Российские кинодебютанты рассказали о первых шагах, кинообразовании и поиске денег на проекты

Российские кинодебютанты рассказали о первых шагах, кинообразовании и поиске денег на проекты
Фото пресс-службы фестиваля

Восемь лент стали участниками российского конкурса XVIII Международного фестиваля кинодебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске. В ходе фестиваля состоялась встреча конкурсантов с организаторами кинофорума и журналистами.

"Просматривая конкурсные работы, мы чувствуем себя, как в шоу "Голос" - не знаем вас и пытаемся по вашим фильмам догадаться, какие вы, - призналась молодым кинодеятелям вице-президент фестиваля Мария Зверева. - Теперь мы к вам "поворачиваемся" и очень хотим знать - откуда вы, кто вы, хотим, чтобы вы рассказали о пути к первому фильму - знаю, что этот путь всегда долгий и трудный".

Айсель Лятифова поведала коллегам о съемках фильма "Котел", который продюсировала (лента рассказывает о владелце компьютерного клуба, пытающегося бежать из привычного окружения после подозрительной гибели своего друга): "Мы не получили государственной поддержки, собирать средства было тяжело, приходилось просить помощи у друзей, зарабатывать на реализацию проекта съемкой коммерческих роликов. Повезло, что команда была дружная и творческая, удалось 90 процентов локаций для съемок найти бесплатно. Бюджет фильма оказался очень ограниченным, совершенно не сравнимым с бюджетами коммерческих проектов. Но в этом есть и плюсы: Дэвид Линч сказал однажды, что ограничения помогают в творчестве. Думаю, если бы у нас было вдоволь денег, мы не нашли бы многих интересных решений, реализованных в нашей работе".

Команда фильма использовала и метод краудфандинга: "Когда закончились съемки, мы собирали на постпродакшен небольшую сумму на краудфандинговом сервисе Planeta.Ru. Перед этим мы изучили несколько успешных кейсов в кинематографии и поняли, что это отдельное направление работы. Выложить информацию о фильме, придумать лоты, которые будут получать люди за пожертвования, - этого недостаточно. Многие наши коллеги к краудфандингу оказываются не готовы. Должен быть четкий медиаплан, надо все время работать с аудиторией, выкладывать новости, придумывать новые идеи. Из запланированных пятисот тысяч рублей мы собрали четыреста. и это хороший показатель. Для нас краудфандинг стал механизмом не столько финансирования, сколько продвижения. Это работающий маркетинговый инструмент, способ рассказать людям о фильме. Многие прежде и не слышали про нашу киноработу, но благодаря краудфандинговой компании пришли к нам, стали нас поддерживать", - говорит Айсель Лятифова.

"Мой фильм я начала снимать еще в 2010 году, - рассказывает Авдотья Александрова, режиссер ленты "Холодно" (эта драма рассказывает о семье неудачливого писателя и бывшей актрисы, которые в погоне за творческой самореализацией не видят, как разваливается их семейная жизнь). - С самого начала решила не искать финансовой поддержки, делать на свои деньги. Зарабатывала на новую смену - и продолжала съемки. Иногда между сменами проходило и месяц, и три месяца. Работа над фильмом завершилась в 2019 году, а всего денег потребовалось 3 миллиона рублей, притом что актеры и многие специалисты работали бесплатно".

На собственные средства сняла свой фильм и Ксения Ратушная, режиссер фильма "Аутло". Но это было вынужденно. Как рассказывает кинодебютантка, многих отпугнули сюжет с темами гомосексуализма и трансвеститов, откровенные сцены, история скандального гей-романа в советском обществе. "Мы с продюсером Вероникой Чибис искали инвесторов, спонсоров. Но сотрудничать с нами отказывались, писали, что наш фильм разрушает моральные устои. Все же я смогла снять фильм, так как занимаюсь бизнесом - у меня свое пиар-агентство - и могу вкладывать прибыль в творческие проекты. Мы очень серьезно подготовились к съемкам и поэтому смогли уложиться в 14 съемочных дней (больше не позволили финансовые ограничения). Я не профессиональный кинематографист - у меня диплом журфака МГУ. Училась прямо на съемочной площадке моего первого, короткометражного, фильма "Магнетизм". Он и стал моей киношколой: тогда я получила опыт работы с профессиональными актерами, поняла многие вещи про режиссуру, про написание сценария".

Фестиваль "Дух огня" в этом году особенно ярко показал, что кино становится все менее элитарным видом искусства. В самом деле, сегодня можно донести свои замыслы до зрителя, даже вооружившись смартфоном, и получить признание аудитории. Подобные удачные опыты можно без труда найти в интернете. А среди фильмов - участников конкурса российских дебютов почти все сняты непрофессионалами. "Просто удивительно: это первый год на "Духе огня", когда среди режиссеров-конкурсантов - ни одного профессионального кинематографиста, кроме одного, - говорит вице-президент фестиваля Мария Зверева. - Дебютанты рассказывают о таких проблемах в своей работе, как отсутствие денег, долгие сроки кинопроизводства (с этим, кстати, и зарубежные коллеги сталкиваются). В то же время мы слышим и интересные истории о преодолении этих трудностей. К примеру, в прошлом году конкурсанты рассказывали, как сами организовывали просмотры своему фильму. В большой прокат ленту не брали - и создатели сами договаривались с кинотеатрами, ездили с копиями. Первый фильм - он особенно требует большой энергии при его создании, а вот уже когда сделаешь себе имя, к твоим проектам подключаются охотнее. Но в целом картина - несколько странная, ведь в России существует серьезное минкультовское финансирование именно дебютных киноработ. Может, просто совпадение, что мы в этом году не увидели результатов этой поддержки?".

Фильм "Аутло" стал триумфатором конкурса: его оператор Геворг Маркосян получил приз имени Павла Лебешева за лучшую операторскую работу, режиссер Ксения Ратушная - приз композиторского жюри за музыкальное оформление (у фильма было пять композиторов, что обеспечило саундтреку разнообразие - от рэпа до классики). И главный приз "Цветы таежной надежды" режиссерское жюри (Наташа Меркулова, Алексей Чупов, Павел Руминов, Нигина Сайфуллаева) единодушно присудило фильму "Аутло". Ксения Ратушная не скрывает своего удивления: "Обычно фильмы, которые считаются радикальными, провокационными, обходят призами, обходясь утешительными грамотами - "поговорили про вас, и хватит". Я не рассчитывала на успех, но когда узнала, кто смотрит конкурсную программу, - затеплилась надежда. Очень люблю этих режиссеров, смотрю их фильмы и думаю, что в нашем видении много общего. Если кто-то и мог оценить "Аутло", то именно эти люди!".

Интересно, что с этой конкурсной работой был связан скандал, разразившийся в соцсетях. В крупнейшем городском интернет-сообществе "Типичный Ханты-Мансийск" во время фестиваля звучали призывы создать петицию за исключение гей-драмы из конкурсной программы. Обсуждение было бурным, а петиция так и не появилась.

Другим главным призом российского конкурса кинодебютов в Ханты-Мансийске является "Золотая тайга" - приз зрительских симпатий. Его присуждают по результатам голосования публики на кинопоказах в рамках фестиваля. В 2020 году в рейтинге зрителей "Аутло" оказалась на втором месте, а лидером стала "Экспедиция". Известный якутский актер театра и кино Гаврил Менкяров ради съемки этой ленты сел в режиссерское кресло. Фильм снят творческой группой «Лига Саха КВН» и мультимедийной студией «Среда» при поддержке Минмолодежи республики. Романтическая комедия рассказывает о борьбе двух юношей за сердце красавицы в условиях эрхеологической экспедиции, знакомит зрителей с традициями и природой древней якутской земли. Как рассказала коллегам исполнительница главной роли Ольга Дорофеева, в этой республике в год производится по 4-5 фильмов разных жанров, и все они всегда тепло принимают якутские зрители. Фильмы нередко окупаются в 3, а то и в 10 раз. Помимо "Золотой тайги", актриса увезла из Ханты-Мансийска специальный приз партнера фестиваля, компании "Газпром нефть" - "за сохранение культурных традиций".

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру