В югорских поликлиниках активно внедряются передовые технологии

«Цифра» в борьбе с болезнями

В Югре проводится системная работа по выполнению задач рынка «ХэлсНет» (HealthNet), обозначенных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в Национальной технологической инициативе, которая будет определять развитие мировой и российской экономики через 10–15 лет. Важным направлением в этой области является разработка медицинских информационных систем, автоматизирующих деятельность медицинских организаций, автоматизация рабочих мест врачей и подключение их к единым региональным и федеральным информационным системам.

«Цифра» в борьбе с болезнями
В сургутской поликлинике для удобства пациентов организована электронная очередь в регистратуру. Фото автора

Так, во многих поликлиниках автономного округа уже организованы электронные очереди в регистратуры, созданы колл-центры. Также их пациенты имеют дистанционный доступ к своим медицинским картам и получают электронные больничные листы.

Журналистам Уральского федерального округа в ходе пресс-тура показали современные медицинские учреждения Сургута, в которых, в частности, внедряется программа «Бережливые поликлиники». Ее главная цель — сократить время нахождения пациента в лечебно-профилактических организациях.

Развитие цифровой медицины

— В ежегодном послании губернатор Югры Наталья Комарова дала поручение, чтобы все организации, оказывающие медико-санитарную помощь, участвовали в программе «Бережливые поликлиники». На сегодняшний день в Югре 52 медицинских учреждения во­шли в этот процесс. В рамках одного из первых этапов были проанализированы потоки пациентов и рабочее время сотрудников. Исходя из полученных результатов, выстраивались пути решения этих проблем, — сообщил главный врач Центра медицинской профилактики Югры Алексей Молостов, который выступает координатором проекта.

Журналисты смогли оценить работу Сургутской городской клинической поликлиники №4 по развитию цифровой медицины. Это современное лечебное учреждение, выполненное по типовому проекту. Четвертая поликлиника введена в эксплуатацию в марте прошлого года. В год здесь получают медицинскую помощь более 120 тысяч человек. Немаловажно, что, как и многие югорские поликлиники, она принимают пациентов семь дней в неделю.

Современная регистратура

Принципы бережливого производства, направленные на сведение к минимуму хождения пациентов по кабинетам и оптимизацию работы регистратуры и врачей, уже стали ежедневной практикой поликлиники №4. Отличие от традиционной и устаревшей системы бросается в глаза при первом же посещении нового учреждения: здесь, по аналогии с банками, организована электронная очередь в регистратуру.

— Такая система у нас введена в тех службах, где невозможно производить запись по времени: это регистратура и процедурные кабинеты. Все это сделано, конечно же, для удобства и комфорта наших пациентов, — рассказала главный врач Сургутской городской клинической поликлиники №4 Любовь Колесникова.

В холле медицинского учреждения размещен терминал с одной лишь кнопкой. Получив талон, пациент может спокойно присесть в зале ожидания, не контролируя поток очереди. Голосовой помощник сообщит ему, что он может пройти в регистратуру. Для удобства посетителей возле окон расположены стулья.

— Эта программа позволяет не только упорядочить очередь в регистратуру, но и контролировать время ожидания. Старшая медицинская сестра поликлиники в режиме реального времени видит, когда регистратура попадает в так называемую «красную зону», то есть когда время ожидания выходит за границы допустимого, и моментально вмешивается, чтобы решить эту проблему, — пояснила Любовь Колесникова.

Еще одно заметное нововведение: в регистратуре не звонят телефоны и не отвлекают сотрудников от приема посетителей. Здесь существует только внутренняя связь, посредством которой специалисты могут при необходимости связаться с врачами. Все входящие звонки от населения возложены на работников колл-центра: четыре специалиста отвечают на звонки горожан, осуществляют запись к врачу по телефону, принимают вызовы на дом и предоставляют справочную информацию. Колл-центр помог значительно сократить очереди в поликлинике.

Кстати, в регистратуре могут не только записать на прием к врачу, но и зарегистрировать на портале государственных и муниципальных услуг: для этих целей сотрудники имеют электронные подписи. Таким образом, пациенты получают доступ в личный кабинет, где могут увидеть информацию, которая отражается в электронной медицинской карте, и имеют возможность в будущем самостоятельно записываться к врачу, не выходя из дому.

Надёжная медицинская карта

Экономией времени отмечено и получение пациентами информации о результатах анализов: теперь она автоматически загружается в историю болезни в современном формате.

Переход учреждений на электронный документооборот также осуществляется в рамках внедрения бережливых технологий при оказании первичной медико-санитарной помощи. Теперь все врачи вносят информацию в электронные медицинские карты. Отказ от бумажных аналогов также способствует улучшению работы поликлиник и выходу их на новый уровень развития. Эта современная система решает главную проблему — потери медицинских карт. Также переход на новый формат документооборота позволяет сократить затраты на хранение информации и расходные материалы; устраняется несогласованность в действиях специалистов, что ведет к значительному снижению вероятности врачебных ошибок.

— Внедрение электронной медицинской карты позволяет ликвидировать самый раздражающий фактор во взаимоотношениях пациента и врача: когда человек, отсидев в очереди, приходит к специалисту и слышит: «А вашей карточки нет, идите в регистратуру», — объяснила Любовь Колесникова.

Кроме того, история болезни в электронном формате может быть использована одновременно для разных целей. Так, есть возможность направить медицинскую карту на проверку в контролирующие органы, открыть доступ для самого пациента и предоставить студентам медицинских вузов для обучающих целей, конечно. с соблюдением авнонимности.

В перспективе такие истории болезни полностью заменят бумажные аналоги. Если в некоторых учреждениях устаревшие медкарты пока дублируют на компьютере, то в ближайшее время будет происходить постепенный отказ от традиционной системы.

— В скором времени информацию из медицинской карты можно будет передавать в другие города. Для этого сейчас Министерство здравоохранения Российской Федерации создает единую государственную информационную систему. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра уже несколько лет готов к этому нововведению, – сообщил Алексей Молостов.

Приём в прямом эфире

Новая система оформления медицинской документации отвечает требованиям времени, о которых говорила ранее губернатор Югры Наталья Комарова. Выступая с отчетом о работе правительства автономного округа в уходящем году, она подчеркнула, что основной задачей здравоохранения на ближайшую перспективу является приближение медицинской помощи к человеку. Так, уже сейчас у югорчан появилась возможность получения медицинских консультаций в прямом эфире: в регионе реализуется проект «Спросите у врача». В группе «Послушайте, доктор. ХМАО» социальной сети «ВКонтакте» и аккаунте окружного департамента здравоохранения в Instagram (@dzhmao) специалисты проводят онлайн-трансляции, в ходе которых отвечают на вопросы пациентов. В рамках проекта состоялись уже четыре выпуска. Только за этот короткий срок реализации он уже доказал высокую востребованность: эфиры смотрят в среднем более 13 тысяч человек.

Специалисты отмечают, что проект «Спросите у врача» является эффективной площадкой для распространения достоверной информации по профилактике и лечению заболеваний.

Поликлиника в соседнем подъезде

Еще одним примером приближения медицинских услуг к населению является создание офисов приема врачей на первых этажах жилых многоквартирных домов. Одно из таких новых учреждений посетили журналисты. Филиал Сургутской городской клинической поликлиники №1, расположенный по улице Университетской, 19, который с виду больше похож на частную клинику, был создан в связи с тем, что численность населения, прикрепленного к этому медицинскому учреждению, выросла.

Заместитель главного врача поликлиники №1 Александр Грицык подчеркнул, что здесь в полном объеме оказывается необходимая медико-санитарная помощь и взрослым, и детям, также расположен дополнительный кабинет ЭКГ.

Подобные филиалы открываются и в других городах автономного округа, например, в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Югорске.

Непрерывная работа

Впрочем, тем, что уже сделано для реализации программы «Бережливые поликлиники», в округе не ограничатся: руководство департамента здравоохранения обещает планомерное развитие проекта.

— Бережливые технологии — это, в первую очередь, удобство в организации работы врача, создание комфортных условий для пациентов и качественный контроль над оказанием медицинской помощи, — комментирует директор департамента здравоохранения Югры Алексей Добровольский. — Но я бы не сводил это только к созданию регистратур без окошка. В поликлиниках должна быть обеспечена укомплектованность специалистами первичного звена: участковыми педиатрами, терапевтами, роль которых не должна сводиться к диспетчерской. На сегодняшний день ими укомплектовано 90 процентов таких медучреждений.

Отметим, что в автономном округе на 10 тысяч человек приходится 50 врачей. Для сравнения, средний показатель по стране — 37 медицинских работников. Но, несмотря на это, оптимизация будет продолжаться. Алексей Молостов подчеркнул, что программа «Бережливые поликлиники» не подразумевает конечного результата: всегда есть возможность улучшать работу. Это мнение разделяет и директор департамента здравоохранения Югры Алексей Добровольский, который подчеркивает, что медицина не стоит на месте. Поскольку те высокие технологии, которые еще вчера были уникальными, сегодня уже входят в ежедневную практику, а им на смену приходят более передовые системы, задача местной медицинской сферы — успевать идти в ногу со временем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру