В Сургуте прошла викторина, посвященная проекту «Три ратных поля России»

Знать и помнить

28.11.2018 в 09:00, просмотров: 379

Проект «Три ратных поля России в Сургуте» реализуется с 2014 года. За это время он стал настоящей визитной карточкой образовательной среды не только города, но и всего автономного округа. В новом учебном году организаторы решили расширить круг участников, придумав «проект в проекте» для младших школьников и назвав его «Небывальцы» — так в старину именовали новичков ратного дела.

В Сургуте прошла викторина, посвященная проекту «Три ратных поля России»

Сначала школьники участвовали в декадах по истории Отечества, посвященных трем изучаемым сражениям, вторым этапом проекта для «Небывальцев» стала викторина.

Специальная веб-страница

В прошлом учебном году организаторы масштабного проекта, в котором участвовали старшеклассники, задумались о том, как привлечь к викторине детей помладше.

Была разработана большая образовательная программа, включающая ряд мероприятий. К слову, викторина только одна из них.

Департамент образования администрации Сургута предложил сотрудничество Центральной городской библиотеке имени А.С. Пушкина.

Справка МК

В Ханты-Мансийске в рамках международных Рождественских образовательных чтений были проведены научно-практическая конференция и епархиальный съезд казачества Югры. Как отметили организаторы, участники встречи признали сургутский проект «Три ратных поля России в Сургуте» настоящим духовно-патриотическим прорывом.

— Мы с удовольствием согласились. Библиотека — это, прежде всего, книги, информация, поэтому мы предложили придумать викторину, направленную на продвижение нашего фонда, — рассказала «МК»-Югра» заведующая Центральной городской библиотекой Татьяна Кобелева. — Для нас было важно, чтобы ребята, участвуя в проекте, глубже познакомились не только с интернет-ресурсами, но и с книгами.

Сначала было предложено провести викторину для учащихся среднего звена, однако представители департамента образования настояли на участии и младших школьников. И это правильно: духовно-нравственному воспитанию нужно уделять внимание с самого раннего возраста.

Была образована экспертная комиссия, состоящая из представителей ресурсных центров проекта — учителей истории, которые должны были помочь с организацией и проведением конкурса.

Центральной библиотеке не впервой проводить подобные конкурсы. Однако количество участников на похожих мероприятиях ограничивалось двумя–тремя сотнями человек.

«Три ратных поля России в Сургуте» — совсем другой уровень. С 2013 по 2018 годы в проект было вовлечено более 22 тысяч школьников, родителей и педагогов города.Только в 2018 году количество участников достигает 9000 человек.

— Предполагалось, что количество участников заочного этапа могло составить тысячу человек. Сайт просто мог не выдержать такого наплыва посетителей. Поэтому наши специалисты впервые придумали специальную веб-страницу с заданиями, — раскрыла подробности Татьяна Владимировна. — В результате тестирование прошли 846 детей. Абсолютный рекорд для нас как соорганизаторов подобных мероприятий.

Всё как в «Брейн-ринге»

Самые знающие и удачливые из числа школьников третьих–четвертых классов были приглашены на финальный этап викторины, который проводился в городской библиотеке в формате игры «Брейн-ринг». Необычное мероприятие собрало команды из шести самых активных школ города.

Справка МК Итоги первой викторины «Три ратных поля России»

Среди 3–4-х классов по итогам игры «Брейн-ринг»:

1-е место — начальная школа «Перспектива»;

2-е место — сборная команда школ №32 и №4;

3-е место — школа №45.

В возрастной категории 5–6-х классов:

1-е место — Аделина Фарвазова (5-й класс, гимназия «Лаборатория Салахова»);

2-е место — Савелий Шнякин (5-й класс, школа №4);

3-е место — Варвара Пахомова (6-й класс, школа №15).

В возрастной категории 7–8-х классов:

1-е место — Влада Щегреева (8-й класс, школа №15);

2-е место — Карина Курбанова (7-й класс, школа №15);

3-е место — Вероника Яблонская (7-й класс, гимназия «Лаборатория Салахова»).

Торжественное поздравление и награждение победителей викторины состоится в рамках итогового мероприятия проекта «Исторические чтения», которое планируется провести в конце декабря этого года.

Игра действительно была похожа на телеигру «Брейн-ринг». Участники сидели за одним столом, на обдумывание каждого вопроса давалась всего минута. Юным исследователям истории нужно было продемонстрировать командную взаимовыручку, чтобы рассчитывать на успех. Команды активно поддерживали болельщики из числа одноклассников и родителей. Получился самый что ни на есть праздник.

В начале игры были легкие вопросы. Например, в каком именно месте произошло танковое сражение под Прохоровкой, или как называлась деревня, в которой Кутузов созвал военный совет перед Бородинской битвой. Но затем все усложнилось: например, был предложен вопрос: «Кого назначил император Александр I главнокомандующим вместо иностранца Барклая-де-Толли?».

— Мне очень понравилась игра. Конечно, некоторые вопросы были сложными, но от этого становилось только интереснее, — рассказала учащаяся четвертого класса школы №32 Айсылу Губайдуллина, команда которой заняла второе место в конкурсе. — Всему нашему классу понравился этот патриотический проект. Благодаря ему мы узнали столько всего нового об исторических боевых полях, где вершилась история нашей страны. Нам всем захотелось обязательно побывать в местах, которые имеют важное значение для нашей Родины.

— Действительно, дети живо откликнулись, когда узнали о том, что вышли в следующий этап викторины. Изучили много дополнительной литературы, находили информацию в энциклопедиях, Интернете. Думаю, если они окажутся в местах боевой славы, то вполне могут провести экскурсию без чьей-либо помощи, — выразила мнение мама девочки Гузель.

Нюансы тоже важны

Более сложным оказался финальный этап викторины для учащихся 5–6-х и 7–8-х классов. Ребята отвечали на вопросы, выполняли индивидуальные задания, работали с текстами, искали ошибки, писали историческое эссе. Консультанты помогали находить нужную информацию в электронном читальном зале Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

Регистрация в этой библиотеке дала детям возможность подготовиться к непростым заданиям, которые требовали развернутых ответов. Некоторые из школьников заранее прошли регистрацию и смогли плодотворно подготовиться к ответственному этапу викторины. Были и такие, кто приходил в библиотеку и узнавал необходимые сведения вместе с родителями.

Большинство ребят хорошо справились с заданиями викторины. Они продемонстрировали умение быстро и правильно находить нужную информацию среди большого количества источников.

Организаторы остались довольны реализованным проектом. Были удовлетворены результатами и члены экспертной комиссии.

— Теперь наши сотрудники тоже стали специалистами по истории битв в Бородино, под Прохоровкой и на Куликовом поле. Можем и сами отправиться на поля сражений, где, думаю, неплохо будем ориентироваться, — резюмировала заведующая Центральной городской библиотекой. 

— Порадовало, прежде всего, качество знаний школьников города, принимавших участие в финальных этапах викторины, — добавила в свою очередь председатель жюри Неля Андрущак, учитель истории и обществознания лицея имени генерал-майора В.И. Хисматулина — ресурсного центра «Бородинское сражение 1812 года». — Видно, что дети не только специально готовились к этому конкурсу, но в принципе хорошо знают важнейшие вехи истории нашей страны. Правда, не у всех старшеклассников получилось справиться с заданием по написанию сочинения об одном из деятелей нашего государства. Современное образование подразумевает, в том числе, деятельностный подход при освоении материала. Видно, что в этом направлении нам всем есть над чем работать. Тем не менее, считаю, что дебют вышел отнюдь не комом. Детям, как и нам, членам жюри и экспертной комиссии, понравилась викторина. Лично я и в дальнейшем буду принимать в ней участие, если получу приглашение от организаторов.

По местам боевой славы

Ежегодно в рамках проекта самые активные участники из числа старшеклассников школ города отправляются в поход по местам исторических сражений. В этом году, в начале сентября, 28 учащихся, которые называют себя «ратниками», посетили места боевой славы — три ратных поля: Бородинское, Прохоровское и Куликовское.

В пути юным историкам, настоящим патриотам своей страны, приходилось преодолевать пешком значительные расстояния, но, как отметили они сами, оно того стоило. Они осознали ценностность тех моментов жизни, о которых раньше не задумывались. Впитали в себя энергию предков, закалились духовно.

Также в этом году в рамках модуля «Небывальцы», во время весенних и летних каникул состоялось две поездки на Бородинское поле.

Проект департамента образования администрации города широко поддерживается на окружном уровне. Например, депутат Думы Югры Александр Сальников поддерживает проект материально и посещает все важные мероприятия на протяжении нескольких лет. В этом году он принял участие в торжественной церемонии отбытия «ратников» в экскурсионно-образовательную поездку.

Другой югорский парламентарий Валерий Салахов провел рабочую встречу с представителями департамента образования администрации Сургута, в рамках которой отметил, что проект уже несколько лет входит в число приоритетных патриотических мероприятий, реализуемых в городе.

— На мероприятия проекта «Три ратных поля России в Сургуте» не нужно жалеть денег. Такими проектами нужно гордиться. Я считаю его лучшим для школьников нашего города, — добавил народный избранник.

Проведенная дебютная викторина в рамках конкурса «Три ратных поля России в Сургуте» доказала, что она действительно интересна для общественности и поможет привлечь еще большее число детей, родителей и учителей к изучению славной истории страны. А значит, проект станет еще масштабнее и сыграет положительную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Поколения, которое помнит и чтит великие подвиги предков.

Подготовлено при поддержке администрации г. Сургута.