Техника из Югры конкурирует с американской

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре развиваются наукоемкие производства, которые востребованы на российском и зарубежном рынках. Их немного, но за ними будущее.

Техника из Югры конкурирует с американской
virshke.ru

Не только нефть

Что производит Югра? В первую очередь на ум приходит, конечно, углеводородное сырье. Это неудивительно, в Югре в год его добывают 236 млн тонн, и совсем скоро, в 2020 году, будем праздновать добычу 12-го миллиарда тонн. Три триллиона рублей принесла в бюджетную систему России югорская добывающая промышленность. Казалось бы, на этом можно и успокоиться, однако если мы думаем о будущем, на перспективу, то нужно искать и развивать альтернативы. На ноябрьской пресс-конференции губернатор Югры Наталья Комарова дала такой ответ на вопрос о том, что будет «после нефти»:

— В большинстве своем югорчане считают, что мы — Югра, а не вахта. Исходя из этого и выстраиваются все планы.

Югорским производителям уже есть на кого равняться. В нашем округе производится продукция, которая в своей нише добилась безоговорочного лидерства на российском рынке и уверенно идет к ведущим позициям на рынке международном. Речь идет о цифровых фольгираторах предпринимателя из Нижневартовска Александра Виршке. Цифровой фольгиратор — термопринтер, позволяющий наносить на поверхность фольгу, минуя процесс изготовления клише, что упрощает работу полиграфистов. Еще семь лет назад такая аппаратура была только импортной — американской, бельгийской, китайской. Но с 2018 года девять из десяти фольгираторов, купленных российскими потребителями, — отечественные, собранные в мастерской Александра Виршке. Вот и желанное импортозамещение! Практически все детали производят либо самостоятельно, в мастерской, либо силами подрядчиков на территории России. Локализация — максимальная, даже микропроцессор в принтерах стоит российский.

Четырнадцать процентов техники, производимой на предприятии, поставляется за рубеж. Техника из Нижневартовска работает в Германии, Испании, Индии, Израиле, Норвегии, странах СНГ... А недавно произведена поставка в США — на «родину» цифровых фольгираторов. Покупатель тщательно сравнил американские и российские аппараты — и выбрал продукцию нижневартовского предприятия. 

Как удалось добиться таких результатов и что нужно, чтобы продукция югорских производителей была востребована у потребителей за рубежом? Рассказывает Александр Виршке:

— Первая наша модель фольгиратора Foil Print поступила в продажу в 2013 году, а разрабатывалась она два года: опыта не было. И данная модель, и последующая Foil Print X4 показывали достойное качество фольгирования, но были не слишком надежны из-за того, что мы использовали много китайских комплектующих за неимением собственных. В 2015-м выпустили наш «бестселлер» — Foil Print 106, который продается до сих пор: нам удалось правильно определить характеристики, необходимые потребителям. В начале 2019 года вышел наш флагман, модель Foil Print 315, способный делать отпечатки большого формата.

Принтер-«бомба»

Общеизвестно, что быть производителем техники гораздо сложнее, чем, например, торговать ею: нужно разработать, произвести, продать, нужно реализовать большой объем товара, чтобы возместить затраты на разработку и производство. При этом разработчик не может сказать изначально, сколько времени потребуется на создание новой модели, сколько денег это потребует, говорит Александр Виршке.

Вартовчанин не перестает «болеть» своим делом и заниматься разработками, ведь рынок насыщается, потребители теряют интерес — значит, нужно совершенствовать технику. Тем более что сегодня у фольгираторов есть много ограничений в применении: малый ассортимент используемой фольги, невозможность печатать на неровной поверхности. Два года на нижневартовском предприятии разрабатывали новую технологию термотрансферной печати, которая позволит наносить изображение на неровную, текстурированную поверхность и использовать фольгу для горячего тиснения, которой существуют сотни разновидностей и цветов. Получен ряд патентов на новый вид печати. Виршке и его сотрудники собрали более двадцати прототипов, поняли, как должна быть устроена механика аппарата, какими должны быть мощность, система охлаждения, протестировали несколько вариантов электроники.

— К началу января должен появиться рабочий прототип. Мы убедимся, что все хорошо, что до каждого винта можно дотянуться отверткой, протестируем программное обес­печение и начнем серийное производство. Новая модель будет дороже, но и возможности полиграфистам предоставит очень широкие. Представить нашу новую «бомбу» широкому кругу потребителей планируем в июне 2020 года на одной из крупнейших в мире выставок полиграфического оборудования в Дюссельдорфе. Надеемся найти там новых партнеров, — рассказывает предприниматель.

Участие в промышленных выставках — хороший канал продвижения продукции. К примеру, в 2017 году в ходе презентации на Международной выставке FESPA в Гамбурге интерес к продукции нижневартовского предприятия проявили коммерсанты из 35 стран. Румынская фирма, торгующая полиграфическим оборудованием, стала постоянным партнером югорского предприятия. Заявить о себе на такой значимой выставке предпринимателю помог Центр поддержки экспорта Югры: оплатил участие, предоставил переводчика, помог с переводом сайта на иностранные языки.

Как помочь югорскому промышленнику?

Значительная часть сделок заключается с конечными потребителями — полиграфическими фирмами.

— Перепробовали много способов продвижения, — говорит Александр Евгеньевич, — и самым «работающим» оказался канал Youtube. Размещаем на этом сервисе видеоролики о фольгираторах, сопровождаем субтитрами на английском языке (хотя стараемся снять видеоролик так, чтобы все было понятно и без слов). Ролики и приводят покупателей.

Кстати, съемка высококачественных видеороликов, по мнению предпринимателя, могла бы стать эффективной мерой поддержки для продвижения югорских производителей на международном рынке.

— Сегодня югорскому предпринимательству оказывается большая и разносторонняя помощь, — отмечает Александр Виршке. — Я очень благодарен учреждениям инфраструктуры поддержки предпринимательства, особенно Центру поддержки экспорта Югры, за помощь с участием в международных выставках и с коммуникацией, Технопарку высоких технологий Югры — за обучающие семинары для предпринимателей, которые очень пригодились, как, например, семинар по патентованию. Могу сказать, что оказанную мне государством помощь в денежном выражении многократно превысили мои налоговые платежи. И все же до сего времени не так много действовало мер господдержки, которыми может воспользоваться такое предприятие, как у меня. В настоящее время большое внимание уделяется молодым предпринимателям, стартаперам, а с развитием уже действующих производств дело обстоит сложнее. Еще, думаю, стоит разделять показатели объемов экспорта сырья и высокотехнологичной продукции. Мои аппараты стоят от двухсот тысяч рублей, а одна сделка по продаже леса может принести миллионы, поэтому торговля сырьем статистически кажется привлекательнее. Но высокотехнологичные производства в Югре также необходимо развивать и поддерживать.

Перспективы диверсификации

Можно надеяться, что реализация нацио­нального проекта «Международная кооперация и экспорт» на территории Югры приведет к тому, что югорских производителей высокотехнологичного оборудования узнают и будут ценить на российском рынке и за рубежом. Диверсификация — один из ориентиров развития экономики Югры. В недавнем Инвестиционном послании к югорчанам губернатор Наталья Комарова представила перечень мер поддержки альтернативных производств: специальный режим налогообложения для региональных инвестиционных проектов, обес­печивающих диверсификацию экономики; развитие инвестиционного портала и его продвижение на международном рынке и т. д.

Эти и другие меры призваны способствовать реализации на территории Югры национального проекта «Международная кооперация и экспорт» — развитию на территории региона современных производств, выпуску конкурентоспособной промышленной продукции и ее продвижению на внешний рынок. Правительством Югры разработан портфель проектов по реализации нацпроекта, а именно — региональные проекты «Логистика международной торговли», «Промышленный экспорт», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», «Экспорт продукции АПК», «Экспорт услуг». Портфель проектов по реализации нацпроекта созвучен Стратегии социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года, в которой заявлено: «В товарной структуре экспорта Югры в долгосрочный период предполагается снижение уровня сырьевой направленности региона. Внешнеэкономическая деятельность Югры на перспективу будет направлена на достижение цели продвижения конкурентной высокотехнологической продукции на мировые рынки и привлечение капитала в экономику автономного округа».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру