Югорские студенты учатся инклюзивному добровольчеству

Ориентир на колокольчик

17.10.2018 в 09:00, просмотров: 435

Студенты Югорского государственного университета приняли участие в выездной сессии Университета инклюзивного добровольчества «Про-СО», прошедшей в Тюмени. Проект помогает студентам из разных вузов России объединиться и создать добровольческое движение в сфере инклюзии: реализовывать проекты, учиться новому, помогать тем, кому это необходимо.

Югорские студенты учатся инклюзивному добровольчеству
Фото из архива редакции.

Для чего нужны колокольчики в мячах, кто до сих пор играет в жмурки и что привезли молодые югорчане из областного центра, читайте в нашем материале.

С завязанными глазами

В октябре на базе областного детского оздоровительно-образовательного центра «Олимпийская Ребячка» работал Университет инклюзивного добровольчества «Про-СО». Его организатором выступил ресурсный учебно-методический центр инклюзивного образования Тюменского госуниверситета.

В качестве приглашенных гостей перед участниками Университета инклюзивного добровольчества «Про-СО» выступили представители органов власти региона, члены общественных организаций, деятельность которых направлена на обеспечение социальной поддержки и защиты инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мероприятие объединило студентов 14 вузов Тюменской, Омской, Томской областей и Красноярского края. Ребята приняли участие в мастер-классах, инклюзивных играх, посетили проектную сессию, методические и методологические семинары, дискуссионные площадки.

Подробнее рассказал об этом руководитель делегации волонтеров из Югры Берген Панаев.

— Добровольцы ЮГУ регулярно принимают участие в событийных мероприятиях, а работа в инклюзивной сфере для наших студентов пока в новинку, — признался молодой человек. — Мы получили колоссальный опыт. С завязанными глазами лепили из пластилина «человека будущего», играли в настольную игру «Крестики-нолики», строили домики, бегали и даже готовили любимые блюда.

На вопрос корреспондента, насколько сложно делать это вслепую, Берген ответил, что человек адаптируется к различным обстоятельствам. Во время выполнения того или иного действия с завязанными глазами обостряются слух, обоняние, осязание.

— Мы стали «незрячими» на несколько дней, и это, надо признаться, далось действительно нелегко. Думаю, в быту все гораздо сложнее, — рассудил волонтер из Югры.

Помимо мероприятий, направленных на обучение оказанию помощи людям, имеющим инвалидность по зрению, прошли уроки русского жестового языка для слабослышащих, была организована площадка по работе с детьми с синдромом Дауна.

Берген Панаев, который учится на психолога, уверен: опыт, полученный в Университете инклюзивного добровольчества, пригодится и в профессии, и в жизни.

Игры, в которые играют люди

Студенты ЮГУ настолько вдохновились учебой, что и сами за несколько дней написали проект «Курс инклюзивных игр». Изначально ребята планировали провести его только для однокурсников. Однако с каждым днем проект обрастает новыми «фишками», расширяется число его потенциальных участников. В 2019 году для добровольцев из медакадемии Ханты-Мансийска, Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа и Югорского государственного университета пройдет двухдневный интенсив по инклюзивному волонтерству.

— Важно, что во все игры ребята будут играть с завязанными глазами. Для них организуют дартс, шашки, жмурки, состязания в голбол — спортивную игру с мячом, внутри которого есть колокольчик, звук которого помогает ориентироваться в пространстве, — рассказала соавтор проекта Яна Елькина.

По словам девушки, курс продлится два дня. Из них лишь час–полтора — лекции, остальное время будет посвящено практике. Собеседница считает, что после такой учебы меняется мировоззрение, люди начинают понимать те сложности, с которыми сталкивается незрячий человек.

Без слов

Как рассказал незрячий сотрудник ресурсного учебно-методического центра инклюзивного образования ТюмГУ Степан Панов, такой вид волонтерства в Тюмени развивается с 2013 года. Тогда на базе детско-юношеского центра «Пионер» был создан клуб для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Горизонт», который работает и по сей день. Здесь ребята занимаются в студиях по 12 направлениям, начиная от хореографии и заканчивая английским языком.

С 2014 года участники клуба «Горизонт» стали и сами проводить мастер-классы: учащихся школ учат общаться с «особенными» людьми.

Степан рассказал, что у многих школьников вызывает испуг игра в жмурки. Когда ребенок погружается в темноту, то теряет ориентир и просто стоит на месте. А ведь это вопрос безопасности, считает Панов, и умение выйти из ситуации с закрытыми глазами может порой спасти жизнь. К примеру, выбраться из горящего здания или огромной толпы людей.

— К сожалению, нынешняя молодежь даже не знает, что это за игра — жмурки. Но, как оказалось, эта игра весьма полезна, педагоги школ пообещали, что будут чаще вовлекать в нее детей, — сообщил Степан.

Степан Панов получил образование педагога-психолога и сейчас является руководителем лаборатории инклюзивных игровых технологий в Университете инклюзивного добровольчества «Про-СО».

— Инклюзивные игры помогают преодолевать себя. Это важно не только для условно здоровых людей, но и для таких, как мы, имеющих инвалидность по зрению. Во время мастер-классов развиваются особые способности, и у каждого человека они разные. Например, у глухих очень развит эмоциональный интеллект. Они, как говорится, все понимают без слов, читают мысли человека по выражению лица, жестам, — привел пример Степан.

Достижения

Проект Университета инклюзивного добровольчества «Про-СО» является победителем Всероссийского конкурса грантов и получил поддержку Федерального агентства по делам молодежи («Росмолодежи»). Но и в Югре сфера волонтерства для людей с особенностями здоровья активно развивается.

Напомним, этой весной на окружном форуме «Сообщество» было подписано соглашение в области развития добровольчества на территории региона о сотрудничестве между правительством Югры, Ассоциацией волонтерских центров и фондом «Центр гражданских и социальных инициатив Югры». Еще тогда руководитель Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев отметил достижения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в области инклюзивного волонтерства.

— Югре есть чем поделиться со страной. Много интересных инклюзивных проектов, хорошо сформирована грантовая поддержка добровольцев, разработана успешная методология работы с волонтерскими центрами. Такой опыт мы будем тиражировать по всей стране. А все лучшее, что есть в других регионах, — внедрять в Югре, — заявил Артем Метелев.

Как отметила ведущий специалист фонда «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» Анна Колычева, инклюзивное волонтерство — не только обучение новым развивающим играм и проведение мастер-классов.

— Это, прежде всего, включение в социально активную среду всех слоев населения. Можно помогать пенсионерам и в то же время детям с ограниченными возможностями здоровья, — рассказала Анна. — Центром адаптивных видов спорта Югры регулярно проводится обучение волонтеров. Ребят учат культуре общения с колясочниками, глухими и слепыми людьми.

Здесь стоит вспомнить, что совсем недавно — в сентябре — в Ханты-Мансийске прошли III Сборы по подготовке волонтеров в сфере адаптивного спорта. В них приняли участие порядка 60 добровольцев из 21 муниципалитета округа.

Ребята приехали в окружную столицу на XXI Открытую Спартакиаду Югры среди людей с инвалидностью, чтобы получить навыки работы.

— Добровольцы принимают участие в различных мероприятиях, где присутствуют люди с инвалидностью, а вот как общаться с ними, к сожалению, знают не все, — рассказала аналитик отдела инноваций и информационного обеспечения Центра адаптивного спорта Югры Людмила Косполова. — Есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Они разные для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих, слабовидящих.

В качестве примера собеседница привела ситуацию с колясочником. Оказывается, нельзя облокачиваться на инвалидную коляску, так как она является частью личного пространства человека и, кроме того, может опрокинуться. Нельзя взять и переставить это транспортное средство туда, куда хочется, даже если оно создает неудобства другим людям. Обязательно нужно спросить разрешения у его владельца.

Коляску нужно катить осторожно, так как она быстро набирает скорость, и, вместо того чтобы помочь человеку, можно ему навредить.

Марии Кириченко, добровольцу из Приобья, работа с инвалидами знакома. Девушка принимала участие в разработке проекта театральной студии для людей с ограниченными возможностями здоровья.

— Мы поставили три спектакля, и это было здорово. Я получаю огромное удовольствие от своей работы. Когда мне предложили поехать на III Сборы по подготовке волонтеров в сфере адаптивного спорта, то с радостью согласилась, — сообщила девушка. — Нам рассказали о тифлокомментировании, этике общения с людьми, имеющими инвалидность, мы сыграли в квест «Мое зрение — твое зрение», побывали на уроках сурдоперевода.

Уже третий год подряд Сборы становятся площадкой для отработки волонтерами практических навыков общения и помощи спортсменам с инвалидностью. Обучение хоть и кратковременное, но очень насыщенное. Организаторы уверены, что данное мероприятие помогает молодым людям лучше понимать мир человека с инвалидностью и развивать это направление добровольчества в своих городах и поселках.