Как в Югре поддерживают туристическую отрасль

Работа над отдыхом

Коронавирус серьезно ударил по туристическому бизнесу, отрасль признана одной из наиболее пострадавших во время пандемии. При этом ограничения подтолкнули туриндустрию к новому витку развития. Какие возможности открылись перед региональными турорганизациями и что помогло им удержаться на плаву в сложный период, рассказали специалисты этой сферы.

Работа над отдыхом
Гастрономическую карту региона можно скачать на портале tourism.admhmao.ru.

Спасательные круги

Туристический бизнес округа накрыло с головой, только недавно в регионе сняли ограничения. Пережить несколько месяцев простоя пострадавшим помогла господдержка, причем не только на федеральном уровне. Департамент экономического развития Югры разработал комплекс мер специально для туротрасли.

Предпринимателям предоставили отсрочки по уплате налогов и страховых взносов, компенсировали суммы начисленных на фонд оплаты труда НДФЛ, страховых взносов и пенсионных отчислений, возместили затраты на аренду либо предоставили отсрочки по ее оплате. Предоставили субсидии на выплату заработной платы сотрудникам, кредиты на льготных условиях.

— За поддержкой обратились 112 субъектов туриндустрии. Это очень неплохой показатель, который позволил нам пережить первую волну, — отметил заместитель директора окружного департамента промышленности Алексей Михеев.

Восстановление туриндустрии займет определенное время. Если в 2019 году в гостиницах Югры остановились 618 тысяч туристов, то в этом году ожидается их сокращение до 247 тысяч человек. Поэтому в следующем году власти планируют ввести новые меры поддержки. Среди них — субсидии профильным компаниям региона на возмещение затрат по транспортному обслуживанию экскурсионных групп и на участие в мероприятиях, которые позволяют продвигать наш регион на внешний рынок.

Под другим углом

Пандемия стала настоящим испытанием на прочность для бизнеса, но в то же время импульсом к его развитию. Снижение потока клиентов послужило поводом пересмотреть региональную концепцию развития внутреннего и въездного туризма.

— Этот период позволил под новым углом взглянуть на подходы к развитию отрасли в регионе, к продвижению и созданию оригинального туристического продукта. Совместно с бизнес-сообществом, муниципальными образованиями определили, какие изменения хотим внести в концепцию, — подчеркнул Алексей Михеев.

Работа ведется в нескольких направлениях: развитие инфраструктуры, повышение качества обслуживания, продвижение продукта, формирование его конкурентоспособности.

— Еще одним важным направлением концепции является повышение качества жизни населения округа, доступности наших региональных турпродуктов, например, туры выходного дня, точки притяжения, — уточнил замдиректора департамента промышленности Югры.

В автономном округе планируется создать сбалансированные по цене, качеству и безопасности предложения, которые позволят путешествовать по региону круглый год. Приоритетными видами туризма в Югре определены деловой, событийный, этнографический и активный, акцент делается на охоте и рыбалке. Уделяется внимание детскому, семейному и молодежному видам туризма.

В качестве перспективных Алексей Михеев назвал культурно-образовательное, промышленное, лечебно-оздоровительное, водное направления, отметив, что все ресурсы в округе есть. Полную концепцию развития туризма в округе представят в начале октября на форуме «ЮграТур-2020».

Давайте познакомимся

По словам руководителя Центра компетенций в сфере туризма Фонда развития Югры Владиславы Вишневской, формирование новой стратегии развития туризма невозможно без понимания комплексного портрета туриста. Для понимания потребностей и интересов въезжающих в регион гостей было проведено масштабное исследование, в результате появился цифровой портрет туриста.

— Исследовательскую работу провели совместно с компанией «ТОД». На основе базы данных платежной системы узнали, кто приезжает, откуда, сколько денег оставляют на территории региона. Чтобы стимулировать спрос и создавать новые предложения, необходимо понять, для кого именно это делать, — пояснила Владислава Вишневская.

В основном регион посещают люди в возрасте от 27 до 40 лет. В среднем за год на территории округа бывает 600 тысяч туристов. Подавляющее большинство приезжают посмотреть горы Приполярного Урала, поохотиться и порыбачить, а также для экстремального и активного отдыха. При этом чаще всего туристы посещают Сургут, Нижневартовск и Ханты-Мансийск.

— Наблюдается тенденция индивидуализации туристов, приезжают в составе малочисленных групп — семья либо близкие друзья. Продукт, который создавался для массового туризма, уже не подходит, — заметила Владислава Вишневская. — Когда поняли, кто и зачем к нам приезжает, стало понятно, с какими инструментами работать, чтобы сформировать потребность.

Путешественник должен представлять, куда он едет, что он может там получить. Для большинства людей курорт — это море, солнце, серфинг, фрукты, а Югра — это холодно, далеко, дорого и неизвестно. Ханты-Мансийск связан с большим биатлоном, и этим фактом знания большинства людей о возможностях округа ограничиваются. Потому одним из ключевых направлений деятельности Центра компетенций в сфере туризма является продвижение турпотенциала округа на российском и международном уровне.

— В настоящее время туроператорами Югры разработаны продукты для туристов различных возрастных категорий: от тура на собачьих упряжках, походов в горы Приполярного Урала, снегоходных туров до посещения этностойбищ с возможностью остаться на ночевку и многого другого, — рассказала Владислава Вишневская.

За несколько месяцев пандемии югорские специалисты использовали все возможности онлайн-среды. Для продвижения продуктов и услуг задействовали соцсети, региональные и федеральные маркетплейсы и даже создали свою цифровую платформу VisitUgra.

— Проект VisitUgra — один из информационных инструментов: в своих постах в социальных сетях мы рассказываем об интересных местах Югры, традициях и возможности организации отдыха. Активно работаем над созданием регионального маркетплейса под одноименным названием VisitUgra, где представители бизнеса в сфере туризма могут продвигать услуги своих предприятий на безвозмездной основе. Кроме того, платформа — современный информационный ресурс, который позволит потенциальному туристу не только узнать о достопримечательностях округа, но и сразу забронировать тур, — отметила Владислава Вишневская.

Экономика впечатлений

Современные тенденции таковы, что простого осмотра достопримечательностей туристам уже недостаточно, люди ищут новые впечатления и эмоции.

— Туристов привлекает аутентичность, им важно испытывать новый уникальный опыт, учиться новому, привозить из поездок необычные сувениры, пробовать местную кухню. Все это наши малые города готовы предоставить своим гостям, — заметил начальник управления туризма окружного департамента промышленности Дмитрий Савватеев.

Набирает популярность спортивный туризм, причем направление процветает не только среди профессиональных спортсменов. Любителям активного отдыха интересны места, удаленные от цивилизации. В Югре таких мест предостаточно.

— Дисциплина «Маршруты» подразумевает некое соревнование, поиск эмоций. Команда выходит на маршрут, выполняет определенные задания, набирает условленный километраж. Призываю всех коллег проходить регистрацию у маршрутно-квалификационной комиссии. Это важно и с точки зрения безопасности, и для формирования банка маршрутов. Любая группа сможет взять паспорт маршрута и пройти по нему комфортно и с интересом, — отметил член совета Федерации спортивного туризма Югры Василий Купкин.

Важным конкурентоспособным преимуществом Югры перед другими регио­нами России является этнографическая составляющая туризма.

— У нас создана большая ресурсная база, мы смогли включить эту базу в туристический оборот. Это важно — дать возможность внешним пользователям познакомиться с культурой, узнать о традициях, быте коренных народов, проживающих на территории, — выделила главное Владислава Вишневская.

Особым колоритом обладают «вкусные» путешествия по Югре. В основе гастрономического тура — национальные блюда ханты и манси, включая ягоду, рыбу, оленину и другие местные деликатесы. Зачастую туристам интересно не просто попробовать, но и поучаствовать в добыче и приготовлении еды.

— Многие туристические регионы страны завысили цены, в том числе и на новогодние каникулы. Люди стали искать другие места, поэтому у нас есть хороший шанс встряхнуть нашу туротрасль. Потребность есть, формируем предложения, подписываем договоры, — рассказала индивидуальный предприниматель Татьяна Алферова.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру