Югра вышла в лидеры по уровню цифровизации

25.12.2018 в 09:00, просмотров: 88

Президент России Владимир Путин дал старт реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) в нашей стране. Масштабный проект представляет собой комплекс мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Но это не единственная хайтек-инициатива государства. Дорожные карты НТИ связаны не только с различными технологиями, но и со многими государственными программами РФ, такими как «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации в 2017–2030 годы», «Информационное общество (2011–2020 годы)».

Югра вышла в лидеры по уровню цифровизации
Югорский «Хантатон–2018» собрал порядка 150 программистов и IT-дизайнеров на единой площадке для разработки уникальных проектов. vk.com

Какой бы сферы современного общества мы ни коснулись, вопросы цифровизации и информатизации выступают на первый план. О том, по каким направлениям в регионе будет развиваться данная отрасль, журналистам в РИЦ «Югра» рассказал директор окружного департамента информационных технологий и цифрового развития Павел Ципорин.

Он напомнил о состоявшемся недавно третьем окружном конкурсе «Югорский хакатон». В нем приняли участие 120 человек, 25 команд со всего региона. Программисты, дизайнеры, авторы идей в течение суток разрабатывали свои проекты, а созданные прототипы затем оценивали члены жюри. В итоге первое место заняла команда из Сургута. Ребята разработали проект по запуску мобильного приложения — помощника при домашнем ремонте. Мобильное приложение выступает связующим звеном между заказчиком и бригадой строителей, описывает перечень работ, позволяет наблюдать за ходом их исполнения.

Второе место завоевала команда ханты-мансийских программистов с проектом «Елки и шиномонтаж». Он полезен для тех, кто перед Новым годом ищет хорошую елку, а осенью — шиномонтажную мастерскую без очередей. Участники конкурса разработали мобильное приложение с аналитикой загруженности СТО в Ханты-Мансийске, благодаря которому автоводитель сможет разобраться, куда ему лучше поехать, чтобы поменять авторезину. 

Было много и других интересных проектов. Так, ребята из команды «СоцАйТи» собрали специальный браслет, измеряющий пульс, температуру человека и напоминающий о графике приема таблеток.

— С авторами интересных и хорошо продуманных проектов мы намерены работать и дальше. Привлекать для реализации их идей различные фонды по поддержке предпринимательства. Надеемся, что пройдет время и готовые инновационные IT-продукты появятся на потребительском рынке, — сообщил директор департамента.

Справка МК

Югра занимает ведущие позиции по развитию информационного общества. В рейтинге «Цифровая Россия» Ханты-Мансийский автономный округ — Югра в 2018 году занял четвертое место, уступив первые три строчки лишь Москве, Татарстану и Санкт-Петербургу.

— Павел Игоревич, как обстоят дела с переходом Югры к цифровому правительству и развитием регионального портала госуслуг?

— Одна из основных задач нашего департамента — сделать госуслуги в электронном виде более удобными, более востребованными. Есть определенные успехи. За два прошедших года у нас в двадцать раз выросло число госуслуг, получаемых в цифровом виде. Нам удалось доказать жителям Югры, что получать услуги через портал — это удобно, быстро, комфортно. И они почувствовали свою выгоду. Если в 2016 году в электронном виде было оказано около полумиллиона услуг, то в 2018-м — уже около десяти миллионов.

Мы разработали ряд мобильных приложений: электронный дневник, запись в детсад, запись к врачу. В этом году тестируем возможность электронной оплаты посещения детского сада. В следующем году часть сервисов также хотим перевести в мобильный формат, чтобы ими было удобно пользоваться через телефон.

Губернатор Югры Наталья Комарова ставит перед нами целый ряд амбициозных задач по развитию электронного правительства. В следующем году необходимо не менее 50 услуг и сервисов перевести в цифровой вид, чтобы гражданин мог пользоваться ими в домашних условиях, без необходимости посещать госучреждения. Все нужные документы и справки ему должны быть выданы через систему межведомственного взаимодействия. Список сервисов уточняем, но все они связаны с социальным развитием, образованием, здравоохранением, спортом. Думаю, в следующем году мы начнем оцифровывать по 15 таких сервисов в квартал. Задача амбициозная, но мы понимаем, как ее реализовать, и готовы ее выполнить.

— Еcли говорить о цифровой экономике, то как эта программа реализуется в Югре?

— В новой программе цифрового развития автономного округа на 2019–2030 годы заложены все необходимые аспекты развития цифровой экономики на территории округа. Невозможно развивать электронные сервисы для граждан, различные информационные системы без соответствующей инфраструктуры. Поэтому будем уделять большое внимание данному аспекту. В программе предусмотрен комплексный подход к подготовке кадров для цифровой экономики. Поэтому в следующем году мы ставим себе задачу выстроить целую систему подготовки IT-специалистов, начиная с начальных классов и заканчивая вузами, включая как общеобразовательные организации, так и специальные курсы на базе ведущих IT-компаний. Сейчас ведем переговоры с компанией «Яндекс» по открытию в Югре курсов для детей и подростков по основам программирования и другим IT-направлениям. Перспективные методики обучения детей в старших детсадовских группах разработаны компанией «Кодвардс». Детей учат в игровой форме и основам программирования, и системности мышления. Это еще один интересный формат для возможного сотрудничества.

Другое важное направление — цифровизация госуправления. Перед нами стоит задача создать вертикально интегрированные цифровые системы по отраслям на уровне региона и муниципалитетов. Чтобы независимо от места проживания югорчане имели равные возможности для получения госуслуг в электронном виде и взаимодействия с органами государственной власти. В этом году мы уже начали выстраивать эту систему. Это повысит качество оказания госуслуг. Уйдет разрозненность в использовании цифровых продуктов. Исчезнет ненужная бумажная переписка. Будет оптимизирован весь разрешительный процесс по градостроительству, по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию зданий и тому подобное. Единые цифровые системы будут реализованы и в других отраслях. Внедрить такие системы планируем до 2021 года.

— Вы возглавляете департамент информационных технологий и цифрового развития уже два года. Как оцениваете результаты своей работы, итоги деятельности департамента и какие цели ставите перед собой?

— Я всегда скептически отношусь и к своим успехам, и к успехам своих сотрудников. Могли бы сделать и лучше. Но, тем не менее, считаю, что за два года сформировалась активная команда. У нас много молодых людей и опытных специалистов. Мы достигли хороших результатов по развитию инфраструктуры сетей связи. И 99,6 процента населения Югры имеют доступ к высоким скоростям Интернета, достаточным для пользования сервисами и электронными госуслугами. Для нашей удаленной северной территории это очень даже неплохо. За два года мы реализовали два крупных инвестиционных проекта и подключили еще более 20 тысяч жителей Югры к сети Интернет.

Хорошие показатели достигнуты в электронном документообороте. С прошлого года мы внедрили его почти во всех муниципалитетах. А это напрямую влияет на скорость принятия решений и обмена информацией.

Из планов на будущее — внедрение цифровых платформ по каждой отрасли, по каждому направлению, вплоть до каждого сельского поселения. Мы должны сделать так, чтобы цифровизация помогала нам экономить время и ресурсы и работала на всех жителей Югры. Хотим довести Интернет, в том числе, и до дальних стойбищ. Нами разработан проект «IT-стойбище». Соответственно, это поможет вовлечь коренные народы Севера в цифровую жизнь. Они также смогут пользоваться всеми необходимыми сервисами, как и остальные жители Югры, вести на электронном рынке продажу ягод, пушнины, грибов, орехов, рыбы.

Повторюсь, что мы должны перевести в цифровой вид около 50 сервисов. А следом реализовать проект по созданию суперсервисов, чтобы житель Югры, написав одно заявление, мог получить сразу комплекс услуг, например, при рождении ребенка. Кроме того, прорабатываем идею по запуску услуг в проактивном режиме, чтобы не человек ходил за услугой, а она за ним. По ряду направлений это вполне возможно. В качестве примера можно привести ситуацию с заменой паспорта: наступил 40-летний рубеж, заявление о замене паспорта можно не писать — государство само приступает к его замене. В настоящее время прорабатываются все технические и юридические нюансы. Думаю, что в 2019–2020 годах это станет возможным, Югре удастся войти в число пилотных субъектов РФ по реализации данного проекта. Тем более что мы уже работаем в этом направлении с федеральными органами власти, с Министерством цифрового развития.

— Павел Игоревич, очевидно, что к вашим достижениям можно отнести и успешное выступление команды Югры на всероссийском конкурсе региональной и муниципальной информатизации «Проф-IT».

— Это интересный конкурс, большинство субъектов РФ направляет для участия в нем свои проекты. Мы тоже делаем это практически каждый год и занимаем призовые места. Чем интересен конкурс? Тем, что оценку проектам выставляют сами руководители подразделений по информатизации. Причем за свои проекты голосовать нельзя. Многие проекты югорчан вызывают интерес у коллег. В этом году восемь наших проектов вышли в финал. Нейронная сеть завоевала первое место. В состав жюри входят не менее 50 человек. Поэтому объективность оценки трудно оспорить.

Отмечу, что мы первыми начали использовать нейросети в государственном управлении. Практика показывает, что это интересно, к тому же сокращает временные затраты на получение какой-либо услуги. Мы и дальше будем развивать нейросети и уже в следующем году намерены расширить практику их применения.

— Появится ли в Югре сеть 5G?

— Сначала нужно дождаться, когда у нас появятся устройства, использующие эту сеть. На самом деле, базовую станцию 5G можно поставить хоть завтра. Но что с ней делать? Нет пока ни одного смартфона, который мог бы ее использовать. Одни прототипы. Тем не менее, мы вышли с инициативой, чтобы город Ханты-Мансийск стал пилотной площадкой по тестированию сети 5G. Считаем, что город перспективен для этого. Он компактен по территории, и не требуется много базовых станций, чтобы накрыть весь город.

Смартфоны с модулем 5G должны появиться в 2019 году. И если нашу инициативу поддержат, тогда, вероятно, в 2020 году какие-то пилотные зоны 5G могут появиться у нас в округе.