Югра воспитывает Кулибиных с детского сада

Инженерный десант с пелёнок

12.09.2018 в 12:31, просмотров: 357

Для осуществления проектов Национальной технологической инициативы — государственной программы мер по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течение последующих двадцати лет могут стать основой мировой экономики, — необходима подготовка новых кадров. 

Югра воспитывает Кулибиных с детского сада
admsurgut.ru. Фото Рамиля Нуриева.

Это сегодняшние детсадовцы и школьники, которым в будущем предстоит работать по таким специальностям, которые пока еще даже не имеют названия. Однако понятно, что все эти профессии, так или иначе, будут связаны с более совершенными технологиями.

Технологическое будущее станет настоящим для наших детей — им развивать перспективные рынки, проектировать суда и автомобили без экипажей и водителей, расширять знания о нашем мозге и его возможностях, создавать умные технологии и инструменты.

Югра в плане применения инновационного образования оказалась в передовиках. Начало нового учебного года снова стало очередным стартом для педагогов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в активной педагогической деятельности. Учителя и воспитатели выходят на «поле боя» в образовательной сфере, чтобы стать победителями в борьбе за лучшее, благополучное будущее наших детей.

Учимся вместе

Реалии нашей жизни таковы, что мы вынуждены постоянно учиться. Те, кто считает, что все, что необходимо знать, они выучили давным-давно, очень сильно рискуют оказаться в аутсайдерах. Новые условия ведения производства, постоянно обновляющиеся современные технологии, профессиональные компетенции, высокая конкурентная среда диктуют необходимость регулярного самообразования. Югорские учителя и воспитатели уже начали применять инновационные методики в обучении и образовываться сами.

Инновационное образование

Несколько лет назад Югра приступила к сотрудничеству с Российской ассоциацией образовательной робототехники. Началось все с Сургута, когда специалисты из Москвы приехали к начальнику городского департамента образования, разложили в кабинете на столе у чиновника своих роботов и рассказали, зачем особые игрушки так нужны детям. С тех пор в Югре закипела педагогическая работа по инновационному образованию в технической сфере. Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Пойковский, Лянтор, Сургутский район, Сургут стали теми муниципальными образованиями, которые участвовали в соревнованиях по робототехнике и делают это успешно до сих пор. Причем юные «технари» воспитываются почти с пеленок — тягу к техническим наукам у своих воспитанников внимательные педагоги выявляют уже с двухлетнего возраста.

— Ежегодно, с 2014 года, у нас организуются и проводятся соревнования по робототехнике: в категории «ИКаРенок» — для дошкольников в возрасте пяти–семи лет и в категории WEX IQ — для учащихся среднего и старшего звена школ города. Организуют данные мероприятия автономное учреждение «Технополис» и Информационно-методический центр, — рассказала Елена Кучеренко, начальник отдела сопровождения профессионального развития педагога МАУ «Информационно-методический центр» департамента образования г. Сургута.

Сначала дети участвуют в соревнованиях на муниципальном уровне, потом выходят на региональный этап. С 2015 года югорские ребята участвуют во всероссийских соревнованиях по робототехнике «РобоФест». Сейчас заинтересованные педагоги могут проходить дистанционное обучение и использовать в своей повседневной работе передовые методики в направлении технического творчества.

— У нас работает межфункциональная команда по развитию образовательной робототехники, — объясняет Елена Кучеренко. — Сперва мы начали работать со школами, потом подключились детские сады. За это время обучили порядка ста воспитателей, педагогов допобразования и учителей в направлении робототехники. Мы рассматривали вопросы, как внедрять образовательную робототехнику на уроках информатики, физики, проводили серьезную работу по внедрению методик в процесс воспитания в детском саду. Мы понимаем, в каком возрасте начинать эту работу с детьми и, отмечу, уже переходим к программированию. Важно понимать, что при его изучении наличие компьютера не так важно. Дети начинают с изучения основных понятий — «исполнять» и «управлять». Это понимание приходит в ходе ролевой игры, когда один управляет, а другой — исполняет.

На сегодняшний день в Югре есть учреждения, где дети легко собирают роботов не по схеме, а уже по собственному проекту. Детсадовцы программируют роботов самостоятельно. Они знают, как пройти определенные шаги, чтобы запрограммировать свое изобретение, «научить» техническую модель выполнять определенные действия и даже умеют заставить предмет «говорить».

Югорские педагоги и школьники неоднократно становились победителями всероссийского этапа соревнований по робототехнике, и количество участников соревнований постоянно растет.

Сергей Волченко, вице-президент Российской ассоциации образовательной робототехники, считает, что нужно создать «перегрев» количества детей, желающих постичь технические специальности.

— Сейчас технологии сделали такой скачок вверх, что даже взрослые не всегда понимают, как это происходит. А сегодняшние дети — дарования, даже если мы их не научим — они научатся сами, потому что в процессе обучения раскрывается колоссальный потенциал ребенка. Они мыслят по-другому, нежели взрослые. Мы можем только подготовить им почву — из чего расти юному дарованию. И тогда из этой массы выйдут самые лучшие, которые будут востребованы в различных отраслях экономики. Я считаю, что только техническое творчество может вывести страну в лидеры. Я и за спорт, и за искусство, но если мы не создадим завтра свой продукт, нас ни художники, ни спортсмены не спасут. Поэтому техническое творчество необходимо, причем с малых лет. А лучший способ — это игра, — поделился мнением с журналистом «МК»-Югра» Сергей Волченко.

По мнению вице-президента Российской ассоциации образовательной робототехники, детям нужно лишь дать необходимое оборудование в руки. И тогда они способны смастерить «непостижимые вещи».

— Нам интересно работать с Югрой. Регион вполне состоятельный. Мы делаем то, что обещаем, — готовим кадры. Правительство соблюдает те договоренности, которые обсудили изначально. Если Югра сказала: «Да, мы с вами сотрудничаем», то будет делать именно так. Российская ассоциация образовательной робототехники работает практически со всеми муниципалитетами. Кроме методической работы с преподавателями, мы ведем и другую деятельность.

Сегодня основной задачей для образовательной организации является набор кейсов для кванториумов от крупных региональных предприятий регионов. Корпорации могут давать технические задания для учащихся, которые способны проявить себя в техническом плане. Таким образом, проходит и профориентация учащихся, и компании находят тех молодых ученых, которые в будущем могут стать достойной сменой сегодняшним инженерам.

Кванториум

Эффективно реализовать необходимость идти в ногу со временем возможно только при непрерывном цикле обучения. В процессе продвижения обучаемого ему добавляется определенная ценность. Человек получает знания и новые навыки. Задача организатора учебного процесса — обеспечение равномерного и непрерывного движения обучаемого. Такую модель образования называют «вытягивающей».

— Приходит ребенок и говорит: хочу сделать проект, но не знаю как. Преподаватель сообщает ученику то же самое. Но в процессе общения, коллективной работы педагога и ребенка обучаемый получает недостающие знания. Именно те, которые он бы не приобрел, если бы не проект. Такое объединение для решения определенной задачи, работы над проблемой может носить разовый, непостоянный характер. Однако методом проб и ошибок, в процессе коллективного труда ребенок получает навыки, которые ему нужны для дальнейшего совершенствования, — объясняет инновационный метод «вытягивающей» модели образования Алексей Адюков, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Технополис».

Алексей Адюков в новом учебном году будет преподавать робототехнику учащимся в детском технопарке «Кванториум», который заработал в Сургуте. Крупнейший в Югре технопарк должен стать той самой кузницей Кулибиных для крупных предприятий Югры. Эта площадка оснащена высокотехнологичным оборудованием, нацеленным на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей.

Сургутский кванториум соответствует всем требованиям безопасности, на его территории создана доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Кванториум построен в рамках реализации окружной программы «Доступное дополнительное образование для детей в Югре». Бюджет проекта составил почти 260 миллионов рублей.

Занятия в детском технопарке бесплатные. В новом учебном году он сможет вместить 640 юных посетителей, которые будут проходить обучение по предложенным направлениям. Так, школьники займутся программированием, роботостроением, начнут постигать азы астрономии и космонавтики, познакомятся с принципами автомобилестроения и ИТ-технологий. В основе образовательного процесса кванторианцев лежат интерактивность, проектный подход и командная работа юных «специалистов» из разных областей инженерных наук. В работе над проектом ученики получат новые знания, будут развивать актуальные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и быстро принимать решения. По мнению педагогов, образовательные проекты кванториума создают множество возможностей для детей стать в будущем успешными в любой области технологических разработок.

Сегодня федеральная сеть детских технопарков охватывает 42 российских региона. Около 45 тысяч детей регулярно посещают занятия. Однако родиной всех российских кванториумов стала Югра. Первые два технопарка страны открылись еще в 2015 году в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске в рамках программы Агентства стратегических инициатив «Новая модель системы дополнительного образования детей». Агентство взяло на себя анализ рынка для определения самых передовых образовательных модулей и разработок, обозначив определенные рамки. Кванториумы стали первой ступенью инженерного образования, будущей профессии школьников, которую они осваивают уже в детстве.

— На развитие детских технопарков в автономном округе в 2016–2019 годах планируется выделить из бюджета региона порядка 100 миллионов рублей. Также на строительство детских технопарков мы намерены привлекать средства из внебюджетных источников, — рассказали в профильном департаменте.

В целом до конца 2018 года в Югре планируется открыть шесть кванториумов.