Электронные сервисы в Югре востребованы и развиваются

Цифровая пандемия

Развитие цифровой сферы в период пандемии коронавируса и «пандемию» цифровизации, во время которой все больше сервисов и услуг становятся электронными, обсудили в ходе пресс-конференции в региональном информационном центре «Югра».

Цифровая пандемия
Наталья Комарова, поздравляя победителей и призеров «Хакатона — 2019»: «Вы занимаетесь делом, которое нацелено на завтра. Это очень интересно и очень важно».

Главным героем мероприятия стал директор департамента информационных технологий и цифрового развития Югры Павел Ципорин. Он рассказал об электронных сервисах и онлайн-режиме, об их актуальности во время самоизоляции и ответил на вопросы журналистов.

По словам Павла Ципорина, регион к периоду пандемии и самоизоляции подошел уже подготовленным, хотя никто не мог знать об этих факторах заранее:

— Югорчане всегда были активными и готовыми к нововведениям, поэтому к началу 2020 года 98 процентов из них уже пользовались порталом госуслуг, где были доступны 166 услуг в электронном виде. Если говорить конкретно, то пользователями являются 1,6 миллиона югорчан, автономный округ лидирует по этому показателю среди субъектов Уральского федерального округа. В среднем в год оказывается 11 миллионов услуг, за период пандемии эта цифра составила 3,5 миллиона. То есть 3,5 миллиона раз югорчанам не пришлось идти по инстанциям и подвергать риску свое здоровье.

Конечно, некоторые услуги остаются в обычном виде, их получают в многофункциональном центре — как правило, это те услуги, где требуются так называемые «документы личного хранения». Их перечень утвержден на федеральном уровне, но ежегодно в него вносятся изменения, и он уменьшается за счет перевода услуг в электронный вид.

— В Югре мы пошли еще дальше и в прошлом году запустили сервис «без чиновника», — говорит Павел Игоревич. — Такое название говорит само за себя — услуга предоставляется вообще без участия человека, положительный результат по ней принимает система. Она получает заявление с портала госуслуг, направляет межведомственные запросы, получает из других систем необходимые документы, и если результат по этим запросам положительный, то она предоставляет социальную выплату.

— Пока такой формат доступен только по социальным выплатам?

— Да, но у нашего департамента есть глобальная цель, чтобы как можно больше услуг были электронными, и главное, чтобы результат по ним тоже был в электронном виде. Вообще, такой формат без участия человека очень удобен для жителей Югры — он значительно сокращает время предоставления услуги. Ведь сотрудник какого-то ведомства принимает заявление и направляет запросы только во время рабочего дня, у него есть обед, выходные. А система делает это мгновенно, 24 часа в сутки семь дней в неделю. Также это выгодно и самому государству — высвобождается рабочее время людей, и они могут переключиться на другие задачи. Во время пандемии услугу «без чиновника» югорчане получили 25 тысяч раз, что говорит об интересе к ней со стороны населения. Еще одна популярная «помощница» — нейросеть «Вика». Когда началась пандемия, в нее завели ответы на вопросы, касающиеся коронавирусной инфекции, и жители Югры ею активно пользовались.

— У вас отличная цель — сделать все услуги доступными в электронном виде. Но для этого нужен стабильный Интернет, однако до сих пор существует цифровое неравенство: у кого-то Интернет хороший и дешевый, а у кого-то — нет никакого.

— Югра — округ удаленный, на его террито­рии много труднодоступных населенных пунктов, но, несмотря на это, ведется длительная работа, которая позволяет сказать, что практически у каждого жителя региона есть доступ в Интернет. Широкополосный доступ (256 килобит) имеют 99,91 процента югорчан. Если говорить о хорошем Интернете — выше 100 мегабит, то он доступен 93,8 процента населения. С 2016 года мы субсидировали строительство оптоволоконных сетей связи к труднодоступным населенным пунктам, есть федеральная программа подключения социально значимых объектов к сети Интернет, именно поэтому показатель достаточно хороший.

Кроме того, реализуется проект «IТ-стойбище»: Интернет приходит туда, где жители ведут традиционный образ жизни и удалены от любого населенного пункта. К концу года таких стойбищ будет уже 26, это достаточно большой процент коренного населения, у кого есть доступ к цифровым сервисам, доступным всем югорчанам. Также совместно с департаментом образования Югры мы запустили — что символично — в День Интернета первую стойбищную школу-сад. Детям коренных народов теперь не придется выезжать на учебу в интернат, они смогут получать образование в своей среде, на стойбище. Одним словом, я считаю, что в Югре цифровое неравенство сведено к минимуму, и мы продолжаем проводить Интернет туда, где ранее он был недоступен.

— Во время режима самоизоляции начала работать электронная система «Цифровое уведомление», созданная для контроля передвижения граждан и обес­печения их безопасности. Насколько эффективной она оказалась?

— Во многих субъектах страны внедряются похожие системы, но все они называются «пропуска». В нашу систему закладывали не пропускную, а уведомительную функцию, поэтому она и носит такое название. При ее создании мы опирались на личную сознательность граждан, поскольку только она поможет побороть пандемию. Идея системы заключается в том, что жителю необходимо уведомить ее о своем намерении выйти из дома, также там заложены данные о бессимптомных носителях — их передвижение можно контролировать. Регистрируются в системе не только граждане, но и предприятия, которые готовы открыться после запрета на деятельность. Благодаря «Цифровому уведомлению» можно контролировать, насколько безопасно на объекте с точки зрения эпидемиологических норм. Кроме того, к работе подключаются волонтеры, они следят, соблюдается ли социальная дистанция, масочный режим, есть ли санитайзеры.

Я считаю, что в определенный период стабилизировать ситуацию удалось именно благодаря этой системе.

— Самый актуальный на сегодняшний день вопрос — это удаленка. Она понравилась детям, однако хуже всех ее восприняли родители. Как показала себя работа по удаленной системе во время пандемии, не придется ли пользоваться ею в будущем?

— В Югре цифровую образовательную платформу запустили в 2018 году, она позволила встретить период дистанта во всеоружии. Мы использовали сервисы дистанционного обучения, к этой цифровой платформе было привязано много контента. Безусловно, родителям было сложно, поскольку экран отдаляет ребенка от педагога, и если в классе учитель видит, что именно вызвало затруднение у ученика, то в условиях дистанта что-то из школьной программы приходилось объяснять маме и папе.

Еще одна проблема удаленки — родительский контроль. Не у всех хватает времени следить, сколько часов проводит ребенок в Интернете, на какие сайты он заходит. Чтобы обезопасить детей в Сети, мы в прошлом году запустили специальный проект. В его рамках выдали лицензии программного продукта Kaspersky Safe Kids семьям, в которых есть ученики до пятого класса. Лицензия дается одна на всех членов семьи, ее можно установить на любое количество гаджетов. Система блокирует доступ к списку запрещенных сайтов, к ряду мобильных приложений, где возрастной ценз выше, чем у вашего ребенка, оповещает родителей, где находится ребенок, садится ли у его телефона батарейка и т. п. Также она позволяет отслеживать, какое количество времени ребенок проводит в Интернете. Мы получаем хорошую обратную связь от родителей, поэтому намерены и дальше развивать проект.

— В связи с этим вопрос про Яндекс.Лицей. Нужен ли он в Югре? И что он может дать школьникам?

— Однозначно нужен. Сейчас цифровая отрасль развивается, многие идут в IТ-сферу, а по сути, углубленное обучение начинается только в вузе. До этого школьникам дают базовую информатику, крайне редко в школах изучаются высокоуровневые языки программирования. Поэтому компания «Яндекс» начала развивать это направление: была выпущена методика обучения на языке Python, он самый распространенный и легко дается начинающим программистам. Яндекс.Лицей за два года на базе старших классов «создает», по сути, готового программиста хорошего уровня, который после окончания школы сразу может идти работать. У нас в регионе нехватка программистов, мы пытаемся их привлекать из других субъектов, их готовят в ЮГУ, СурГУ, Нижневартовском госуниверситете, но потребности до сих пор не покрываются. Поэтому проект «Яндекс.Лицей» в регионе необходим.

Вместе с тем не везде получается его реализовать, поскольку педагоги должны обладать определенными компетенциями. Сейчас мы проводим переподготовку, надеюсь, что в следующем году количество «лицеев» увеличится. От детей есть хорошая обратная связь, им нравится учиться, а Яндекс дает высокую оценку нашим школьникам.

— Павел Игоревич, еще один вопрос, который волнует IТ-сообщество: будет ли в этом году хакатон? И если да, то в каком формате?

— С полной уверенностью сказать не могу, но запланировано мероприятие на 28–29 ноября. Хакатон уже стал традиционным, его ждут программисты Югры и других регионов, потому что форум всегда проводят интересно и масштабно. Формат определим в первой декаде ноября, он будет зависеть от эпидемиологической обстановки. Очень хотелось бы сделать его очным, все-таки это марафон драйва, необходимо, чтобы целые сутки программисты работали и не отвлекались, в онлайн-режиме такого гарантировать нельзя. Но даже если ситуация будет складываться не так, как нам бы хотелось, то мы переведем хакатон в онлайн-режим и сделаем это красиво и достойно.

— Как обстоят дела с сервисом, который позволит получать пакет документов при рождении ребенка?

— Сейчас он находится в разработке. Наш регион вошел в «пилоты» Министерства цифрового развития, поэтому до конца года мы хотим доработать все информационные системы и с января запустить сервис. Да, существуют некие риски, так как часть систем — федеральные, и за их работу отвечают федеральные органы власти. Но с учетом того, что все мы работаем под флагом Министерства цифрового развития, думаю, что все получится. Сервис обещает стать востребованным, ожидаем к нему большой интерес.

Один из журналистов поинтересовался у Павла Ципорина, когда чиновники Югры перейдут на отечественную операционную систему (ОС). Глава окружного департамента информационных технологий и цифрового развития рассказал, что 20% его коллектива уже работают на русских ОС на базе Linux:

— Перевести всех сразу с зарубежных на отечественные ОС — невозможно, поскольку все системы надо переписать. Даже в указе Президента стоят показатели по постепенному переводу. Мы их достигаем, не торопимся, так как это большая нагрузка на департамент и IT-специалистов.

Еще один вопрос представителей местных СМИ касался проектов, которые реализуются в Югорском НИИ информационных технологий. Павел Ципорин озвучил только некоторые из них, поскольку спектр работы ученых очень велик. Например, один из проектов — Центр космических услуг. Специалисты занимаются дешифрированием космоснимков по заказу органов власти и подведомственных учреждений. Ключевые задачи центра — мониторинг вырубок леса, нефтеразливов, пожаров. Все это видно на снимках из космоса, информация передается Природнадзору, его сотрудники проводят проверки и выставляют штрафы нарушителям, что дает хорошее пополнение бюджету и помогает сохранять природу.

— Есть блок разработчиков, которые занимаются нейронными сетями, — объясняет Павел Игоревич. — Например, «АИС Поиск». Она находит запрещенный контент в сети Интернет (в том числе фотографии в соцсетях) и оповещает соответствующие службы. В этой работе участвуют и сотни волонтеров, которые проверяют то, что нашла Сеть, и отправляют запросы в федеральные службы, чтобы сайты с неподходящим контентом были заблокированы. Также НИИ сопровождает цифровую образовательную платформу, и в целом на его базе мы строим Центр компетенции в IТ-сфере. Туда входят те люди, которые умеют программировать, создавать системы, обучать искусственный интеллект, работать с большими данными. Одним словом, мы создаем пул аналитиков данных, таких специалистов пока не так много, однако за ними будущее.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру