В Югорске прошел фестиваль плотницкого мастерства «Русь топором строилась»

Русь топором строилась

Второго июля в Югорске прошел фестиваль плотницкого мастерства «Русь топором строилась», на который съехались умельцы из Югры, ЯНАО и Свердловской области.

Русь топором строилась
Один из братьев Кузнецовых демонстрирует технологию изготовления бруса. Фото автора.

Обработка дерева — один из древнейших русских народных промыслов. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, лодки, хозяйственная утварь, щедро украшенные резьбой, — все это история России, ее самобытность и традиции.

Сохранению и возрождению плотницкого и столярного мастерства был посвящен фестиваль-конкурс «Русь топором строилась», прошедший в Югорске в музее под открытым небом «Суеват пауль». Фестиваль стал главным событием праздника «Славянский хоровод», который ежегодно собирает сотни гостей не только из Югры, но и соседних регионов — ЯНАО и Свердловской области.

На поляне, где расположились мастера плотницкого искусства, витает запах свежесрубленного дерева, слышны звуки топоров, стамесок, пил. Увлеченная работа плотников привлекает множество гостей. Зрители с интересом участвуют в мастер-классах и не скрывают — держать в руках плотницкий инструмент не приходилось ни разу. С виду кажется, что ничего сложного: бери брусок, стамеску и приступай. На деле все куда сложнее.

Югорчанин Антон Царев занимается резьбой по дереву с детства — перенял увлечение от отца. Сначала делал шкатулки, домашнюю утварь. Сегодня берется за сложные изделия. Деревянный велосипед, сказочный теремок и колодец, изготовленные им, вызвали небывалый восторг у публики, особенно у юных ее представителей. Антон охотно делится опытом:

— С деревом работать несложно, тут важна усидчивость. Нужно видеть перспективу. Сначала долго верчу дерево в руках — привыкаю, определяюсь с тем, что хочу получить. В Югре, богатой лесами, мастерам есть что выбрать для своих работ. Если нужно сделать что-то прочное, выбираю лиственницу, если декоративное — сосну.

За столом на мастер-классе от Мирсалима Тимиргазиева места едва хватает всем желающим. Пройти мимо этой колоритной личности просто невозможно.

— Вообще я занимаюсь резьбой по кости, — признается Мирсалим, продолжая вырезать из заготовки рыбу — символ плодородия. — Резьба — первое, что я научился делать во взрослой жизни. Нужно было зарабатывать на пропитание — я же детдомовский. Устроился на завод, где шла промышленная обработка кости. Вечером уже заработал себе на ужин.

Сейчас у него свой дом в Тобольске, в котором создан небольшой музей изделий из кости и дерева. Помогают ему супруга Ирина и трое детей.

Николай Швец приехал из Нового Уренгоя. Признается, что в Югре бывает часто: привлекают богатство и разнообразие пород деревьев, чего лишен Крайний Север.

— С каким материалом работать — мастер выбирает сам. У каждого дерева свой характер, свои технологии обработки. К примеру, липу нужно сушить три года. Поэтому ее используют не так часто. Я предпочитаю березу — древесина мягкая, податливая. В работе с деревом применяю масло, оно придает благородный блеск, — делится Николай Швец.

Сергей Ветошкин участ­вовал в фестивале вместе с супругой Анной. Она организовала мастер-класс по изготовлению игрушек из ткани, собравший ребятню и их мам. Сергея окружили мужчины — узнать секрет изготовления деревянного колеса.

Как и все участники фестиваля, Сергей — самоучка. Резьбой по дереву занимались его дед и отец, которые учили: «Мужик должен уметь делать своими руками все: и лапти сплести, и телегу смастерить».

Сделать телегу жителю России XXI века оказалось не так просто: информации даже в Интернете недостаточно, а опыт перенять тем более не у кого.

— Сведения собирал по крупицам, где-то сам умом дошел, в чем-то отец помог. Колеса телеги выполнены из березы, для рамы взял самое крепкое дерево — лиственницу: тяжелое, но зато не гниет. Верх телеги — сосна. Запрягай и езжай, — рассказывает Сергей.

А еще он рад, что возрождается интерес к истокам, возвращаются, пусть и с трудом, народные промыслы.

— Надоел людям пластик, да и для здоровья он не полезен. А дерево — оно живое, я бы даже сказал — живительное, — считает Сергей.

На поляне мастеров-плотников стоит большой рубленый колодец, сделанный топором и стамеской без единого гвоздя. Для скрепления использовались деревянные гвозди — нагели. У колодца — ведра, тоже деревянные. Проверено — воду не только не пропускают, но и делают ее целебной — выполнены из кедра. Над созданием колодца трудилась большая дружная семья Кузнецовых из поселка Атымья: братья Олег и Яков и их сыновья.

— Колодец сделан по американской технологии: американские плотники из-за дефицита дерева не рубили срубы, а делали из бруса каркас и укрепляли, если нужно, утепляли. Этой хитрости научил знакомый плотник из Карелии, который одно время работал в американской плотницкой артели. Сегодня широко применяется и другая модная технология — норвежская, с использованием нетесаного сруба. Интересно, что сами норвежцы называют это русским срубом. Так и есть. Все, что сегодня называется норвежским, американским, канадским, было когда-то придумано на Руси. Так что пора и нам самим вспомнить древние русские техники и не только в плотницком искусстве, — утверждают братья Кузнецовы.

Плотницким делом занимается пятое поколение семьи Кузнецовых. Началось все у Олега и Якова, как и у большинства мальчишек, с изготовления автоматов, мечей, щитов. С годами у многих интерес прошел, а у них, выросших в отцовской мастерской, остался.

— Инструментов плотницких сегодня не сыскать, приходится заказывать у кузнецов, которых найти в наше время тоже не так просто. Информацию черпаем из Интернета, общаемся с коллегами на плотницких форумах, дружим с членами Всероссийского общества плотников, — продолжают рассказывать братья.

На этот раз плотникам повезло — рядом работает бригада кузнецов, совсем еще молодые ребята, которые изучали кузнечное дело по книгам и урокам в Интернете. Сами сделали клинчатые мехи, наковальню. От клиентов сегодня отбоя нет.

— Раньше на станках работали на заводе. Потом стало интересно не только детали вырезать, захотелось творчества. Нашлись единомышленники. Вместе начали осваивать азы кузнечного ремесла. Делаем кованые изделия. Что хотите, можем сделать, — говорит Владимир Алексеев и демонстрирует кованые цветы.

Пока мужчины постигают азы плотницкого, столярного и кузнечного мастерства, женщины и ребятишки расположились на сенокосной поляне — учатся плести циновки из травы, венки из цветов, изготавливать куколок-травниц, ухаживать за скотом, ткать, вышивать, делать изделия из бересты. Сегодня мало кто из представительниц прекрасного пола владеет этими умениями.

— Получается с трудом, но интересно и очень хочется научиться. Дочь просила сплести венок, а я и не смогла. Замечательно, что есть люди, которые помнят и передают народные традиции, — признается одна из гостей фестиваля.

Тем временем заканчивает свою работу жюри. К изделиям, выполненным из дерева по старинным русским технологиям, они, как и зрители, не остались равнодушными. Оценив деревянные ворота, телегу, колодец, переходной мостик, доску-балансир (качели) по четырем критериям: аккуратность, практичность, соответствие стилю русской деревни и декоративность (уместность и достаточность), — жюри приняло решение не выбирать победителя и увеличить призовой фонд. В итоге все участники получили денежные сертификаты.

Фестиваль плотницкого мастерства в Югорске, вышедший на региональный уровень, учитывая географию его участников, заручился поддержкой правительства Югры: казачье общество «Станица Югорская» получило субсидию на реализацию проектов в области культуры и искусства. А это значит, что фестиваль будет жить, народные промыслы будут возрождаться и передаваться будущим поколениям.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 6 июля 2016

Заголовок в газете: Возродить народные промыслы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру