Сургутский ЗСК начал выпуск высококачественного пропана

А у нас в машине газ

На Заводе по стабилизации газового конденсата имени В.С. Черномырдина (филиал ООО «Газпром переработка») приступили к выпуску нового вида автомобильного топлива. Расширение линейки продукции стало возможным благодаря введению в эксплуатацию установки по очистке пропановой фракции от жидкого остатка. Новый технологический объект осмотрели журналисты.

А у нас в машине газ
В операторной. Андрей Дорощук поясняет параметры технологического процесса.

Навстречу потребителю

Сургутский ЗСК является одним из крупнейших промышленных предприятий, расположенных на территории Югры. Завод перерабатывает смесь газового конденсата и нефти, добываемых на севере Тюменской области. За 2019 год на предприятии было переработано рекордное количество сырья — 9,9 млн тонн, и останавливаться на достигнутом уровне заводчане не собираются. Но сегодня речь идет о повышении качества товарной продукции.

— Газпром нацеливает нас на повышение эффективности работы и удовлетворение ожиданий потребителя. Для решения этих задач и была построена установка, улучшающая качество сжиженного газа, а именно пропана. Раньше мы выпускали только пропан технический, теперь добавили пропан автомобильный, — объяснил директор Сургутского ЗСК Андрей Дорощук.

Пропан автомобильный считается более экологически чистым моторным топливом по сравнению с бензином и дизелем. При его сгорании в моторе образуется гораздо меньше вредных веществ, негативно влияющих на человека и окружающую среду. К тому же он обладает лучшими эксплуатационными свойствами — снижает нагарообразование и износ двигателя.

— Одним из критериев качества жидких углеводородов является объемная доля жидкого остатка. Технический регламент Таможенного союза, который принят в 2016 году, допускает это значение в объеме 1,6 процента. В ГОСТе, по которому мы сейчас производим продукцию, он составляет не более 0,7 процента. У нас он сегодня фактически равен 0,1–0,3 процента, — рассказал главный технолог Сургутского ЗСК Антон Стуков.

В чем же важность снижения этого показателя? Дело в том, что жидкий остаток со временем накапливается в заправочных баллонах автотранспорта, переведенного на автомобильный пропан. Регулярное тех­обслуживание оборудования накладывает дополнительные финансовые расходы на потребителя. При использовании высококачественного пропана такая необходимость отпадает.

Одной из причин популярности газомоторного топлива является его стоимость, даже с учетом переоборудования автомобиля разница в цене видов горючего весьма ощутима. По словам Антона Стукова, для производства пропана требуется меньше технологических операций, чем для жидкого моторного топлива, что снижает отпускную цену при сохранении качества.

— Рост затрат на производство нового продукта в условиях крупнотоннажного производства незначительный, что позволяет гибко подходить к формированию цены для укрепления позиции компании на рынке, — пояснил Андрей Дорощук.

Сегодня порядка 5% пропана, произведенного на Сургутском ЗСК, — а это более 20 тыс. тонн в год — остается в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, он отгружается автомобильным транспортом. По России поставка этого вида продукции налажена железнодорожным транспортом, география поставок включает 67 регионов. Наиболее востребованы сжиженные углеводороды в Челябинской и Свердловской областях, а также Краснодарском крае. Весь прошедший год сжиженные газы регулярно отгружались в Эстонию, а в начале ноября первую партию этой продукции получили потребители Китайской Народной Республики.

Немного истории

К возведению объекта приступили еще в 2014 году, однако работы пришлось приостановить из-за внешних санкций, связанных с поставкой импортного оборудования на предприятия нефтегазового комплекса. В том же году в России был взят курс на импортозамещение, Правительством РФ была разработана соответствующая программа, в которой регламентировалась и область промышленного строительства.

Поиск аналогичного отечественного оборудования, внесение в проект изменений, дополнительные экспертизы и процедура согласования потребовали времени. Несмотря на возникшие препятствия, в конце 2019 года установка очистки пропановой фракции была введена в эксплуатацию. Это стало отличным подарком к 35-летию Завода по стабилизации газового конденсата имени В.С. Черномырдина.

— Для нас, как и для генподрядной организации, было делом чести достроить эту установку и вовремя ее сдать. Была создана специальная группа сотрудников, в которую входили как представители пусконаладочной организации, так и заводчане. Благодаря совместным усилиям удалось добиться результата, — отметил Андрей Дорощук на пресс-конференции.

Главное — люди

Новую установку осмотрели глава Сургутского района Андрей Трубецкой, председатель Думы Сургутского района Анатолий Сименяк, глава поселка Солнечного Игорь Наумов.

В ее состав входят несколько основных блоков, в том числе экстракции, ректификации и адсорбции. Несмотря на компактные размеры, мощности технологического объекта позволяют переработать 420 тыс. тонн сырья в год. Только с начала февраля произведено более 25 тыс. тонн пропана автомобильного.

— На установке сырьевая пропановая фракция проходит первичную фильтрацию от различных примесей. Далее на блоке экстракции она отмывается водой, после чего в блоке адсорбции осушается, — объяснил технологию производства пропана заместитель главного технолога Сургутского ЗСК Александр Белоусов.

Показали гостям и центр управления установки — операторную.

— На смене бригада №1. Установка выведена на режим очистки пропановой фракции. Пропан автомобильный соответствует ГОСТу Р52087-2018. В смене четыре человека. Замечаний по работе технологического оборудования нет, — доложил директору завода старший по смене, оператор 6-го разряда Альберт Ямашев.

Все этапы производственного процесса автоматизированы, поэтому нет необходимости в большом количестве сотрудников. Тем не менее, его ведение требует высокой квалификации, поэтому персонал установки прошел строгий конкурсный отбор, чтобы подтвердить соответствующие навыки.

— На данном объекте высокая степень защиты от возникновения нештатных ситуаций, оператор знает наизусть 230 алгоритмов по остановке оборудования, — заметил Александр Белоусов.

На мониторах, занимающих половину стены, выведены схемы и графики, отражающие ход рабочего процесса. Оператор контролирует порядка 180 технологических параметров. Заметив отклонения, он должен принять меры для исправления ситуации.

— Оператор фактически управляет работой установки дистанционно. На своем рабочем месте с пульта управления он может регулировать давление, температуру и другие параметры технологического процесса в соответствии с требованиями к качеству продукции, — рассказал Андрей Дорощук.

Кстати, благодаря новому промышленному объекту было создано 36 рабочих мест.

— В нефтехимии считается, что одно место создает до ста смежных рабочих мест. Конечно, мы заинтересованы в таких значительных проектах, — обозначил глава Сургутского района Андрей Трубецкой. — Сургутский ЗСК — крупнейший инвестор на территории муниципалитета. В районный бюджет от завода за год поступает порядка 70 миллионов рублей. Эта дополнительная прибавка отнюдь не лишняя, мы считаем каждую копейку, — добавил он.

— Более 50 процентов доходной части Солнечного поступает от Завода по стабилизации конденсата имени Виктора Степановича Черномырдина. Мы понимаем, что ввод в эксплуатацию дополнительного оборудования и создание новых рабочих мест отразится на доходах бюджета. Эти средства будут направлены на социально-экономическое развитие территории, — подтвердил глава поселения Солнечный Игорь Наумов.

В этом году, в том числе за счет введения установки, налоговые поступления увеличатся на 11%.

— Это существенные цифры. У районной администрации появится дополнительная возможность улучшить качество жизни населения, — подытожил Андрей Дорощук.

 

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру