто рассказывают о своих священных местах.
Более того, территория в окрестностях Имлора довольно долго входила в состав угодий общества охотников и рыболовов. Путевки туда выдавались без каких-либо ограничений в охоте, рыбалке, сборе дикоросов, что, конечно, вызывало раздражение у местного населения, усугублявшееся варварским поведением людей, оставлявших после себя мусор, кострища, шалаши…
— Как давно стало известно о священном статусе Имлора широкой общественности?
— Вообще, озера с островами у ханты, ненцев, манси особенно почитаемы. Эти территории отличаются изолированностью: летом до островов можно только доплыть, зимой нужно долго идти по льду.
Они дают возможность проводить традиционные обряды вдали от посторонних глаз, как того требует обычай. С такими озерами у коренных жителей нередко связаны предания, верования. Яркий тому пример — озеро Нумто в Белоярском районе. Хотя среди ханты особый статус озера Имлор был известен испокон веков, жители окрестных населенных пунктов узнали о нем буквально в начале 2010-х, когда там стали проводить культурные и этнографические исследования. Тогда со слов аборигенов и выяснилось, что посреди водоема находится священный остров, где паломники проводят обряды.
В 2012 году по инициативе группы представителей ханты началось активное обсуждение о присвоении озеру статуса культурной достопримечательности. И 22 апреля 2013 года приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа — Югры оно было признано объектом культурного наследия местного значения как достопримечательное место «Священное озеро Имлор». Приказ не только обусловил границы достопримечательного места и зоны охраны с соответствующим режимом. Были выделены сакральная зона, зоны акватории озера, охраняемого ландшафта, регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
— Каким образом это отразилось на работе ОАО «Сургутнефтегаз» в окрестностях Имлора?
— Безусловно, мы внесли изменения в режим эксплуатации наземных объектов нефтяников. Во-первых, был установлен особый порядок проезда на территорию: созданы контрольно-пропускные пункты, въезд осуществляется только по специальным пропускам. Во-вторых, были приняты меры по установке информационных знаков. В-третьих, усилен контроль деятельности собственно производственных объектов Сургутнефтегаза.
Отмечу, что граница достопримечательного места проходит непосредственно по берегу озера Имлор, практически совпадая с береговой линией и частично захватывая прибрежную зону, так как местность заболочена и граница между водой и сушей не всегда очевидна. Ни один новый объект компании в настоящее время в границах территории, обозначенной как достопримечательное место, не возводится.
Для реализации охранного режима озера Имлор в ОАО «Сургутнефтегаз» 27 мая 2013 года был издан соответствующий приказ и разработаны первоочередные и постоянные мероприятия, которые обеспечивают выполнение условий сохранности данного объекта культурного наследия. В том числе: организационные мероприятия; меры по охране водных объектов, лесных и земельных ресурсов, атмосферного воздуха; порядок обращения с отходами. Эта работа была направлена, прежде всего, на объекты Сургутнефтегаза, которые исторически оказались в охранной зоне.
В составе проектной документации на строительство объектов нефтедобычи в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности в обязательном порядке предусмотрена разработка раздела «Оценка воздействия на окружающую среду». Отклонение от проектных решений не допускается.
— Учитывалось ли мнение коренных жителей при разработке мероприятий по охране?
— Конечно. Например, подготовленная нами в дополнение к приказу программа мониторинга состояния поверхностных вод озера Имлор согласовывалась с начальником Сургутского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Аграфеной Семеновной Сопочиной.
Поскольку в компетенцию Службы охраны объектов культурного наследия защита компонентов природной среды не входит, необходимую карту-схему мы разрабатывали с участием Сергея Кечимова, носящего неофициальный статус хранителя озера Имлор (его стойбище — ближайшее к озеру). С целью сохранения территории священного озера с Сергеем Васильевичем советовались о том, где необходимо установить КПП, шлагбаумы, информационные аншлаги, знаки.
И все его пожелания при составлении схемы были учтены. Поскольку в соответствии с приказом был введен запрет на проезд к озеру охотников, рыбаков, сборщиков дикоросов, а территория традиционного природопользования достаточно обширная и служит домом для 23 коренных жителей, в отношении которых предусмотрели возможность приглашать на территорию озера гостей. Им позволялось проезжать через КПП ОАО «Сургутнефтегаз» по предварительному заявлению в нефтегазодобывающее управление.
Но первая же проверка компании, проведенная совместно с представителями Росприроднадзора по жалобе местных жителей, показала присутствие в районе близ Имлора браконьеров. Они приехали якобы для доставки продуктов питания и стройматериалов на автомобиле, указанном в одном из заявлений от представителей коренного населения. В результате было принято решение никого не пропускать в эту зону, сделав ее действительно закрытой согласно требованиям установленного окружным приказом охранного режима. Для проведения обрядов паломники могут проезжать к озеру только в сопровождении С.В. Кечимова.
— Насколько эффективны принятые компанией меры по соблюдению охранного режима на территории озера?
— Согласно программе мониторинга мы регулярно берем пробы в установленных точках отбора и сравниваем их с фоновыми показателями. Нарушений нет. Отчет по результатам мониторинговых исследований мы ежегодно направляем А.С. Сопочиной. В ответ каких-либо жалоб, замечаний в адрес компании не поступало. Кроме того, в распоряжении как Аграфены Семеновны, так и Сергея Васильевича имеется полная информация для оперативного обращения в структурные подразделения и аппарат управления ОАО «Сургутнефтегаз».
Последняя проверка у Имлора, проведенная в ноябре 2015 года на территории Федоровского и Русскинского лицензионных участков недр Природнадзором Югры при участии представителей Гринпис, С.В. Кечимова и специалистов Сургутнефтегаза, также не выявила каких-либо нарушений законодательства и загрязнения окружающей среды со стороны компании.
Вдоль береговой линии было найдено только несколько полуразрушенных временных строений, не пригодных для нахождения там людей. Природнадзор совместно с С.В. Кечимовым принял решение о ликвидации незаконно возведенных конструкций. Контрольную проверку планируется выполнить в бесснежный период в 2016 году. Сургутнефтегаз, следующий принципам безусловного подчинения закону, социального партнерства и сохранения окружающей среды для будущих поколений, — это компания, которая напрямую заинтересована в обеспечении сохранности территории священного озера, его природных и культурных компонентов.
Мне хотелось бы обратиться ко всем работникам Сургутнефтегаза, жителям населенных пунктов Сургутского района с просьбой о том, чтобы они помнили о значении Имлора и других священных для ханты и манси мест, бережно к ним относились и подавали положительный пример другим жителям района, не допуская незаконную охоту, рыбалку, загрязнение и уничтожение природной среды и объектов культурного наследия.