В апреле молодые ученые, авторы лучших работ, начали представлять их на суд жюри. НТК акционерного общества — это всегда возможность заявить о себе и своих амбициях в части повышения эффективности работы нефтяного гиганта. Более 350 участников представили свои доклады на уровне компании. Самые перспективные идеи обсуждаются на итоговых заседаниях 28 секций в Сургуте и две — на Северо-Западе России, в Великом Новгороде и Киришах.
Ставка на молодых
В работу НТК из года в год вовлекаются авторы многообещающих проектов, а также их кураторы из числа ведущих специалистов и руководителей предприятий. Лучшие разработки молодых ученых и специалистов не остаются на бумаге, они внедряются в производство. Это позволяет структурным подразделениям компании за счет собственных ресурсов повышать производительность труда и разумно экономить средства. Последнее в условиях мирового финансового кризиса — немаловажный фактор. Одна из важнейших тем проходящей НТК — «Эксплуатация автотракторной техники и безопасность дорожного движения».
— С каждым годом возрастает количество участников конференции, ширится круг рассматриваемых вопросов, и это только радует. Руководством компании поставлена цель, чтобы перспективные разработки, показанные на конференции, были внедрены в производство, способствовали решению вопросов экономической эффективности, экологической безопасности, охраны труда, промышленной безопасности и совершенствованию современных технологических процессов. На научно-технической конференции получили путевку в жизнь сотни проектов, благодаря которым компания удерживает высокие позиции, — подчеркнул заместитель генерального директора ПАО «Сургутнефтегаз» — начальник управления технологического транспорта, спецтехники и автомобильных дорог Вадим Самойлюк.
Всего в секцию «Эксплуатация автотракторной техники и безопасность дорожного движения» 44-й научно-технической конференции подали заявки 28 специалистов. Пятнадцать докладов, заслуживающих внимания, направили на рассмотрение комиссии управления технологического транспорта, спецтехники и автомобильных дорог. До решающего этапа допустили тринадцать человек. Председатель жюри Вадим Самойлюк заслушивает каждого лично. Победители и призеры определяются коллегиально.
— Наше управление было создано в октябре 1977 года, и буквально уже на третий год после создания мы приняли свое первое участие в научно-технической конференции, на которой были освещены проблемные вопросы транспорта именно того времени. Впоследствии с увеличением количества техники, ее функциональности, изменением технологии ремонта все больше возникала потребность в рационализаторских предложениях. Докладов о повышении эффективности работы транспортного комплекса было настолько много, что нам пришлось в 2014 году разделить нашу секцию «Транспорт» на две — «Ремонт, обслуживание автотракторной техники и информационные технологии на транспорте» и «Эксплуатация автотракторной техники и безопасность дорожного движения». Снижение затрат и повышение эффективности работы техники — одна из главных задач, стоящих перед нами, — поясняет Вадим Петрович.
Дебют Болтаевой
Среди докладчиков секции «Эксплуатация автотракторной техники и безопасность дорожного движения» — по большей части молодые мужчины, но встречаются и представительницы прекрасного пола. У Анны Болтаевой, инженера производственного отдела материалов Базы производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования, в этот день состоялся дебют — она впервые презентовала свой проект на столь высоком уровне. Участница конференции решила представить доклад на тему «Технологии строительства ледовых переправ и автозимников». В сфере добычи нефти и газа ПАО «Сургутнефтегаз» нацелено на обеспечение объемов производства, позволяющих сохранять баланс между экономической эффективностью и рациональным использованием недр, поэтому в зимний период для освоения новых месторождений нефти и газа ледовые переправы и автозимники незаменимы. Переправы могут быть частью временных автозимников, временно заменять недействующий мост или в зимний период паромную переправу постоянной автодороги. Поэтому инженер в своем докладе делает акцент именно на ледовых переправах.
— Сургутнефтегаз строит более тысячи километров автозимников, в состав которых входят также и ледовые переправы. За последние несколько лет зимы стали значительно теплее, из-за чего сроки сдачи переправ в эксплуатацию замедлились. Также в процессе передвижения автотранспорта и спецтехники лед трескается и образуются трещины, что уменьшает прочность и сроки эксплуатации. Мне попалась интересная статья в журнале «Наука и жизнь», где сотрудники МГУ и Тамбовского государственного университета рассказали о проведенном при поддержке Российского научного фонда эксперименте. Причем работа была выполнена с переходом в нанообласть. В эксперименте были представлены исследования по упрочнению льда наночастицами — это сделало лед мелкоструктурным и позволило увеличить прочность льда в шесть раз, чем простое армирование. Кстати, немаловажный фактор, что добавляемый кварцевый песок не токсичен для окружающей среды, не образует ядовитых соединений. При попадании в водоемы не изменяет свойства воды. При попадании в почву может изменить только ее структуру без последствий для биобаланса, — описывает суть предлагаемой технологии Анна Болтаева.
Докладчик уверена, что если эксперимент подтвердится в Сургутнефтегазе, то повысятся сроки эксплуатации ледовых переправ, армирование будет происходить проще, быстрее, а материала будет уходить меньше, процесс будет не таким трудозатратным.
Не менее интересным оказалось выступление мастера ремонтно-механической мастерской УТТ НГДУ «Быстринскнефть» Владислава Букалова с темой «Внедрение интеллектуальной технологии на транспорте». В своей работе он предложил рассмотреть новейшее оборудование с последующей возможностью его применения в ПАО «Сургутнефтегаз», которое позволит удаленно учитывать и контролировать объем транспортировки сыпучих материалов. Обеспечит четкий контроль загрузки, тем самым предотвращая перегруз, а также исключит недогруз техники. Одновременно позволит обеспечить оплату труда водительского состава за фактически выполненный объем работы в смену. На его взгляд, самым эффективным и конкурентоспособным является оборудование LaseTVM-3D (Heated).
— LaseTVM — система автоматического контроля изометрии погрузки и объема навала в динамике от компании «ЛАЗЕ Россия». Лазерное 3D-измерение на основе высокоточных LiDAR-сканеров сегодня очень активно применяется в решении задач машинного зрения. Для данной отрасли одним из трендов системной цифровизации производства выступает бесконтактный 3D-контроль оптимального профиля навала породы (по паспорту загрузки) и его объемного расхода в динамике потока на автосамосвалах. Внедрение предлагаемой мною измерительной системы позволит ПАО «Сургутнефтегаз» автоматизированно учитывать и контролировать весь объем транспортировки сыпучих материалов, исключить возможности приписок объемов и обеспечит четкий контроль загрузки и недогруза техники, — воодушевленно поделился своим предложением мастер.
В перспективе Владислав Букалов не исключает возможности внедрить данную цифровую платформу для автоматического измерения и расчета на производстве Центральной трубной базы, на складах хранения, а также в поточно-транспортной перевалке компании.
При подведении итогов наряду с новизной разработки и ее экономической эффективностью комиссия учитывает личный вклад участника в проект, степень проработанности предложенных технических и технологических решений, возможность их практической реализации. Определяются обладатели призовых мест, которые получат поощрительные премии, и участники, заслужившие дипломы «За лучшее экономическое решение».