О 900-летии Югры рассказали в Санкт-Петербурге

Живая история

19.12.2018 в 09:00, просмотров: 315

Формирование региональной идентичности жителей автономного округа на основе сведений о древней истории родного края, популяризация исторического наследия — составляющие региональной программы развития гражданского общества. В Санкт-Петербурге проходят мероприятия, посвященные 900-летию первого упоминания Югры в русских исторических летописях.

О 900-летии Югры рассказали в Санкт-Петербурге
prlib.ru

Документальные работы Ольги Корниенко можно считать достойным продолжением югорских хроник прошлых времен, отражающих положение дел на этой северной территории. Сегодня мы представляем нашему читателю интервью с автором книг и кинолент о земле Югорской.

Хочу рассказать…

Первое датированное упоминание Югры в русском летописании находится в Лаврентьевском списке «Повести временных лет» (Нижний Новгород, 1377 год, стр. 85) и связано с сообщением новгородского боярина Гюряты Роговича о походе своего дружинника (отрока) в Печору к людям, которые платят дань Новгороду. Оттуда отрок пошел «в землю Югорскую. Югра же — это люди с языком непонятным, и соседствуют они с самоядью в северных странах».

«…Югра же сказала отроку моему: «Дивное чудо мы нашли, о котором не слыхивали раньше, а идет этому уже третий год; есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотою как до неба, и в горах тех стоит крик великий и говор, и кто-то сечет гору, желая высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но показывают на железо и делают знаки руками, прося железа; и если кто даст им нож ли, или секиру, они в обмен дают меха...».

Эти строки знакомы сегодня, наверное, каждому школьнику Югры. После первого упоминания Югра регулярно появляется на страницах русского летописания как часть русского мира, которая в дальнейшем становится частью государства Российского, удивляя весь мир своими пушными и прочими богатствами.  

Справка МК

Определяющим принципом гражданского общества является не только строгое соблюдение гражданских прав, но и стимулирование развития духовной сферы, внутренней культуры, самосознания граждан и этнических групп.

Этими факторами обусловлен интерес к коренным народам, в частности, коренным малочисленным народам Севера, всестороннее развитие которых необходимо как для выживания и развития малых этносов, так и для общества в целом — для его нормального экономического, социального и особенно нравственного состояния.

Сегодня Югра — нефтяная столица России. Она по-прежнему продолжает крепить бюджет страны, оказывая немалое влияние на мировую экономику. Но много ли мы знаем о людях, которые являются прямыми потомками той самой «йуры закаменной», которая так волновала сердца и бередила умы первопроходцев?

Вновь открываем Югру

— Уже во время первой встречи, которую мы провели в санкт-петербургском Доме национальностей 25 ноября, — рассказывает Ольга Корниенко, — нашлось немало людей, для кого удивительный мир зауральской тайги, иной образ жизни стали открытием.  

Мы посмотрели фильмы «Привет, Аленка!» о маленькой трехлетней девочке, живущей на традиционном таежном стойбище вместе со своими мамой и папой, и фильм-размышление ненецкого поэта-оленевода Юрия Вэллы «Последний монолог».  

Оба героя сделали свой выбор. Алена Колыванова выросла, сегодня она студентка института экономики, управления и права Тюменского государственного университета, ее будущая специальность — банковское дело. На стойбище, где когда-то росла и взрослела, возвращаться не собирается, будет работать в городе, в одной из структур Сургутнефтегаза. Юрий Вэлла, наоборот, всей своей жизнью и поступками доказывал соплеменникам, что «в тайге и в XXI веке можно жить достойно». Многим «цивилизованным» городским жителям непонятно, зачем жить в тайге в XXI веке? Отвечая на этот вопрос, я часто привожу на встречах следующие его слова:

«…Мое присутствие все же сегодня еще сохраняет тот кусочек земли, тот кусочек леса, который вырабатывает кислород, дающий небольшую отдушинку для нашей планеты. Но еще не менее важно, что здесь сохраняется духовность, потому что я — часть духовной ценности моих родственников. Когда моя семья тут живет, и люди планеты знают, что есть такое стойбище и можно приехать пообщаться, почувствовать, духовно обогатиться или хотя бы полюбопытствовать, — это тоже ценность нашей планеты. И пока я здесь, это сохраняется».  

Библиотека Президента страны

Разговор о гармонии человека и природы, о необходимости беречь землю как главное богатство нашей планеты продолжился в киноклубе Президентской библиотеки в рамках проекта «История российской государственности в истории ее регионов» 13 декабря.  

Президентскую библиотеку в Санкт-Петербурге по праву называют одним из символов современной России. Первая национальная электронная библиотека Российской Федерации создана по распоряжению Президента В.В. Путина и торжественно открыта 27 мая 2009 года, в Общероссийский день библиотек и день основания Санкт-Петербурга. Сегодня крупнейший общегосударственный информационный и культурный центр использует в своей работе новейшие технологии. Благодаря этому на закрытой части портала в заседании киноклуба участвовали читатели Центральной библи­отечной системы Черноморского района Республики Крым, а по скайпу подключился Региональный центр Президентской библиотеки в Государственной библиотеке Югры (г. Ханты-Мансийск).

В зале, помимо постоянных участников киноклуба, собрались студенты и преподаватели Института народов Севера РГПУ имени А.И. Герцена, гости из ханты-мансийского, ненецкого, ямальского, якутского землячеств, представители киноиндустрии и Русского географического общества.  

Маленький человек на большом экране

Зрителям был представлен фильм «Жизнь Шашупи, описанная им самим».

В центре картины — 70-летний оленевод Василий Мытович Пяк. Лесные ненцы — маленькая народность. В мире их всего 2000 человек, на территории Югры — около двухсот. Как и все коренные малочисленные народы Севера, живущие по традициям предков и по законам тайги, они чисты, искренни, скромны, правдивы, доверчивы. Они не покоряют природу, а живут в согласии с ней, зная и подчиняясь ее законам.  

Справка МК

По словам члена президиума совета по межнациональным отношениям при Президенте России Владимира Зорина, работа по сохранению родных языков в Югре ведется на достойном уровне:

— Не в каждом регионе родные языки находятся под такой опекой властей. Этот позитивный опыт имеет значение для всей страны.

Меры по сохранению, развитию и популяризации родных языков в округе принимаются на государственном уровне. Только некоммерческим организациям, которые занимаются популяризацией родных языков малых народностей, в 2019 году планируется выделить почти 45 млн рублей.

Уже в 2018–2019 учебном году изу­чение родных языков ханты (казымский, сургутский, ваховский диалекты), манси и лесных ненцев проводится в 12 детсадах, 26 школах и трех учреждениях дополнительного образования. Всего в них учатся более двух тысяч детей.

Кстати, губернатор автономного округа Наталья Комарова в ходе выездного заседания совета по межнациональным отношениям, которое прошло в Ханты-Мансийске под председательством Президента России Владимира Путина, предложила внести изменения в федеральное законодательство, которые позволят урегулировать вопросы утверждения графической основы языков коренных малочисленных народов РФ. Речь идет об их алфавитах, а также правилах орфографии и пунктуации.

Ведь именно сохранение письменности позволяет не только передавать язык из поколения в поколение, но и изучать его, считает губернатор.

Фильм снят в 2010 году, накануне освоения нефтяниками территории вокруг священного озера Нумто, где живет герой.

Хотя цивилизация уже стоит на пороге его дома, Шашупи спокоен. Он продолжает заниматься своими таежными делами, пасет оленей и свято верит, что Президент страны не допустит несправедливости: «и нефть нужна, и олени нужны… Олени-то всегда будут, вон и Путин говорит, и Медведев… Нужно только место находить…».

Первый вопрос после просмотра: как сегодня живут эти люди?

Самого Шашупи уже нет. Его сыновья по-прежнему стараются жить в тайге, с оленями. Евгений работает вахтовым методом у нефтяников обходчиком, Григорий — госинспектор в природном парке «Нумто». 

Услышав в фильме, как старый оленевод поет по-ненецки, зрители поинтересовались, а говорят ли еще коренные жители Югры на родных языках?

Сохранение языков малых народов Севера — сегодня больная тема.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры уральских языков Института народов Севера РГПУ имени А.И. Герцена манси Валентина Селиверстовна Иванова ответила так: язык народа можно сохранить только при условии сохранения традиционного образа жизни.

А основа традиций, языков, фольклора — это земля. Нет земли — никакие искусственные способы не помогут это все сохранить.

«Земля — ягель — олень — оленевод — внук оленевода» — хрупкая, но неразрывная цепочка», — любил говорить Юрий Вэлла.

В любом уголке мира

На больших плазменных экранах, расположенных в фойе, зрители, пришедшие на встречу, знакомились с загадками коренных жителей, кратким сценарием древнейшего обряда обских угров — Медвежьих игрищ, с самобытным творчеством ненецкого поэта-оленевода Юрия Вэллы.

Это — своеобразная презентация книги «Уходящая натура: что осталось за кадром». Выпущенная в 2017 году, книга уже выдержала более двадцати презентаций по всей стране, является лауреатом литературной премии губернатора Югры, а также дипломантом конкурса «Книга года Тюменской области — 2017» в номинации «Самая патриотическая книга».   

Сегодня «Уходящая натура…» размещена в электронном каталоге Президентской библиотеки, и, по словам руководителя киноклуба Елены Смолиной, «теперь ее смогут прочесть в любом уголке мира».

— Эта книга о том, как менялась жизнь коренной Югры за последние двадцать лет нефтяного освоения, как развивались взаимоотношения коренных жителей и природопользователей. В ней — истории героев многих фильмов, которые я сегодня показываю, — говорит Ольга Корниенко.

Виват земляки!

— Поддержку земляков я почувствовала сразу по приезде в Санкт-Петербург и очень благодарна им, в том числе, и за помощь в организации этих встреч, — продолжает Ольга.  

В январе 2019 года землячество будет отмечать свое десятилетие.

— Наша общественная организация «Ханты-Мансийское землячество», — рассказывает ее председатель Лидия Георгиевна Гончареня, — была создана здесь в январе 2009 года по предложению и при помощи представительства Югры в Санкт-Петербурге. Сегодня оно насчитывает более ста человек — это бывшие жители городов Югры, проработавшие на Севере двадцать и более лет. Мы помним и любим города Севера, где прошла наша юность, не прерываем связи с родным округом. Являясь единственной общественной организацией, представляющей Югру в Санкт-Петербурге, проводим работу по популяризации традиций и культуры Ханты-Мансийского края. Мы живем под девизом: «Нас, северян, не заморозить никогда. Закалены мы нашим округом навсегда! А в Питере землячество нас греет — землячество, в котором не стареют!».

На заседании киноклуба в Президентской библиотеке копия страницы с записью из Лаврентьевского списка «Повести временных лет» была торжественно вручена представителям Ханты-Мансийского землячества, а Лидия Гончареня, в свою очередь, преподнесла Президентской библиотеке красочную копию герба Ханты-Мансийска.

Что осталось за кадром?

— О чем не успела сказать на встрече? К сожалению, не удалось поговорить о том, как сегодня российское законодательство влияет на жизнь коренных народов. Что нужно сделать для того, чтобы Югра не только продолжала радовать федеральный бюджет, но была в первых рядах и по экологическим показателям. Сегодня мы, к сожалению, лишь 66-е из 85 регионов. А ведь Югра — форпост Арктики. Места, где живут герои фильма «Жизнь Шашупи, описанная им самим», — это уже и есть южная Арктика. Арктическая тема сегодня на слуху у жителей северной столицы страны.

Не успели поговорить об экологии культуры, об экологии души, что сегодня не менее важно. Впереди еще встречи в Русском географическом обществе и в Государственном литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой. Надеюсь наверстать.

И обязательно прочту там слова близко знающего населяющие Югру народности Доминика Самсона Нормана де Шамбура, доцента отдела сибирских исследований Национального института восточных языков и культур в Париже: «Изучайте людей, связанных с землей, ибо эти оленеводы, эти охотники и рыбаки являются садовниками мира. Они скромно сотворили пейзажи, которые нас окружают сегодня. Они приспособились к естественным условиям, дав волю думам природы. Они опасались попирать ее законы, предчувствуя, что насилие обернется против них. Таким образом, они смогли сберечь землю и могут научить этому других, лишь бы этот опыт был востребован.

Таково, на мой взгляд, предназначение коренных народов — одушевить ум Вселенной, ее очевидность, ее чувствительность. Благополучное существование этих людей означает наш успех. Их смерть лишь предвестит нашу».