На Сургутском ЗСК обеспечивают высокий уровень экологической безопасности производства

Технологии и экология

Сургутский завод по стабилизации конденсата имени В.С. Черномырдина присоединился к Всероссийскому фестивалю энергосбережения и экологии #ВместеЯрче.

Технологии и экология
Александр Белоусов отвечает на вопросы участников экскурсии.

Акция проводится в четвертый раз при поддержке Министерства энергетики России, Министерства образования России и Министерства науки и высшего образования России. ЗСК ведет системную работу, направленную на рациональное использование ресурсов и бережное отношение к природе. В этом смогли убедиться студенты Сургутского государственного университета. Для будущих экологов на заводе прошел День открытых дверей.

Крупным планом

Сургутский ЗСК является филиалом ООО «Газпром переработка», завод входит в единый технологический комплекс ПАО «Газпром» по добыче и транспортировке газа и является крупнейшим предприятием Западной Сибири по переработке газового конденсата.

— Масштаб впечатляет, — высказал общее мнение третьекурсник Ильнур Янтилин. — Я представлял себе, как выглядит завод по фотографиям, но в реальности производство оказалось совсем другим. Я был приятно удивлен, — улыбнулся он.

Промышленную территорию площадью почти в 400 гектаров не обойти пешком и за день, большую часть пути ребята преодолели на автобусе. Вдоль дороги ровными рядами тянулись трубы. Одни из них сворачивали, поднимаясь к огромным резервуарам, важно подставляющим свои выпуклые бока осеннему солнцу. Другие, причудливо переплетаясь, исчезали вдали. В салоне звучал голос заместителя главного технолога завода Александра Белоусова.

— Наш завод — предприятие перерабатывающего профиля, но мы не занимаемся газопереработкой. Наше сырье — жидкие углеводороды, нефтегазоконденсатная смесь, — отметил рассказчик.

При разработке месторождений, в нашем случае речь идет о севере Тюменской области, в пластах снижаются давление и температура. В этих условиях образуется газовый конденсат — смесь жидких углеводородов, отделившихся от газа. Получившуюся жидкость иногда называют легкой или белой нефтью. Единственное ее отличие от «черного золота» в более простой переработке. В нефти содержится гораздо больше тяжелых фракций (мазут): около 50% против 9% в конденсате (где больше легких, бензиновых фракций), ее очищение требует дополнительных производственных процессов.

Сырье на предприятие поступает по 700-километровому подземному тру-бопроводу из Нового Уренгоя. Там находится еще один филиал Общества «Газпром переработка» — Завод по подготовке конденсата к транспорту, где деэтанизируют (отделяют легкие компоненты — метан и этан) конденсат с месторождений. Поступившая на Сургутский завод нефтегазоконденсатная смесь проходит ряд преобразований, ее разделяют на сжиженные углеводородные газы и стабильный конденсат и направляют на дальнейшую переработку для получения товарной продукции. Мощности завода позволяют перерабатывать 12 млн тонн сырья в год.

На сегодняшний день Сургутский ЗСК производит около 20 видов товарной продукции, в том числе автомобильные бензины и дизельное топливо различных марок, топливо для реактивных двигателей, сжиженные углеводородные газы, широкую фракцию легких углеводородов, стабильный конденсат, прямогонную бензиновую фракцию. Вся линейка моторного топлива соответствует 5 классу Технического регламента Таможенного союза и действующим экологическим стандартам Еврозоны.

На территории Югры остается более 30% от общего количества светлых нефтепродуктов, к которым относятся автомобильные бензины и дизельное топливо, а также более 60% произведенного топлива для реактивных двигателей. Заводская продукция отгружается автомобильным, железнодорожным, трубопроводным и водным транспортом по Оби в период навигации.

Производственные моменты

Тем временем экскурсионный автобус проехал мимо производственного объекта, огороженного забором с колючей проволокой. Вход туда разрешен ограниченному кругу работников. На объекте получают метанол, который является опасным веществом. Откуда на производстве древесный спирт и зачем он нужен?

Метанол используется в технологическом процессе добычи газа прямо на месторождении. Часто работы ведутся в промерзлом грунте, при добыче образуется капельная жидкость, которая попадает в трубопровод вместе с сырьем. При низких температурах там формируются гидратные пробки, то есть наледи. Благодаря добавлению метанола смесь беспрепятственно движется по трубопроводу.

— У нас есть установка регенерации метанола, где это вещество отделяется посредством нагревания, его температура кипения ниже, чем у воды, — 65 градусов. В результате выделяется 98-процентный древесный спирт, который отправляется обратно добычным организациям ПАО «Газпром». Получается круговорот метанола в производстве, — заметил Александр Белоусов.

Но вернемся к конденсату. Пройдя первую стадию переработки, он поступает на установку, где отделяется широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ). Этот промежуточный продукт используется в качестве сырья различными нефтехимическими предприятиями. Из него получают пропан, бутан, пентаны и после последующей переработки — каучук, пластмассу, компоненты высокооктановых бензинов. Пропан-бутановая фракция может использоваться в качестве автомобильного топлива, на который переходят многие автомобилисты, ценя его за экономичность и экологичность.

Кстати, большая часть автопарка ПАО «Газпром» работает на аналогичном виде газомоторного топлива — метане. За период с 2014 года по настоящее время газовая компания сэкономила на этом порядка 5 млрд рублей и сократила вредные выбросы в атмосферу на 108,6 тыс. тонн.

— Технологические процессы по переработке проходят при высоком давлении, — продолжил объяснение технолог. — Это диктует соблюдение особых требований к герметичности оборудования с целью исключения попадания углеводородов в окружающую среду. Для этого после ремонтных работ технологическое оборудование проходит дополнительные испытания на отсутствие утечек и только после положительного заключения допускается к эксплуатации, — добавил он.

Автобус остановился на площадке комплекса по облагораживанию моторных топлив. Здесь бензиновая, дизельная и керосиновая фракции приводятся в соответствие с требованиями пятого, самого высокого в России класса Техрегламента, определяющего степень экологичности продукции. К нему предъявляются максимально жесткие требования на законодательном уровне.

— Данная установка практически полностью очищает фракции от токсичных се-росодержащих соединений. И это только один из 18 показателей, за которыми мы тщательно следим, не допуская отклонений от нормы. Получается, что наш бензин — наиболее экологичный вид топлива в плане вредных выбросов в атмосферу, — уточнил Александр Белоусов.

Забота об экологии

Перед входом в операторную студенты скептически посматривали на край промышленной площадки, где виднелся горящий факел. Однако Александр Белоусов пояснил, что работа факельной установки — часть технологического процесса по переработке углеводородов. Ранее на ней сжигались излишки сбросных газов, но сейчас они перерабатываются на установке по утилизации низконапорных сбросных газов с получением ценного продукта — пропан-бутана технического (сжиженного газа).

— Светлое факельное пламя указывает на то, что горит водородсодержащий газ — побочный продукт получения моторного топлива. При его сжигании образуется обычная вода, которая рассеивается в атмосфере, — подчеркнул Александр Белоусов.

Технологический процесс происходит при постоянном контроле оперативного персонала, он максимально автоматизирован. Это позволяет практически исключить возможность возникновения нештатной ситуации, способной привести к негативному воздействию на окружающую среду.

На промышленную площадку предприятия регулярно выезжают сотрудники экоаналитической лаборатории для отбора проб воздуха и воды. В результатах анализов сомневаться не приходится — в апреле текущего года лаборатория прошла процедуру подтверждения компетентности. Область аккредитации поз-воляет лаборантам контролировать загрязнение сточных вод предприятия, промышленные выбросы топливосжигающих установок, осуществлять экологический мониторинг за состоянием природных объектов в зоне ответственности ЗСК.

— Объектами мониторинга в отношении окружающей среды на Сургутском ЗСК являются атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны, прилегающей к территории завода, поверхностные воды, почва, донные отложения, подземные воды. Первый показатель определяется согласно расчетам рассеивания в атмосфере предельно допустимых выбросов, — объяснил инженер отдела охраны окружающей среды Евгений Шипулин.

Специалисты-экологи пояснили, что на заводе выполняются все требования действующего природоохранного законодательства и соблюдаются установленные нормы. Экологическая политика, принятая в Обществе «Газпром переработка», направлена на предупреждение и минимизацию негативного воздействия на природу в зоне размещения производственных объектов. При строительстве новых, реконструкции и эксплуатации действующих объектов учитываются требования к охране окружающей среды.

— Система экологического менеджмента на заводе непрерывно совершенствуется. В соответствии с постоянными нововведениями и ужесточением законодательной базы на Сургутском ЗСК реализуются мероприятия по экологической и производственной безопасности, используются современные технологии ради сохранения окружающей среды, — рассказал эколог.

— Я впервые на производстве, и, к моему удивлению, здесь оказалось намного чище и красивее, чем я ожидала. На производственной территории нет пятен нефтепродуктов и резких запахов, воздух чистый. На газонах растет трава, завод окружен лесом, поблизости высокие, здоровые деревья. Экологическая экскурсия на Сургутский ЗСК была интересной и познавательной, позволила впервые побывать на крупнейшем предприятии Югры, — подвела итог поездки студентка Александра Вершинина.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру