Молодые югорчане занимаются разработкой новых технологий

«Завтра» рождается сегодня

Россия, как и все остальные державы, стремится в своем развитии опередить других. Для этого в государстве разработаны соответствующие программы, одной из которых является Национальная технологическая инициатива (НТИ). Исследуют и создают предметы новых технологий не только взрослые, но даже школьники. Одной из них является сургутянка Кристина Шельтик.

«Завтра» рождается сегодня
Из чего же, из чего же, из чего же... сделаны наши девчонки? Фото Кристины Шельтик.

Трудно представить, как будет жить человечество через 20–30 лет. Возможно, уже и не понадобятся старые добрые велосипеды для передвижения из точки А в точку Б, мы будем есть искусственную еду, перестанем испытывать потребность в отдыхе и начнем жить в среднем 120 лет… А часть человеческих ресурсов возьмут на себя роботы. Предполагая, как могут развиваться дальнейшие события, инженерные умы уже работают над «созданием будущего».

НТИ

Национальная технологическая инициатива существенным образом отличается от других российских национальных проектов своими принципами. Эта программа объединяет людей, а не организации.

НТИ изначально строится как широкое коалиционное действие, предполагающее формирование проектных групп из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений России, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти.

Компании, которые стремятся стать лидерами на глобальных высокотехнологичных рынках, будут предъявлять минимальные требования к количеству и максимальные — к качеству кадров. Главными критериями компетентности станут мультидисциплинарность и творческое мышление, а основой кадровой политики — поиск и развитие талантов.

«Шаг в будущее»

Сейчас развитием талантов и погружением в профессии будущего занимаются не только родители молодых людей, но в этом заинтересовано и педагогическое сообщество, которое находит поддержку в финансовом и административном плане у власти.

Авторитетным общенациональным движением научной молодежи, ученых, учителей и специалистов, стремящихся совместно выстроить инновационное будущее своей страны, является российская научно-образовательная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее». География программы — все девять временных поясов страны. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. №573-р программа «Шаг в будущее» была определена составной частью государственной политики в области кадрового обеспечения российской науки. Она является главным звеном национальной системы научно-технического творчества молодежи (НТТМ). Лауреаты программы «Шаг в будущее» рекомендуются Минобрнауки России к присуждению стипендий Президента Российской Федерации.

Югорская гордость

В состав портфеля проектов Югры, связанных с развитием НТИ, входят несколько направлений, которые предложены научным и предпринимательским сообществом автономного округа. Среди них, например, «Умные месторождения» и «Интеллектуальные умные сети», «Создание программного обеспечения управления беспилотными аппаратами» и другие. Внедрением этих технологий в будущем будут заниматься носители необходимых компетенций, воспитанием которых в Югре занимаются уже сейчас.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра является одним из тех регионов, где подготовка кадров будущего идет практически с детского сада. Уже в дошкольных образовательных учреждениях формируют интерес у юных жителей Югры к техническим наукам. Дети изучают основы робототехники. Ежегодно на территории нашего федерального субъекта появляются новые кванториумы-технопарки для развития навыков и компетенций будущего. Кроме того, педагоги общеобразовательных учреждений со своей стороны помогают развивать молодые таланты и курируют их продвижение в научном плане.

Так, например, в этом году научные проекты сургутских школьников были признаны лучшими на Всероссийском форуме «Шаг в будущее». Юные сургутяне завоевали 34 награды.

Югорчане заняли 11 призовых мест и получили 23 специальных приза в области инженерных, естественно-научных и социально-гуманитарных наук. Проекты старшеклассников отвечают всем современным научным вызовам в разных направлениях.

Одним из победителей научной программы стала Кристина Шельтик, ученица средней общеобразовательной школы №7 г. Сургута. Она представила модель беспилотной подводной лодки в секции «Умные машины, интеллектуальные конструкции, робототехника».

— Новизна работы в том, что на сегодняшний момент есть беспилотные летательные аппараты, а вот беспилотные подводные лодки используются только в военной технике. Кристина исследовала, какие виды подводных лодок бывают, какие датчики необходимы для конструкции лодки, а также запрограммировала каждый датчик, — объяснила научную работу школьницы Ольга Панина, учитель технологии МБОУ СОШ №7. — Лодки-роботы заменят старую технику точно так же, как автономные летательные аппараты скоро заменят во всем мире самолеты с обычными пилотами. Разработка подобного устройства позволит облегчить использование беспилотных аппаратов меньших размеров, сократить время на починку неполадок, избежать потери оборудования в результате неисправности той или иной составляющей.

По словам самой Кристины, изучение беспилотных конструкций привлекло девушку актуальностью применения аппаратов данного образца.

— Интересно конструировать что-то принципиально новое для исследовательской и разведывательной деятельности. Проекты в данном направлении серьезно затрагивают воображение, увлекают, а порой кардинально меняют взгляды на некоторые вещи, — рассказала юная изобретательница.

Изобретение возникло не спонтанно. Трудности, по словам научного руководителя Кристины Шельтик, возникли в изучении языка программирования Си (англ. C. — Прим. ред.) и в подборе датчиков, а сейчас еще нужно решить вопрос о дальнейшем финансировании обшивки подводной лодки.

— Подготовка к участию в научно-образовательной программе «Шаг в будущее» всегда меняет будничный темп жизни, ведь заниматься проектом нужно и вне учебного заведения, самостоятельно. Необходимо учиться работать с материалом, находить информацию, моделировать возможные варианты визуализации работы для конкурса, ведь лодку реальных размеров мне самостоятельно в Москву или Абхазию не увезти. Случается, что идея приходит в голову в самый неподходящий момент, и приходится срочно фиксировать ее, чтобы не упустить, — пояснила Кристина.

Юная изобретательница готовилась не просто защитить работу на конференции после того, как заняла третье место в муниципальном этапе научно-образовательной программы «Шаг в будущее», но и презентовать ее в рамках Российской бизнес-школы-выставки в МГТУ имени Н.Э. Баумана, где участники отвечали на вопросы представителей научного сообщества, гостей и молодежного жюри, в том числе и на иностранном языке.

— Участие в научно-образовательной программе «Шаг в будущее» дает школьникам возможность реализовать свои творческие способности в ходе разработки и создания различного рода продуктов практической части их работ, позволяет научиться искать, обрабатывать и структурировать информацию, способствует развитию коммуникативных качеств и, несомненно, является неоценимым опытом работы с уникальными педагогами, работы над собой и над решением сложных задач современности. Это действительно шаг в будущее, который каждый из нас сделал, оказавшись участником этой программы. Сам механизм конкурса буквально захватывает с головой. Быть частью научно-образовательной программы «Шаг в будущее» — волнительно, увлекательно и весьма почетно, — поделилась впечатлениями с корреспондентом «МК»-Югра» участница программы.

Следуя за мечтой

Проектная работа Кристины Шельтик продолжается. Юный робототехник планирует создать некий симбиоз между беспилотной подводной лодкой и дроном.

— Прибор был бы полезен в ходе мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и расширил бы возможности исследовательской деятельности на разного рода водоемах, в том числе на речных магистралях Уральского федерального округа. Также проект стал бы решением проблемы потери дрона в результате возникновения неисправностей над водой или нехватки заряда аккумулятора для достижения им береговой линии. Система, которая должна работать автономно, значительно сократит время, которое затрачивается на поисковые операции, так как будет оснащена прибором передачи информации непосредственно со своего текущего положения на исследуемом объекте, — объяснила дальнейшую работу сургутская школьница. — В будущем хотелось бы обзавестись инициативным коллегой, который помог бы мне продолжить продвигать и в конечном итоге реализовать идею создания беспилотной подводной лодки в качестве платформы для дронов, потому что, как говорится, одна голова хорошо, а две — лучше. Безусловно, каждый, кто когда-либо занимался созданием аппаратов или систем, мечтает о первом крупном чертеже, процессе сборки, проверки… Мне очень хотелось бы опробовать свое изобретение и оценить результаты долгого, кропотливого труда.

По словам педагога, курирующего Кристину, современная жизнь требует от человека самостоятельно образовываться в течение всей жизни для того, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе».

— Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. Выявление, поддержка и социализация одаренных детей становятся приоритетными задачами современного образования, которое просто необходимо для дальнейшего саморазвития, — пояснила Ольга Панина. — Считаю, что на сегодняшний момент очень важно неформальное образование. Чтобы иметь навыки и компетенции будущего, необходимо уже с начальной школы шагать с этим будущим в ногу. Потому что сейчас очень быстро развиваются современные технологии и молодому поколению школьников просто необходимо работать с ними как на уроках, так и вне уроков на занятиях дополнительного образования, которое успешно развивается в нашем округе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру